Собственно, во многом из-за этого её кинокарьера и не задалась. Шутка ли, прямо в глаза перечить таким маститым режиссёрам, как Иван Пырьев и Сергей Бондарчук (первому актриса заявила, что его сценарий негоден, а второму, что тот неправильно подобрал актёра для «Войны и мира»)!
В результате с середины 1960-х Румянову в кино снимали исключительно редко. Зато среди мультипликаторов уже давно ходили слухи о поразительном умении советской актрисы имитировать разные голоса. Очевидцы рассказывали, как в своём дебютном фильме «Сельский врач» (1951) Румянова гениально воспроизвела крик новорождённого младенца, когда сам младенец вовремя и крепко уснул прямо на съёмочной площадке.
Сегодня в это трудно поверить, но изначально голос у Румяновой был низким — говорят, она очень убедительно пела басом. Но однажды актриса перенесла пневмонию и на какое-то время вообще утратила способность громко разговаривать. Когда же голос восстановился, то неожиданно выяснилось, что из баса он превратился в дискант. Саму Клару Михайловну эта перемена страшно расстроила, зато обрадовались мультипликаторы.
С начала 1960-х актрису начинают всё чаще приглашать на озвучивание мультфильмов. Её голосом начинают разговаривать Юра Баранкин, Паровозик из Ромашкова, Козлёнок, умевший считать до десяти, и хор Василис из «Вовки в Тридевятом царстве». Впоследствии Румянова озвучит около 150 (!) мультфильмов и станет единственной актрисой, получившей звание «заслуженный артист РСФСР» за работу в мультипликации.
Однако в этой статье мы будем вспоминать прежде всего её песни, многие из которых вошли в «Золотой фонд» не только детской, но и взрослой эстрады.
Первым мультяшным «хитом» Клары Михайловны, который запомнился зрителям, стала «Песенка мышонка» (муз. А. Флярковского) из одноименного м-ф 1967 года. Незамутнённой простоте этой песенки мог бы позавидовать любой попсовик.
Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я
И песенка моя…
Не менее заразительной стала песенка из м-ф «Приключения огуречика» («Я весёлый огуречик…»). Композитор Евгений Крылатов, наверное, и не подозревал, что его задорная мелодия будет почти в точности воспроизведена в хите 1975 года «Una Paloma Blanca» от группы GEORGE BAKER SELECTION. Учитывая, что мультик про огуречика вышел в 1970-м, данный факт не может не вызывать определённых вопросов…
Настоящая же слава пришла к Румяновой в конце 1960-х, когда её голосом заговорили три любимейших героя советской детворы — Чебурашка, Малыш из мультика про Карлсона и Заяц из «Ну, погоди!».
Поначалу ни Чебурашка, ни Заяц своих песен не имели. Спустя время композитор Владимир Шаинский и писатель Эдуард Успенский таки одарят ушастого эмигранта собственной песенкой — «Теперь я Чебурашка…». Однако прозвучит она уже не в мультфильмах, а в радиоспектакле.
Что касается Зайца, то вплоть до 1974 года он отметился лишь одним, с позволения сказать, «выступлением». Я имею в виду сценку из 5-го выпуска «Ну, погоди!», где герой истошно и нарочито фальшиво исполняет арию «О, соле мио!». С тех пор слушать эту неаполитанскую песню без смеха я уже не мог…
Оригинальную песню Заяц (Румянова) и Волк (Папанов) получили только в 8-м (новогоднем) выпуске мультсериала, где изображали травести-дуэт Деда Мороза и Снегурочки. Впрочем, о суперхите «Расскажи, Снегурочка» от Гладкова и Энтина я уже писал. Поэтому просто посмотрим, как актёры записывали эту композицию…
Также Клара Румянова отметилась ещё в двух мультсериалах — «Приключения Незнайки и его друзей» (1972) и «Волшебник Изумрудного города» (1974). Оба снимались на творческом объединении «Экран» практически одним и тем же коллективом, хотя и очень многочисленным (посмотрите хотя бы, как похожи куклы Незнайки и Элли). По сути, это были первые многосерийные кукольные сериалы в истории советской анимации. Лично мне «Волшебник» понравился куда больше «Незнайки» (если не считать сильно урезанный сюжет третьей книги франшизы — «Семь подземных королей»).
Сергей Капков. «Газета» № 148 от 16.08.2004:
«Один режиссёр делал бы его десяток лет, поэтому решили создать столько же съёмочных групп, сколько и серий. Придумали внешние образы героев, смастерили кукол, оборудовали несколько павильонов и за два года сняли „Приключения Незнайки“. А по горячим следам — „Волшебника Изумрудного города“. В обоих случаях получился некоторый разнобой, каждая серия вышла разного качества и звучания, отчего в целом фильмы проиграли. Но дети не обратили на это внимания, поскольку искренне обрадовались встрече с любимыми героями».
В «Незнайке» Румянова озвучила музыканта Гуслю, который учил Незнайку петь знаменитого «Кузнечика» Владимира Шаинского. А в «Волшебнике» — девочку Элли, которая вместе со своими спутниками исполняет центральную песню сериала — «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной…». Текст песни сочинила детская писательница Ирина Токмакова, а музыку — Игорь Ефремов (тот самый, что написал хит Людмилы Сенчиной «Золушка» и саундтрек к к-ф «Волшебный голос Джельсомино»). Интересно, что спустя 2 года Румянова исполнит ещё одну композицию Ефремова для мультфильма «Осьминожки» («А теперь добавим ножек — получился осьминожек…»).
Надо сказать, что над «Волшебником Изумрудного города» работало не только несколько режиссёров, но и несколько сонграйтеров. Допустим, забавную «Песню стражников» сочинил композитор Игорь Космачёв на стихи Леонида Дербенёва.
Одной из самых красивых композиций в творчестве Румяновой стала песня из м-ф «Шёлковая кисточка» (1977). Мультфильм был снят по мотивам алтайской сказки и повествовал о поисках волшебного целебного цветка, найти который мог только человек с отважным и добрым сердцем. Песню Шёлковой Кисточки («Есть на свете цветок алый-алый…») сочинил композитор Юрий Чичков на стихи Михаила Пляцковского. По своему чарующему воздействию с ней могла сравниться разве что песня Евгения Крылатова про лесного оленя. И если бы мне предложили записать кавер на любую детскую песню, «Волшебный цветок» точно был бы в числе фаворитов.
Кроме Румяновой эту композицию исполнял Большой детский хор с солисткой Таней Мелеховой.
А в 2017 году её перепела другая Таня — Буланова — в дуэте с лидером группы «Ноль» Фёдором Чистяковым.
Уверен, что многим советским детям запомнились и две других песни Румяновой — «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева — сл. М. Пляцковского) из м-ф «Тимка и Димка» (1976) и «Что я за птица» (муз. А. Журбина — сл. Б. Заходера) из м-ф «Кто же такие птички» (1978).
Последний мультик замечателен ещё и своим необычным воплощением. Режиссёр Юлиан Калишер умудрился соединить 3-D кукольной мультипликации с плоским двумерным фоном, использовал орнаментальные рамки и всячески нарушал пространственную ориентацию.
Позже Калишер снимет свой главный шедевр — «Большой секрет для маленькой компании», но это заслуживает отдельного рассказа. Да и о хитах Клары Румяновой мой рассказ далеко не закончен…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...