Наши предки-славяне свято верили, что в лесах, полях, водах, да и по всей земле-матушке живут духи и охраняют её богатства. В представлении людей всё в природе имеет душу, и камень не истукан бездушный — если обратиться к нему, выслушает и ответит.
Интересно, что люди, судя по своим нравам, разделяли духов на добрых и злых. Но при этом считалось: если не гневить злых духов, они не обидят, а могут даже при случае и помочь. Хочется добавить: не злые они, а строгие и требовательные. Как же без этого человека разумного можно призвать к порядку и бережливости?
Дожил человек до того, что перестал верить в богов и духов природы, вот и результат налицо: гневается Земля, готова стереть всё живое с лица своего да заново населить, в надежде на то, что более дальновидными станут жители.
Как бы ни было на самом деле, зайдя в лес, в котором люди не встречаются на каждом шагу, где сохранилась тишь и благодать, остановитесь, прислушайтесь. Наверняка услышите на фоне шелеста листвы, журчания родника, хруста валежника под ногами и лапами проходящего зверья звуки, доносящиеся из невидимого для нас мира. Не ухо услышит эти звуки — душа почувствует. А если ещё и поговорите с ними, охранниками красы земной, да услышите в ответ добрые напутствия, то уверуете навсегда в их существовании.
Какие же они, духи лесные, в представлении человека?
В. О. Ключевский, известный русский историк, писал:
«Какой-то непонятный страх овладевал человеком, когда он заходил в густой лес. Сонная дремотная лесная тишина пугала его. В глухом тихом шуме вековечных верхушек слышалось что-то зловещее. Ежеминутное ожидание неожиданной опасности напрягало нервы, будоражило сознание. И древний человек населил лес разными страшилищами».
В те давние времена страх владел человеком и заставлял верить в страшилищ. Но хочется возразить уважаемому историку: не только страх, но и любознательность, неосознанная сопричастность ко всему живому заставило людей поверить в жизнь невидимых существ.
Итак, Древобог — в славянской мифологии лесной бог, хозяин всех лесов на Земле. Его сотворил Род. Древобогу подчиняются все лесные духи — боровые, или боровики, боровички, лешие, водяные, русалки и многие-многие другие.
В разных местностях главным в лесу считали Лешего, или Борового (Боровика). Относились к нему по-разному. Например, в Архангельской области говорили: «По лесу ходит боровой, хуже медведя, самый страшный». Только страх владел человеком, когда он так говорил.
Считалось, что Боровой появляется в образе громадного медведя без хвоста, что и отличает его от настоящего медведя. Также верили, что Боровик, или Боровой, умеет принимать различные образы: может стать ниже травинки или же выше дерева.
Часто Борового соотносят с образом Лешего. Считается, что, как и подобает главному, он проживает на самом возвышенном и красивом месте в бору или лесу и наблюдает за всем происходящем в своих владениях. При необходимости появляется собственной персоной на месте непорядка и сурово наказывает виновных.
Люди верили, что Боровые поедают животных и часто уводят домашний скот, оставшийся без надзора. Считалось, что скотину можно было обменять у духа даже на безделушку, если принести с собой в лес кошку и вынудить её мяукать — Боровой не переносит кошачьего мяуканья и непременно отдаст скотину, лишь бы поскорее прекратился кошачий концерт.
Также верили, что Боровой может завести человека в непроходимые дебри или напугать своим громоподобным смехом. Наверное, это касается тех людей, которые боятся леса, не знают его законов, без нужды губят деревья. Ведь недаром наши предки, прежде чем срубить дерево, спрашивали у жреца, какое именно дерево можно срубить.
А настоящие травницы знают, когда идти в лес за травами, сколько можно в одном месте сорвать растений. Они непременно поблагодарят лес за дары. Такого человека Боровой не обидит, а при случае и наградит.
Боровому подчиняются все остальные лесные духи, в том числе и боровички, живущие под грибами и охраняющие их. Боровички являются нам в виде маленьких, бородатых старичков, что роднит их с образом гномов.
Если человек позарится на все грибы, да будет их вырывать, а не бережно срезать, боровички попрячут грибы, сделают так, что человек будет идти мимо гриба и не видеть его.
В непролазных, глухих дебрях, пущах обитает Пущевик. Он прекрасно маскируется: тело напоминает корягу, руки и ноги — сучья, глаза сверкают, как кусочки трухлявого пня. Не поздоровится тому, кто забредёт, не звано, в его края — одежду изорвёт в клочья, тело исцарапает в кровь да ещё полчища комаров нагонит. Кроме того в его обязанности входит останавливать лесные пожары. Как он это делает — загадка.
Там, где к лесам подходят болота, живут Моховой и Лозовик.
Моховой, как и следует из имени, обитает среди мхов. Он является самым низким из лесных духов, одежда его сшита из мха. Часто он превращается в кочку, чтобы быть незаметным. А если хочет серьёзно напугать людей, то представляется им в образе свиньи или барана.
Моховой следит за тем, чтобы люди не собирали ягоды раньше срока. Нерадивых сборщиков он будет водить по топям до тех пор, пока силы у них иссякнут, и уже не до ягод будет бедолагам. Выбравшись на знакомую тропу, они поспешат домой.
Лозовик также невысокий дух, всего то роста в нём с ноготок, зато борода длиннющая. Бродит он по топким местам и пугает людей сверканием глаз. Может, и правильно делает, что пугает — человек, испугавшись, не забредёт в опасное место.
Есть в лесу и свои проказники — как же без них?! Например, Боли-бошка и Аука.
Боли-бошка — хитрый и лукавый дух, проживает в лесных ягодниках и наверняка желает, чтобы люди, собирая ягоды, оставляли плоды и птицам на зиму.
И подшутить любит этот дух: прикинется больным старичком, будет плакаться, что потерял в траве суму свою, будет умолять помочь найти её. У жалостливого человека из-за этого заболит голова и потеряет он способность ориентироваться в лесу. А Боли-бошке только того и надо: запрыгнет к человеку на плечи и будет кататься на нём, пока не надоест.
Аука — очень забавный житель леса. Похож он на толстенького малыша с надутыми щёчками. Живёт в самом глухом месте леса в избушке, проконопаченной золотым мхом. В его жилище всегда тепло и имеется запас чистой талой воды. Этот проказливый дух совершенно не нуждается во сне. Зимой, когда остальные лесные духи спят, он резвится среди снегов, выискивая затерявшихся путников. Он со всех сторон отзывается на голос человека, ещё больше сбивая его с пути.
Зла Аука не желает, ему просто скучно, и таким образом проказник развлекается. Но если обратиться к нему по-доброму, уважительно и попросить вывести из леса, он непременно откликнется на просьбу.
Интересна супружеская чета духов — Листин и Листина. По возрасту это старые духи. Они часами сидят в куче опавшей листвы и, шурша ею, общаются между собой. В давние часы детям часто делали игрушку — старуху Листину. Туловище изготавливали из мха, руки и ноги — из еловых шишек, на ногах были надеты лапти. Такую куколку можно смастерить вместе с детками и сейчас и заодно рассказать им о лесных духах.
Кроме упомянутых духов в лесу проживают Кустичи, Зеленицы, Орешичи, Березницы, Ягодники, Корневики, Травники, Листвичи, Щекотуны и многие-многие другие. И у каждого есть свои обязанности, даже у шалунишек.
В каждом лесу свои духи живут. Придя в лес, поприветствуйте их, поблагодарите за охрану природы, послушайте шелестение опавшей листвы — это Листина рассказывает вам одну из удивительных историй из жизни леса.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...