Обнаружить то, что могло бы называться самым первым фиговым листом в искусстве, к сожалению, невозможно. Он довольно часто встречается в творениях средневековых живописцев, скульпторов, миниатюристов. Самые ранние изображения фигового листа фигурируют в творениях по библейским сюжетам, связанным с грехопадением и изгнанием наших прародителей из рая.
Массовое насаждение его в европейском искусстве произошло в середине XVI века (1557 год). В тот год Папой Римским Павлом IV был издан указ (булла) об обязательном применении фигового листа к изображению обнаженного человеческого тела.
Причиной подобного решения стало столкновение католичества с недавно возникшим, но очень сильным конкурентом, называемым Реформацией. В этот период католическая церковь взялась рьяно доказывать всему миру свое благочестие. Кампания по снабжению фиговым листом всех оказавшихся под рукой древнегреческих и древнеримских статуй, фресок, произведений искусства, относящихся к периоду Ренессанса, затянулась надолго. На протяжении многих веков гераклы и адамы обретали фиговый листок, прикрывающий их мужество.
В XVII столетии курс, взятый предшественником, продолжил Папа Римский, которого звали Иннокентием Х. Он не гнушался лично руководить приведением обнаженной мужской красоты к благочестивому виду. При нем к статуям не просто приделывали фиговый листочек. По его указке статую сначала напрочь лишали мужского достоинства при помощи молотка и зубила, а только потом на освободившееся место крепился листочек. В результате этих варварских действий, которые историки назвали «кастрацией», было испорчено не одно бессмертное и гениальное произведение искусства.
Одним из самых больших фиговых листочков и самых знаменитых является тот, которым прикрыли наготу копии «Давида», сотворенного Микеланджело. Лицезреть статую во всей красе можно, посетив лондонский музей Виктории и Альберта. Это произведение искусства было даром для королевы Виктории, который последняя получила в середине XIX века (1857 г.). Она сразу же передарила его музею.
Поговаривали, что государыня таким образом избавилась от вгонявшего ее в краску шедевра. Ее чрезвычайно смущал вид огромных размеров мужского достоинства, которым автор снабдил своего Давида. Учитывая, что высота этого обнаженного красавца составляла около шести метров, то и детородный орган, надо полагать, имел устрашающий размер.
Как бы там ни было, Давид перекочевал в музей, где продолжал вгонять в краску знатных англичанок. Поговаривали, что особо впечатлительные особы даже лишались сознания от одного вида его внушительной обнаженной красоты.
Чтобы прекратить эпатировать публику, было принято решение прикрыть «срам». Фирма D. Brucciani & Co. получила заказ изваять для Давида подходящих размеров фиговый лист. Как только в музее планировалось принять какого-нибудь важного гостя, к статуе цепляли полуметровый «листочек» для соблюдения приличия. Крепился он благодаря двум стальным крючкам.
Происходило это до середины ХХ столетия, после статую показывали посетителям музея в том виде, который изначально придал ей автор. Фиговый листочек демонстрируется как отдельный экспонат, находясь позади Давида.
Гипсовую копию английского «Давида» можно видеть в Москве. Статуя экспонируется без каких-либо ухищрений вроде фигового листа. Полюбоваться ею можно, посетив ГМИИ им.
Если задаться вопросом, почему для прикрытия наготы был избран именно фиговый листок, а не что-то другое, то ответ можно отыскать в Библии. Именно там встречается упоминание о том, как наши нагие прародители, отведав запретный плод, сотворили из листьев смоковницы (инжира) некое подобие одежды — «опоясание».
У листьев этого дерева очень красивая резная форма, но хорошенько прикрыть таким листочком мужской детородный орган невозможно. Почему же Адам и Ева не использовали для этих целей листья других деревьев?
Существует интересная версия, что фиговый лист был дан нашим прародителям в наказание за совершенный ими грех. Дело в том, что содержащийся в листьях инжира фицин вызывает сильное раздражение кожи, жжение и зуд.
Произведения искусства, изображающие обнаженную натуру, щедро снабжались фиговыми листочками вплоть до середины ХХ столетия. Однако с изменением отношения общества к наготе отпала необходимость их дальнейшего применения. Во многих музеях принялись реставрировать произведения искусства, возвращая им первозданную, задуманную автором красоту.
спасибо за статью!
можно добавить пару слов?
одной из первых "прикрытых" работ стал "Страшный суд" Микеланджело. собственно, и послуживший, походу, одним из главных поводов для принятия решения о прикрытии наготы. очень уж мощное впечатление производила эта фреска, особенно с учетом сплошной наготы во всю алтарную стену.
вот и прикрыли...
Оценка статьи: 5
0 Ответить