Несколько лет назад в Тюзе я посмотрела спектакль, который так и назывался — «Поллианна»… Образ Поллианны, маленькой девочки, глубоко тронул меня, и мне от всей души хотелось бы сейчас сказать спасибо и этому спектаклю, и его режиссеру, и, конечно же, актрисе Юлии Рудиной, исполнявшей в этом спектакле главную роль.
На мой взгляд, Поллианна не оставляла равнодушными зрителей всех возрастов. Наверное, потому, что самое главное в этой светлой девочке — любовное отношение к миру и ко всему, что ее окружает. А любовь — самое естественное состояние человека, так же как и потребность в ней. Именно поэтому даже те люди, которые вначале относились к ней без особой симпатии, впоследствии проникнутся к ней самыми нежными и теплыми чувствами.
Поллианна естественна и непосредственна, в ней живет детская способность удивляться всему в жизни человека. Самим своим появлением она привносит свет, радость, желание жить, и все, кто с ней соприкасаются, заряжаются от нее этим светлым жизненным чувством. Недаром один из героев говорит, что ее нужно «прописывать, как пилюлю»…
Радоваться жизни ее научил папа, которого уже нет на свете… Однажды, когда на Новый год ей подарили костыли (а она очень хотела куклу!), сначала она плакала, а потом папа ей сказал: «Нужно радоваться тому, что они тебе не нужны»…
Поллианна все время думает о других людях, с которыми ее сталкивает жизнь, и в своем желании и способности отдавать она идет до конца.
Вот, например, тетя Поллианны, которая с самого начала была настроена к ней не самым дружественным образом. Поллианна спит на чердаке, а тете досаждают мухи, и девочка через какое-то время сообщает ей: «Я закрыла на чердаке все окна!» Теперь Поллианне придется спать в духоте. Это ведь жертва с ее стороны — но в то же время нет ощущения, что это жертва.
Люди, отдающие искренне, получают радость уже от того, что отдают… Поллианну часто обижают, но у нее нет чувства обиды и она ни на кого не держит зла. На мой взгляд, людям, открытым миру, часто бывает больно. Когда проходит острота — а она неизбежна при такой оголенности души, — переступаешь порог боли, за которым ее уже не чувствуешь…
Несмотря на то что девочка пережила много горя (у нее умерли родители), она нашла в себе силы продолжать жить и радоваться каждому новому дню, каждому новому человеку. И эта ее искренняя радость ребенка, уже что-то пережившего в этой жизни, сильнее, чем радость человека, который еще ничего о жизни не знает…
Почему же взрослые, которые смотрели этот спектакль, плакали? Наверное, потому, что не всем нам удается сохранить такое светлое чувство в душе, и, «набивая шишки», приобретая грустный жизненный опыт, радоваться становится сложнее… Кто-то закрывается, кто-то переживает и становится сильнее, и продолжает жить и улыбаться людям. И порой даже никто не подозревает, сколько всего может стоять за этой улыбкой…
Девочка вспоминает, что в Библии восемьсот стихов начинаются со слов: «Радуйтесь в Господе! Возрадуйтесь, праведные!» Все мы в большей или меньшей степени наделены этой способностью радоваться самому чуду жизни, с радостью принимать то, что приносит с собой каждый день. Идешь по улице, видишь людей, падающий снег… Возникает ощущение какого-то волшебства. И вспоминаешь Поллианну…
Даже когда девочка попадает под машину, она и тогда не утрачивает способность радоваться жизни и любить людей. «Я рада, что попала под машину, потому что после этого ты несколько раз назвала меня „Дорогая“!» — говорит она тете. А ведь Поллианна, возможно, не сможет больше ходить… В ней — та любовь, что выходит за границы себя. И тетя разговаривает с ней, чуть не плача. Только теперь маленькая Поллианна тронула ее сердце, и она всей душой полюбила ее.
Существует мнение, что страдания очищают человека. Когда же их становится слишком много, начинает казаться, что они чистоту забирают… Когда душа, стремившаяся к любви, измотана чрезмерной остротой переживаний, она начинает чувствовать, к своему изумлению, что любви не хочет…
Пройдя такой этап в жизни, начинаешь понимать через какое-то время, что жизнь просто дает тебе опыт, который не разрушает тебя, а наоборот, созидает. Забирая детскую веру и радость, она дает новую и более сильную способность радоваться «несмотря ни на что».
«Вся жизнь состоит из встреч и расставаний. Люди появляются, а потом исчезают из твоей жизни, оставляя на сердце рану… но это лучше, чем пустота, которая была до их появления. Сейчас я больше всего рада тому, что у меня были здоровые ноги, иначе я бы никогда так и не полюбила мир и людей. Этот мир прекрасен уже тем, что каждый год, несмотря ни на что, обязательно приходит весна…», — такие слова произносит Поллианна в конце спектакля.
И даже если нам трудно и больно — от чего угодно, от того ли, что чувства наши не находят понимания, или нам нужно расстаться с тем, кто нам очень дорог — будем радоваться тому, что жизнь дала нам эти события. Ведь если происходит что-то — это уже подарок. Будем радоваться тому, что мы можем все это чувствовать и благодарить за это жизнь…
Просто жить, но жить с любовью в душе… Ведь все — и радость жизни, и счастье, и любовь — внутри человека, нужно только, чтобы хватало душевных сил… И тогда мы сможем следовать жизненному правилу этой девочки — «всегда во всем находить что-то такое, чему можно было бы радоваться!»
И спасибо Юлии Рудиной за эту светлую роль, которой она подарила зрителям надежду и открывала единственное, чем можно спасти и спастись, священную силу — чувство безграничной любви.
Думаю, вы согласитесь со мной, что Поллианна очень трогательный образ. Сложно сказать, правда, есть ли ему место в психологии, ведь психология имеет дело с живыми людьми, а человек — наполовину ангел, наполовину бес. Поллианна же — идеальный персонаж, Ангел.
Так пусть же «ангельская» часть нашей природы всегда побеждает! Пусть побеждает Любовь в этом прекрасном мире, где каждый год наступает Весна…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...