Фильм снят еще в 2014 году, но почему-то его мало обсуждают, хотя отзывы преимущественно положительные. Это отечественное кино нельзя назвать легким — с первых кадров вовлекая в конфликт поколений, он держит в напряжении до последних минут. Казалось бы, старая как мир тема — взаимоотношения отцов и детей, перерастает в нечто глубинное, в ростки смутного времени 90-х, в наше настоящее.
Молодой герой фильма приезжает из Англии в Россию, чтобы понять, кто виноват в смерти его матери двадцать лет назад. Но почти сразу становится понятным, что он давно определил главного виновника, главного грешника. Сын жадно собирает доводы в поддержку своего убеждения, его не интересует объективная картина.
С первых кадров кинофильм напомнил мне «Бесов» Достоевского. Все та же заграница, с тепличными условиями взращивания молодых людей, все тот же инфантилизм, помноженный на юношескую непримиримость и ощущение молодой силы. Из либерализма Степана Трофимовича Верховенского выросло революционное неприятие устоев, вырос главный бес романа — Петруша.
Из бандитских 90-х вырос циничный эгоцентризм настоящего. Эгоизм, разбавленный инфантилизмом. Поступки молодого бизнесмена удивляют безрассудством. Это в Англии он имеет собственное издательство и тратит время на изучение Шекспира, а в России лишь озвучивает намерения о собственном бизнесе. И у зрителя крепнет убеждение, что время «тепличных мальчиков» в бизнес-пространстве России еще не пришло. Родители из 90-х продолжают свою войну, переведя ее в плоскость агрессивного маркетинга. Не случайно герою Смолякова докладывают о сотруднике-предателе.
Интересна и тема Шекспира, к которой постоянно отсылает сын. Он делится с девушкой открытием, к которому пришел, изучая биографию писателя. Молодой человек оспаривает авторство великого драматурга. Основной аргумент — великие мысли не могли возникнуть в голове человека весьма сомнительной репутации. Тема, разумеется, не нова, но она занимает героя с его юношеским максимализмом.
Это «открытие» юный издатель использует как оружие против отца: по его представлениям, не может человек, окунувшийся в кровавое безумие 90-х, быть невиновным. Это приговор детей всем нам, жившим в 90-е, клеймо грешников.
Имеют ли право «тепличные дети» на это судилище? Дети, спокойствие и благополучие которых обеспечивались такой ценой? И главный вопрос фильма — кто же больший грешник, так и остается без ответа. Но родительская мудрость оставляет шанс на примирение, на принятие таких разных и таких близких людей.
Исполнитель главный роли — отца, Андрей Смоляков, в одном из интервью, так сказал о фильме:
«Сценарий „Грешника“ я прочитал еще пять лет назад, и мне он очень понравился. Глубокая, драматичная история взаимоотношений близких людей. Богатый отец, насильственная смерть матери, сложные отношения с сыном, юношеский эгоизм и эгоцентризм. Она о том, каким путем мы шли, к чему стремились и что в результате получили. С одной стороны, что вы, нагрешившие когда-то отцы, дали своим детям? А с другой, на что вы, дети, имеете право, а на что — нет?»
Фильм «Грешник» выходит за рамки отношения поколений. Это повод для переосмысления процессов, которые происходили с нами в последние десятилетия.
Карл-Август Аванти, мастерить-то, думается, мастерили, как же без этого. Но фигурку свою были вынуждены хранить исключительно в гараже,...