Вышедший в октябре 2018 года американский ремейк фильма «Звонок» создал сразу два модных течения.
- Во-первых, Голливуд внезапно заинтересовался японскими хоррорами, принявшись массово переснимать их на свой манер.
- Во-вторых, сонм киношных монстров пополнился новыми призраками, атакующими мирных граждан прямо из телевизора.
Права на ремейк «Звонка» были выкуплены продюсерами Роем Ли и Майком Макари за 1 миллион долларов. Оригинальный фильм назывался Ringu, вышел в прокат в 1998 году, был снят режиссером Хидео Наката по одноименному роману 1991 года писателя Кодзи Судзуки.
Режиссер Гор Вербински, до «Звонка» работавший над более позитивными фильмами «Мексиканец» и «Мышиная охота», впервые ознакомился с японским оригиналом на видеокассете, видавшей виды. По словам режиссера, эта кассета явно была копирована не единожды, что, впрочем, лишь нагоняло жути, так как затертая до дыр запись сделала просмотр хоррора о проклятой видеокассете еще более пугающим.
Тогда еще малоизвестная актриса Наоми Уоттс также ознакомилась с японским ужастиком в непривычной обстановке — на маленьком телевизоре заштатного мотеля. И так же была напугана и одновременно взволнована этой картиной.
Разумеется, создатели ремейка не стали копировать оригинал подчистую: Вербински подсчитал, что примерно половина сюжетных перипетий японского Ringu оказалась за бортом американской версии. В первую очередь «пострадали» элементы местечкового колорита, которые вряд ли были бы понятны зрителю в США. Часть событий Вербински упустил сознательно, так как не хотел, чтобы аудитория заранее знала сюжет. Тем не менее костяк истории остался нетронутым — видеокассета, проклятье, девушка Самара и спасение ребенка.
Впоследствии режиссер признался, что снимать ужастик — вовсе не так весело, как об этом рассказывают другие: приходится заглядывать в темные уголки человеческой души, от чего на душе собственной становится тягостно.
Большая часть ленты снималась в штате Вашингтон, где на момент съемок фильма внезапно резко ухудшилась погода. Впрочем, для «Звонка» это можно считать удачей — постоянный дождь в кадре отлично способствовал созданию мрачной атмосферы угнетенности и одиночества.
Художники фильма, вдохновленные творчеством своего коллеги Эндрю Уиета, не полагались исключительно на милость «небесной канцелярии» и дополнительно усугубляли картинку приглушенными, землистыми тонами. Художник-постановщик картины Том Даффилд использовал находки Уиета, чтобы усилить и без того пугающий антураж. А еще специалисты по визуальным эффектам постарались максимально удалить из кадра тени персонажей, дабы создать иллюзию, будто они сами, словно призраки, парят в воздухе.
Впрочем, пока дизайнеры вовсю трудились над тем, чтобы запугать зрителя до чертиков, исполнители главных ролей — новозеландец Мартин Хендерсон и австралийка Наоми Уоттс — мило подкалывали друг дружку на съемочной площадке, благо, что у двух «вечно соперничающих» наций было о чем поспорить. Актерам не показывали уже отснятый материал, так как на него должны были наложить спецэффекты. Вот почему Хендерсон и Уоттс сомневались, что финальный результат будет устрашающим. На площадке им казалось, что они ведут себя как идиоты, изображая испуг и панический ужас перед зеленым экраном. Им думалось, что их ужимки, скорее, вызовут у зрителя смех, нежели страх.
Изначально в американской версии «Звонка» должен был сыграть и будущий лауреат Оскара Крис Купер, заполучивший статуэтку годом позднее за лучшую мужскую роль второго плана в драме «Адаптация». Эпизоды с Купером действительно были сняты: актер изображал детоубийцу, которому в финале фильма журналистка «с чистым сердцем» вручает кассету с проклятьем. Однако зрители, посетившие предварительные, тестовые показы «Звонка», были разочарованы фактическим отсутствием любимого исполнителя в кадре, так как персонаж Купера появлялся только в двух сценках, в начале и конце ленты. В результате продюсеры решили вообще вырезать этого героя из сюжета.
Создатели фильма решили немного подшутить над своей аудиторией, добавив на официальный DVD так называемое «пасхальное яйцо». В меню диска можно отдельно выбрать показ того самого «проклятого видео», причем в момент просмотра курсор исчезает, как и возможность вернуться в главное меню до того момента, пока ролик не закончится. Затем, прежде чем можно будет вновь управлять меню, прозвучит громкий телефонный звонок.
«Звонок» Гора Вербински был далеко не первым хоррор-ремейком на голливудском счету. Однако в большинстве случаев сюжеты европейских и азиатских ужастиков, адаптированные под родного зрителя, да и осовремененные версии старых фильмов ужасов, особой выгоды своим создателям не приносили. «Звонок» пробил в данной тенденции заметную брешь: созданный за скромные даже по тогдашним меркам 48 миллионов долларов, он сумел заработать в мировом прокате в 5 раз больше. Это позволило не только снять в 2005 году сиквел, но и породило новую волну «переделок». Вплоть до 2017 года, когда на экраны вышла новая экранизация «Оно» Стивена Кинга, «Звонок» удерживал звание самого успешного неоригинального ужастика всех времен. Что и говорить, ведь в первые 24 часа после старта продаж официального DVD было продано более двух миллионов копий!
Неудивительно, что вслед за «Звонком» Голливуд принялся «освежать» и другие популярные японские страшилки, включая ленты «Проклятие», «Темная вода», «Глаз», «Пульс» и «Один пропущенный звонок».
Сергей Дмитриев, большое спасибо.