Буквально накануне Нового года главный музыкальный хит АЛЬЯНСА — «На заре» — перепевает модная и юная певица Монеточка. А 5 апреля на YouTube-канале Олега Парастаева (автора этой песни) появляется клип, снятый в далёком 1987 году. За сутки ностальгический ролик «На заре» умудрился набрать 500 тысяч просмотров, что ввело в удивлённый ступор не только Парастаева, но и сам видеохостинг.
Поначалу YouTube заподозрил мошенничество и «накрутку», а видео заблокировал — к счастью, ненадолго. В итоге АЛЬЯНС во многом повторил судьбу «Мистера Трололо» — Эдуарда Хиля. Очередная советская ретро-песня снова очаровала слушателей — в том числе зарубежных, не понимающих в ней ни единого слова…
Чем по-настоящему удивляет АЛЬЯНС, так это стилистической широтой своего творчества. Если неискушённому слушателю поставить друг за другом три альбома — 1984, 1987 и 1992 года, вряд ли кто-то догадается, что их записывала одна и та же рок-группа. Как сказал по этому поводу единственный бессменный участник АЛЬЯНСА — вокалист и гитарист Игорь Журавлёв,
«с самого начала АЛЬЯНС не придерживался какой-то определенной концепции, мне всегда было интересно пробовать что-то новое».
Начало группы пришлось на 1981 год, но известность настигла её два года спустя — после судьбоносного знакомства со звукорежиссёром Игорем Замараевым. Именно он записал в 1983 году первый альбом группы — «Кукла», который спустя год был дополнен и перезаписан под новым названием — «Я медленно учился жить».
В то время музыканты группы, как и многие их коллеги по рок-цеху (КРУИЗ, ДИНАМИК, КАРНАВАЛ), были увлечены западной «новой волной» и пытались в меру своих сил играть в этом стиле.
К слову, те, кто считает АЛЬЯНС «группой одного хита», не совсем правы. Меломаны моего поколения прекрасно знали дебютный альбом, а одноименная «Я медленно учился жить», написанная Сергея Володиным на стихи поэта Юрия Левитанского, звучала под гитару во многих дворах.
Песни на дебютном альбоме в основном представляли собой набор нравоучительных басен и бытовой сатиры. Ничего антисоветского в них не было, но это не помешало Министерству культуры занести АЛЬЯНС в «чёрный список», направленный против самодеятельных ансамблей. И к концу 1984 года первый состав АЛЬЯНСА распался.
Игорь Журавлёв:
«…почему туда попали мы? Была у нас песня „Пропустите в очередь меня“ со словами „Пропустите в очередь меня и проверьте номер на руке…“. Возможно, они решили, что мы очереди высмеиваем, но по сравнению с тем, что писали другие группы, мы были такие пушистенькие…».
В 1986 году — с началом перестройки — группа возродилась, хотя и в изрядно обновлённом составе. В частности, появились два новых клавишника — Константин Гаврилов и Олег Парастаев, а вместе с ними коренным образом поменялась творческая концепция. Музыканты попали под сильнейшее влияние европейского синти-попа и «новых романтиков» (вроде a-ha, ULTRAVOX, TEARS for FEARS, DEPECHE MODE). Как следствие, главную роль в музыке АЛЬЯНСА стали играть синтезаторы и ритм-бокс, а гитара отошла на второй план.
В том же 1986 году Олег Парастаев сочиняет потрясающе красивую композицию «На заре», которая по сей день заслуженно остаётся «нетленкой» советского рока.
По словам автора, мелодия припева родилась довольно быстро. Единственное, что волновало Парастаева — сможет ли Журавлёв всё это спеть? Ведь разброс между самой нижней и самой верхней нотами составлял, ни много ни мало, две с половиной октавы!
Но Журавлёв уверил, что справится, и, действительно, справился. Причём фальцетом он петь не умел, поэтому издавал высокие ноты обычным человеческим голосом (уроки академического вокала в музучилище Ипполитова-Иванова не прошли даром). Также Парастаев спросил Журавлёва, какую гласную ему удобнее всего петь. Певец выбрал «е», что и определило ударную фразу припева — «На зарееееееее!».
Как видите, благозвучие интересовало Парастаева гораздо сильнее содержания. Придя домой, он быстро досочинил куплеты, наполнив их набором туманных романтических образов — «лунный свет», «майский дождь», «робкий взгляд», «звёздный час». Правда, один раз автор всё-таки против благозвучия погрешил, написав фразу «плеск души».
Игорь Журавлёв:
«Я ему говорил, что душа не может плескаться. А он возражал: „Представь себе, что человек — это сосуд. А в нем — душа. И она плещется“. Ну, бог с тобой, пусть будет „плеск“. Но все поют „блеск“!»
Благодаря помощи упомянутого выше Замараева, «На заре» была тут же зафиксирована на профессиональной студии Муслима Магомаева — причём с первого дубля. В итоге запись и сведение трека заняли всего 4 часа.
Полная уверенность в хитовости песни пришла к музыкантам во время «Фестиваля надежд», организованного Московской рок-лабораторией в феврале 1987 года. Перед АЛЬЯНСОМ выступали такие группы, как КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА и ЧУДО-ЮДО, поэтому пришедшая публика была настроена к «синтезаторной попсе» крайне неблагожелательно. Тем не менее ко второму куплету ультразвуковой вокал Журавлёва смог-таки покорить даже панков с металлистами.
Очень эффектным получилось исполнение «На заре» во время телемоста «Москва-Ленинград», представлявшего собой эдакую творческую перекличку между Московской рок-лабораторией и Ленинградским рок-клубом. На этом выступлении музыканты АЛЬЯНСА запомнились не только песней, но и пёстрым имиджем. Журавлёв щеголял брошью на воротнике и эполетом на плече, Парастаев — гавайской рубашкой и необычными чёрными очками, а Гаврилов — кожаной «косухой», усеянной блестящими значками. К сожалению, запись телемоста в эфир так и не пошла.
К массам хит АЛЬЯНСА добрался через другие каналы. Во-первых, благодаря премьере того самого клипа в суперпопулярной программе «Взгляд». Во-вторых, благодаря пластинке «Рок-панорама-87», представляющей собой сборник выступлений на одноименном фестивале.
Что касается клипа, то он заслуживает отдельного разговора. Инициатором съёмок стал Михаил Макаренков (в то время — музыкальный редактор на канале ТВЦ), в распоряжении которого оказалась пристойная видеоаппаратура. Так как подобная возможность любительским группам подворачивается редко, всё снималось на скорую руку. Местом съёмки избрали московский дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», однако добраться туда смогли лишь Журавлёв и Парастаев. Гаврилов, решив, что под фразой «Дворец Царицыно» имеется в виду «Дворец культуры», заблудился и в кадр не попал.
Мартовская погода тоже не баловала — было холодно и моросил дождь, поэтому нетрудно заметить, как изо рта Журавлёва периодически вырывается пар. Впрочем, певцу повезло больше — он был облачён в «футуристический» белоснежный костюм с синим плащом, взятый из костюмерной телесериала «Этот фантастический мир». А вот клавишнику пришлось стоять под дождём во всё той же гавайской рубахе.
Честно говоря, сегодня смотреть на клип без слёз невозможно — настолько он незатейлив. Единственным «спецэффектом» можно назвать обратную съёмку, благодаря которой Журавлёв как бы взлетал в небеса (а на самом деле прыгал с двухметрового забора спиной назад)…
Успех «На заре» не остановил группу от дальнейших кадровых перестановок. Первым АЛЬЯНС покинул Парастаев — по его словам, из-за творческих разногласий. Журавлёв в то время находился под сильным впечатлением от группы КИНО с её «Переменами» и старался писать более «революционные» и социальные песни — вроде второго хита группы «Дайте огня».
Парастаев же хотел продолжать играть неоромантическую лирику и создал для этого свой проект — НОВАЯ РУССКАЯ ГРУППА. АЛЬЯНС же облачился в чёрные одежды и на какое-то время заиграл музыку более гитарную и традиционную.
Однако в начале 1990-х группа вновь делает неожиданный творческий поворот. Его инициатором выступил всё тот же звукорежиссёр — Игорь Замараев, который уловил витающий в воздухе интерес к этнической музыке, в данном случае к «корневым» славянским образам и мотивам.
Благодаря Замараеву, в составе АЛЬЯНСА также появилась юная певица Инна Желанная. Оказалась, что девушка не только чудесно поёт, но и сочиняет песни, вполне отвечающие новой концепции. Ещё одними важными участниками нового проекта стали музыканты Сергей Старостин и Сергей Клевенский — большие знатоки фольклора, играющие на духовых народных инструментах. Так в 1991 году был записан альбом «Сделано в белом», а Журавлёв, вполне в духе веяний того времени, заговорил о пользе христианства и советской «бездуховности».
Как только альбом был записан, состав АЛЬЯНСА снова развалился. Инна Желанная пошла собственным путём, хотя периодически и вступала в альянс с АЛЬЯНСОМ. Например, в 1993 году, когда неожиданно выяснилось, что альбом «Сделано в белом» получил во Франции приз как лучшая европейская пластинка в стиле «world music». В результате Инна и АЛЬЯНС не смогли отказаться от предложения погастролировать по Европе.
А вот для массового отечественного слушателя последняя пластинка оказалась чересчур специфической и экспериментальной. «Духовности» в новой России тоже почему-то не прибавлялось.
Игорь Журавлёв:
«Мы хотели воспитывать вкус. Нам казалось, что вместе с перестройкой, с открывшейся свободой публика станет более взыскательной. Мы не предполагали, что случится все ровно наоборот, что с открытием границ в России упадёт и уровень образования, и уровень культуры, а вкус совсем исчезнет».
Все 90-е и нулевые АЛЬЯНС находился в подвешенном неопределённом состоянии. Однако их главному хиту так не суждено было сгинуть в закромах памяти старых меломанов.
Первую «бучу» поднял в 2007 году известный актёр, драматург и мастер «потока сознания» — Евгений Гришковец. Он подошёл к записи новой версии «На заре» творчески. Петь припев пригласил Ренарса Кауперса — лидера латвийской группы BRAINSTORM, а вместо куплетов зачитал свои личные лирические переживания, связанные с этой песней.
Евгений Гришковец:
«Я вернулся в 1988 году со службы, и меня эта песня потрясла. …там, в куплете довольно невнятные символические слова, которые мне никогда не были понятны, и, в общем, их никто не слушал. Все всегда там вылавливали что-то свое. И вдруг я понял, что эта песня совпала с моей юностью, и это вообще песня про юность. Только нужно это проговорить, проговорить все мои ощущения от того времени, которые были, вместо вот этих символических слов».
Ну, а в предновогодней передаче «Вечерний Ургант» 2018 года «На заре» была исполнена тонким голоском Елизаветы Гырдымовой — более известной, как Монеточка.
Многие сочли, что вокальные данные певицы не годятся для столь сложной песни. А вот Журавлёв и Парастаев отнеслись к её версии благосклонно.
Олег Парастаев:
«Как смогла, так и спела. Спела с душой. Без этих современных непонятных посылов. Мне не было стыдно. Все пытаются сравнивать с оригиналом, а чего сравнивать? Оригинал всегда лучше».
Дальнейшую судьбу песни вы уже знаете. Успех винтажного клипа как нельзя лучше совпал с выходом «Хочу летать!» — первого оригинального альбома группы за целые 25 лет. Новые песни Олега Парастаева были будто специально выдержаны в романтической эстетике его главного хита.
Не устаю благодарить вас за интересные статьи! Вот и эта статья - о моей любимой песне из 1980-х. По-моему, "На заре", а не пресловутые "Белые розы" - главный хит времён перестройки. Но был и ещё один канал, по которому люди слышали эту песню. Именно КАНАЛ - "Молодёжный канал радио Юность", самая интересная радиопередача тех лет. Тогда в эфире царили не нынешние пустоголовые "диджеи" с повадками малолетних гопников, а профессиональные журналисты (не дикторы!), обладающие высокой культурой речи и богатыми личными фонотеками. Самым интересными и запоминающимися были эфиры Олега Гробовникова по пятницам. Вот кто, можно сказать, пропагандировал творчество группы "Альянс", а позже и "НРГ". А уж одно время я (тогда старшеклассница) и вовсе каждую пятницу под "На заре" просыпалась.Очень рада, что песня переживает второе рождение, и те, кто в 1987 году даже ещё не родился, могут её услышать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда песня переживает свое второе рождение - это звучит сюрреалистично.
Пережить свое второе рождение могут только какие-то сверх-филологи и люди-)))
0 Ответить