Расцвет яркого самобытного таланта Андрея Рублева пришелся на непростые времена, когда происходило утверждение новой русской государственности, овеянной победами на Куликовском поле, освобождение от векового рабства распадающейся империи Чингисхана. Произведения Андрея Рублева излучают внутренний свет, радостное оптимистичное настроение наперекор царившему хаосу и насилию.
Такова самая знаменитая икона Андрея Рублева «Троица». Сама икона крайне символична. В нее входит немало деталей, которые непонятны нынешним поколениям. Это и круг -самый распространенный и понятный символ вечности, дерево — маврикийский дуб из библейского повествования, но это еще и символ воскресения, дом — символ созидания внутреннего мира человека.
За спиной третьего ангела — Духа Святого — изображение горы. Гора является, по сути, древним и понятным символом всего возвышенного, мира небесного, ангельского, духовного. Стол (за которым сидят ангелы) является Голгофой и одновременно престолом, то есть гробом Господнем.
В своем центральном произведении Рублев использует светлую гамму цветов. Голубой цвет символизирует небо и духовный мир, возрождение, духовное образование человека. Применялся Рублевым и темно-бордовый цвет, который точно так же, как и голубой, традиционно ассоциируется с Богородицей. В фреске Рублев убирает все сиюминутное, оставляя вечное.
За свою жизнь иконописец создал немало произведений. «Благовещение» (1405 год), «Тайная вечеря» (1405), «Преображение» (1405), «Рождество Христово» (1405) и, конечно, знаменитая «Богоматерь Владимирская», созданная в начале ХV века.
Но особо хотелось остановиться на иконе «Иоанн Предтеча». Здесь стоит отметить, что вдохновленный, одухотворенный образ в целом соответствует образам византийского искусства этого времени, однако отличается большей кротостью, смирением и просветленностью. В этом произведении Рублев прежде всего стремился воплотить собственное представление об образе святого, что не исключало для него соблюдение канонов иконографии.
В рамках одной статьи невозможно объять необъятное. Я хотел отразить лишь самые основные тенденции в творчестве великого мастера. Но статья призвана послужить трамплином для читателей в изучении огромного исторического наследия иконописи Андрея Рублева.
В завершение хотелось указать факты, связанные с историей икон Рублева уже в советское время.
Так, например, знаменитая «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. А в 1929 году «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где находится до настоящего времени.
«Cошествие Христа в ад» — это икона Андрея Рублева, значение которой было раскрыто
И последнее: в 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Его творчество оказало огромнейшее влияние на культуру и искусство нашей страны.
Да, сейчас в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры имеется только список с иконы Андрея Рублёва.
Мне вообще было всегда непонятно, зачем большевики забрали эту работу в государственный музей. Сами они как были безбожниками - так и остались. А в Лавре - эта работа была бы на своём месте.
Спасибо Вам за статью. Интересно было всё это прочитать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, печально то,что большевики стали ругательным словом.а ведь они создали на основе развалившейся Российской империи фактически новое и сильное государство.Безбожники несли искусство в массы.организовывали курсы по преодолению безграмотности.В Российской империи только 3 процента,а может только 2 процента могли читать и писать,а впоследствии Советский Союз стал самой читающей страной в мире.Сегодня мы только на третьем месте по этому показателю.Но были и трагические моменты истории,наряду с победами и достижениями
1 Ответить