Как-то раз, в начале 2000-х, будучи в командировке в Смоленске, я поддался своему коллеге, с которым мы там работали, и дал затащить себя в местную картинную галерею. Уж не помню, как назывался этот музей. Вот его можно было бы назвать примером стабильности. В конце XIX — начале XX веков княгиня Тенишева собрала великолепную коллекцию тогда не слишком признанных художников. Она все подарила городу еще до революции, в 1911 году, и после революции осталась работать при своей же галерее.
На поиски картинной галереи нас вела карта туриста, взятая в холле гостиницы, в которой мы остановились. Угол ул. Исаковского и Тенишевой. Старенький-престаренький деревянный домик, доски крыльца слегка прогибались, когда на них наступишь. Чистенькая бедность. Развалюха. За вход с нас взяли 10 рублей.
И тут начались чудеса. Залы были увешаны шедеврами. Если бы эти картины вывешивали, скажем, в Русском музее или в Третьяковке, то каждой из них был бы отведен отдельный зал. А тут они, хотя и близкие по тематике, висели впритирку рядом и друг над другом. Великолепных картин было много, а места — мало.
Айвазовский, Ге, Куинджи, Репин, Крамской, Суриков… Мы с товарищем буквально зависли, подолгу стоя перед каждой картиной.
Ну, казалось бы, чему тут меняться? Но в 2010 году галерею все-таки переселили в нормальное здание в другом месте города. Надеюсь, теперь там картины хотя бы немного развели в разные комнаты по темам и по авторам.
На интернет-сайте галереи в описании местоположения есть примечательная история названия улицы, где теперь расположена галерея. Вначале она была Годуновской, потом Большой Дворянской, Большой Пролетарской, Социалистической, Сталина и, наконец, с 1961 года она Коммунистическая. И остается таковой по сию пору — удивительно!
Как в том одесском анекдоте про пароход «Сергей Есенин»:
— Дедушка, а кто такой Сергей Есенин?
— Сергей Есенин — это бывший Лазарь Каганович.
Увы, Смоленск далеко, я навряд ли туда снова попаду, а ради одной картинной галереи туда поехать — это малость чересчур. Зато у меня под боком Эрмитаж и Русский музей. Хожу я туда регулярно, но нечасто. Русский музей мне кажется устоявшимся и очень статичным. Те же залы, что 20−30 лет назад. В них висят те же известные картины, стоят те же скульптуры. И картины, и скульптуры — великолепны. Но все то же на тех же местах, где стояли много лет назад.
А вот Эрмитаж каждый раз другой. И не скажу, что он меняется только к лучшему — с моей точки зрения. Вечная очередь в кассы и на вход стала намного более динамичной. Раньше я в них стоял помногу часов, особенно в выходной (а когда еще время-то найти?). А теперь встал в очередь и минут через 30−40 уже снимаешь пальто в гардеробе.
Но в наиболее интересных разделах экспозиции музея толкучка как на блошинке. Только тут одновременно по 2−3 экскурсии в каждом зале и экскурсоводы рассказывают одновременно на нескольких языках про картины данного зала. Зато моих любимых импрессионистов из главной экспозиции выкинули в экспозицию бывшего Главного Штаба, что хорошо.
Кроме того… Это, наверное, хорошо: Эрмитаж теперь посылает свои картины то в Европу, то в США. Может быть, мне не везет, но пару раз, когда хотелось посмотреть что-то определенное, какие-то картины Рембрандта, или Гойю, или Эль-Греко — подойдя к тому месту, где они должны были висеть, видел вместо картины бумажку: «изъято для участия в выставке в …». Так что последние лет восемь в Эрмитаже я хожу только на экспозицию в здании бывшего Главного Штаба.
Началось все с того, что я, пройдя по Эрмитажу знакомым маршрутом, не нашел лестницы на третий этаж, к импрессионистам. Решив, что позабыл путь, потыкался рядом, поискал. Потом спросил у сотрудницы музея. Она с жалостью на меня посмотрела и сказала, что, видно, я давно в Эрмитаже не был — уже с год как всю экспозицию импрессионистов перенесли в бывший Главный штаб.
Я пошел туда. И вдруг обнаружил, что хотя, очевидно, там все еще в динамике и не доделано, но импрессионистов в экспозиции стало намного больше. Того же Ренуара в старой экспозиции была всего пара картин, а тут Ренуаром был заполнен целый зал, да в соседнем несколько его картин висело.
Когда я зашел на выставку в этом году, оказалось, что к экспозиция импрессионистов на четвертом этаже добавилась еще и экспозиция классической французской живописи XIX века. И на третьем этаже появилась и полностью его заняла экспозиция явно из запасников музея — портреты и пейзажи работы художников XIX века и прикладное искусство XIX века.
Я очень надеюсь, что в будущем году экспозиции в помещениях бывшего Главного Штаба будут еще более интересными — ведь в запасниках Эрмитажа картин в несколько раз больше, чем они могут показать в своих экспозициях, а в самом новом помещении есть еще два этажа, занятых далеко не классикой!
Мне очень понравилась статья. В художественном музее не была лет пять. То времени нет, то что-то мешает...
0 Ответить
Музеи России вроде бы очень стабильны. Есть экспозиция, есть старушки, мирно дремлющие на мягких стульях в уголке каждого зала. Есть гардероб, отопление, сигнализация, всякое-разное... - в смысле, сортир вроде бы покультурнее, чем на улице?
Того же Ренуара в старой экспозиции была всего пара картин.. Автор - убожество! Пиши лучше про колбасные обрезки - у Вас про такое лучше получается.
0 Ответить
Польщен вниманием, Илья Сысоев, польщен.
А аргументировать свои оскорбления можете?
Почему решили развивать сортирную тему? Вроде в статье про сортиры ни слова.
У Вас возникла потребность и Вы решили о ней написать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Зря Вы, Игорь Вадимов, восприняли моё негодование как оскорбление. Я всего-навсего разговариваю на том же языке, который Вы решили применить в своей "статье".
"Пара картин того же Ренуара" для меня - это плевок в сторону искусства. Не плюйся прилюдно, автор! Остальные огрехи (в моём понимании, конечно) не стану комментировать, чтобы не быть соучастником Вашей мерзопакости.
Не помню автора строк, но здесь уместна "пара":
...съесть пару мятых пирожков,
запить томатным соком...
0 Ответить
Я понял, Илья Сысоев, Вы абсолютизируете свое понимание русского языка. Бывает. Но неверно. Для меня плевок - это сортирная тема. Поляки очень любят вспоминать, какие сортиры они видели в России.
Поверьте "пара полотен Ренуара", вовсе не оскорбление живописца, если их и на самом деле было всего 2-3, причем 2 из них были вообще эскизами, а настоящее полотно было только одно. А теперь их в филиале Эрмитажа, в здании бывшего Генштаба - целый зал. И разные полотна и эскизы - и в соседнем зале еще несколько картин.
И все же - при чем тут сортирная тема? Вы едите в сортирах пирожки, запивая их томатным соком?
Чем Вам не угодили пирожки? Вы их не едите? Если не едите - то почему?
А томатный сок для Вас - почему запретен? Здоровье не позволяет?
Почему Вас уже в новом ответе такое неприятие слова "пара", которое в русском языке означает просто "не точно два, но около двух" - может два, может три - я просто точно не помню, сколько именно было картин Ренуара на третьем этаже Эрмитажа много лет назад.
Увы, не обещаю в дальнейшем учитывать Ваши весьма странные взгляды на русский язык. Просто потому что я их не знаю и не понимаю. почему "пара" - это плевок? Тем более "в сторону искусства"?
Для меня плевок в сторону искусства тот факт, что Эрмитаж переполнен посетителями, народа там в лучших залах - буквально как на барахолке. И это тоже не "плевок" а описание, на что это похоже - когда в зале Рембранта ни к картинам не подойти, ни посмотреть - толпы и толпы с экскурсоводами, на разных языках описывающими одни и те же картины, считай, одновременно.
Все же хочу вернуться к паре - неужели Вы никогда не покупали пару пирожков и не съедали их, запивая (ну, не соком, но тогдашним советским кофием с молоком) - нет, не запивали?
Ан нет - Вы с 1978, чуть постарше моих дочек, Вы не застали.
Так что же Вы начали к слову "пара" приплетать и сортиры и пирожки, почему-то мятые... Сортиры с пирожками для меня совсем не стыкуются. Странно все это.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, вообще эскиз - порой имеет бОльшую художественную ценность, чем законченное произведение.
И только Мастер может адекватно оценивать другого Мастера (это я об искусстве)
Мы с Вами ровесники. А на моей страничке - мой образ
0 Ответить
Илья Сысоев, интернет такая среда, в которой очень много вранья. Вы не можете быть моим ровесником. Я 1960 г.р., а Вы записали в профиле "Д.Р. 10 января 1978 г." - мои дочки немного Вас моложе. Так что или Вы ошибаетесь, или слегка соврамши. Посему поверить, что на страничке действительно Ваш образ - пока погожу.
У всех есть свое мнение. И высказывать его можно каждому. Но никто не имеет право свое мнение абсолютизировать. Мне кажется, что считать слово "пара" оскорблением великих мастеров - серьезная ошибка. А приплетение по этому поводу в спор сортирной темы - еще более грубая ошибка.
Сортиров в Эрмитаже нет, есть туалеты. Но в последний раз в эрмитажном туалете я бывал еще ребенком, до Вашего рождения, в середине 70х, посему помню плохо. Вроде бы - было чисто. Во времена СССР.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Музеи это не только про картины. И они меняются. Сегодня в музеях принято добавлять элементы интерактива, чтобы посетители могли что-то потрогать, покрутить, изготовить сами. Откопать в песке "ископаемые кости", встать на весы и увидеть свой вес на Луне или Юпитере, покрутить цилиндр праксиноскопа и посмотреть как статичные рисунки становятся движущимся изображением.
А Эрмитаж посылает картины на выставки не только за границу, но и к нам в Казань. Здесь его официальный филиал.
0 Ответить
А вот насчет, чтобы "самому покрутить-подергать", Наталья Осокина, это даже интересно.
Но только, если посетители будут крутить оригинальный праксиноскоп полуторавековой давности - они его быстро поломают. Да и древние кости - и противно трогать и к тому же быстро поломают - нужны чистые муляжи.
А "изготовиться сами" - это возле русского музея есть этнографический музей, у них кажется каждые выходные программа "пошей-слепи-сплети-сложи-обожги сам". Кстати - я бы и сам не отказался научиться из прутьев что-то полезное, хотя бы - те же корзины плести.
В артиллерийском музее я был очень давно, но до сих пор помню один экспонат - вырезанный кусок бортовой брони какого-то может быть броненосца с застрявшим внутри этой брони бронебойным снарядом большого калибра. Вот это - экспонат!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, я считаю, музей не ярмарка мастеров. А чтобы научиться или хотя бы попробовать, сейчас много разных возможностей. Вчера ходили на второй мастер-класс по керамике. Девчонки в восторге, мне было интересно. Не терпится посмотреть, что получится после обжига наших изделий.
А вот каким музеям действительно надо меняться, это краеведческим. Там время остановилось не только в переносном, но и в буквальном смысле. Молодым, привыкшим к более динамичной и наглядной информации, там не интересно. Это удручает. Третьеклассница с классом была на экскурсии в музее накануне 23 февраля. Думаю, на экспозиции о защитниках отечества и ВОВ. Поинтересовалась впечатлениями:
- Что запомнилось? Что понравилось?
- Было скучно...
Увы, от таких экскурсий вреда больше, чем пользы.(
0 Ответить
Татьяна Пучкова, в краеведческих музеях раньше пахали энтузиасты, за идею.
А теперь такие повымерли. Местами даже от голода.
Все музеи бьются за то, чтобы не быть скучным.
Но если Эрмитажу для этого достаточно на новых площадях выставить лучшие картины из запасников (а потом на еще более новых площадях еще часть картин из запасников), то музею этнографии для привлечения посетителей надо что-то громкое сделать. И, например, классы по плетению из лозы - вещь не хуже других. Или уроки гончарного искусства.
Просто потому что тема "город Рогачев и его место во всемирной истории" - тема крайне больная. Нету во всемирной истории у г.Рогачева призового места, даже в первой тысяче он места не занимает. Надо что-то придумать, чтобы было интересно. Праздничная одежда XIX века, или что еще - такое есть в каждой области, надо только найти. Вот только кому искать? Надо заинтересовать людей, чтобы искали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, да вроде все есть. И экспонатов достаточно: одежда, солдаты, матросы и казаки в форме, газеты и фото позапрошлого и прошлого веков, история казачества, даже кусочек военной истории, Малая земля недалеко. Но важно же, как это все подать. Чем вбухивать государственные деньги в Ельцин-центр, лучше б тратили их на поддержку и оснащение современным оборудованием вот таких музеев.
0 Ответить
Игорь Вадимов, подлинники никто нигде не предлагает крутить, это как бы само собой разумеется, даже не пришло в голову уточнять.
0 Ответить
Вы абсолютно правы, Наталья Осокина, музеи бывают очень разные.
Есть музей восковых фигур, есть музей связи, есть музей Суворова, есть музей ракетных войск и артиллерии, есть музей авиации - и каждый из них интересен по-своему. Кстати - среди музеев даже не сказать, какие первичны, а какие вторичны.
Первый музей в России был, мне кажется, "кунстов камера", а картины тогда висели во дворцах или у хозяев на стенах.
Эрмитаж посылает картины не только в Казань, но и во многие другие музеи России.
А про то, что музеи меняются и сильно меняются, я и написал в статье.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вроде личные заметки, а читается легко и интересно, особенно про смоленскую галерею.
...И никаких спекулятивных поползновений. Русский музей часто снимают с памятником Пушкину советского происхождения. Оценка:5 !
0 Ответить
Спасибо за приятный отзыв, Сергей Дмитриев.
Оценка статьи: 5
0 Ответить