Валерий Руденко Мастер

Как родилась газетная утка о пулемете ШКАС из рейхсканцелярии Гитлера?

При штурме Берлина в победном 1945 году советские воины, ворвавшись в рейхсканцелярию, обнаружили под стеклянным колпаком тульский 7,62-мм авиапулемет ШКАС и приказ Гитлера. В нем говорилось, что этот пулемет будет выставлен в канцелярии, пока немецкие специалисты не создадут такой же для люфтваффе.

Зенитный вариант ШКАС. Зенитный поезд «За Сталина», Юго-Западный фронт, 1942 г. Фото М. Бернштейна Фото: ru.wikipedia.org

Эту историю обнародовала в дни празднования 20-летия Победы тульская областная газета «Коммунар». Публикация подписана: «Б. Шпитальный, Герой Социалистического Труда». Через пару лет о том же написал популярный журнал «Техника — молодежи», да и в дальнейшем на страницах периодических изданий различного ранга то и дело фигурировал лестный для туляков эпизод со ШКАСом под стеклянным колпаком.

Борис Гаврилович Шпитальный был тесно связан с Тулой. По окончании Московского механического института он, немного поработав в столичном Научном автомоторном институте, перешел в проектно-конструкторское бюро оружейного завода и оформил первую патентную заявку — на приспособление к механизму пулемета для извлечения патронов из ленты.

Авиационный пулемёт ШКАС. Стенд авиационного вооружения Музея техники Задорожного
Авиационный пулемёт ШКАС. Стенд авиационного вооружения Музея техники Задорожного
Фото: ru.wikipedia.org

Вскоре Шпитальный предложил проект скорострельного авиационного пулемета, привлекавший смелостью конструкторских решений. Для помощи в доработке проекта к молодому инженеру прикрепили опытного конструктора Иринарха Александровича Комарицкого. Вместе они занимались доводкой чертежей и изготовлением макета, вместе проверяли на заводском стрельбище специально сделанным прибором правильность нового принципа питания пулемета патронами, «стрельба шла четкая», как говорится в акте комиссии.

В июне 1930 года было выдано задание на изготовление пулемета. К этим работам привлекли лучших специалистов оружейного дела из проектно-конструкторского бюро ТОЗа. В середине осени появился первый образец, но и в дальнейшем еще несколько лет заводские конструкторы трудились над совершенствованием ШКАСа.

Коллектив ПКБ стрелкового оружия — создатели пулемёта ШКАС. В заднем ряду второй слева — Ф. В. Токарев, третий слева — П. П. Третьяков
Коллектив ПКБ стрелкового оружия — создатели пулемёта ШКАС. В заднем ряду второй слева — Ф. В. Токарев, третий слева — П. П. Третьяков
Фото: ru.wikipedia.org

Необходимость в скоростном авиапулемете была так остра, что его освоение взяло под постоянный контроль высшее военно-политическое руководство страны.

«В течение 1931−1933 мне выпало большое счастье быть в Кремле три раза, и каждый раз мы получали ценные указания и помощь при выполнении столь ответственного задания», — отмечал Комарицкий.

Но куда чаще бывал «в верхах» Борис Гаврилович, именно в то время у него завязались хорошие отношения с Орджоникидзе, Тухачевским, Ворошиловым и самим Сталиным. Не удивительно, что немного позже, при организации в 1934 году опытно-конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения (ОКБ-15), его начальником и главным конструктором назначили 32-летнего Бориса Шпитального.

  • На вооружение советской авиации ШКАС — 7,62-мм авиационный пулемет системы Шпитального-Комарицкого — был принят 11 октября 1932 года. Это был первый в мире пулемет, спроектированный специально для авиации.
Схема автоматики пулемёта ШКАС. Справа вверху подробнее изображён принцип работы подающего барабана
Схема автоматики пулемёта ШКАС. Справа вверху подробнее изображён принцип работы подающего барабана
Фото: ru.wikipedia.org

Исключительно высокий темп стрельбы достигался за счет короткого хода подвижных частей и совмещения ряда операций перезаряжания. Эффективность огня повышалась специально созданными патронами с трассирующими, зажигательными и бронебойно-зажигательными пулями.

Из истории оружия: освоение выпуска ШКАСов шло трудно, отмечал в «Записках наркома» бывший директор ТОЗа, впоследствии нарком вооружения и нарком боеприпасов Борис Ванников. По его словам, авторы конструкции плохо отработали чертежи, вносили в них множество изменений уже после запуска в серийное производство. При испытаниях допускали нарушения условий, давали необъективные оценки выявленных недочетов, что было связано с «особым» положением конструкторов, а это, в свою очередь, предопределяло новые и новые исправления.

Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля)
Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля)
Фото: ru.wikipedia.org

«Конструкторы же, пользуясь тем, что им верили на слово, вначале стремились переложить на промышленность даже свои собственные ошибки. Это усиливало нервозную обстановку, в которой часто происходили заседания, и вело к „особым мерам“. Так, по жалобе конструкторов был арестован главный технолог производства пулемета ШКАС инженер Сандомирский, обвиненный в саботаже. Готовили репрессии в отношении других специалистов».

Ванников был вынужден обратиться к Сталину. В результате репрессии приутихли, «была создана большая группа квалифицированных специалистов… они заново переработали чертежи и провели тщательные расчеты размеров и допусков». Эти и другие принятые меры обеспечили выпуск ШКАСов для ВВС «в требуемом количестве».

  • Если в 1933 году было изготовлено 365 авиапулеметов, то в 1940 году их производство возросло до 34233 штук.
Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна
Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна
Фото: ru.wikipedia.org

За выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года Шпитальному было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» № 5. Комарицкого и других конструкторов-участников разработки и освоения ШКАСа также отметили наградами, но менее высокими.

ШКАС и его последующие модификации устанавливались «на самолеты вплоть до Великой Отечественной войны», отмечается в монографии «Оружие Победы» (М.: Машиностроение, 1985). Но бурное развитие авиации уже требовало более мощного оружия. И накануне войны оно появилось.

  • В апреле 1941 года был принят на вооружение и серийно выпускался в Туле пулемет УБ-12,7, ставший одним из основных видов авиационного оружия.

Так что ШКАС, проигрывая новым образцам в калибре, уже никак не мог сыграть большой роли в Великой Отечественной. Хотя на фронте, конечно, любой ствол был важен и нужен.

Турельный вариант пулемёта ШКАС в экспозиции Музея ВВС
Турельный вариант пулемёта ШКАС в экспозиции Музея ВВС
Фото: ru.wikipedia.org

У истории о ШКАСе под стеклом «никаких документальных подтверждений» нет, деликатно отмечает в книге «Вооружение советской авиации 1941−1991» Александр Широкорад:

«Есть только в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге пулемет ШКАС, действительно взятый советскими войсками в Берлине. Но сей экземпляр никакого отношения ни к имперской канцелярии, ни к Гитлеру не имеет. Немцы уже в 1939 г. снимали со своих самолетов 7,92-мм пулеметы, а в середине войны решили отказаться и от крупнокалиберных 15-мм пулеметов и 20 мм пушек, и перейти на оптимальный 30-мм калибр. Так что сей пассаж можно отнести к фантазии почтенного конструктора».

Статья опубликована в выпуске 9.05.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: