Требовалось правильно определить выдержку (то есть время, на которое открывался механический затвор спуска), грамотно составить растворы для проявления и закрепления пленки, «не запороть» снятое при печати на фотобумаге. Кстати, самих пленок и бумаг было несколько видов…
На профессионального фотографа надо было учиться несколько лет. Специальность эта была весьма почетной в обществе. Лучших фотографов награждали орденами и медалями точно так, как и передовиков производства, добившихся рекордного результата в труде. Однако мало кто знает о том, насколько большим было уважение к мастерству фотографии. Ниже как раз и пойдет об этом рассказ.
В мире много необычных памятников. Самых разнообразных. Количество их не поддается точному учету. Среди них особой популярностью у туристов пользуются памятники фотографу. Популярность объясняется тем, что на их фоне получаются довольно оригинальные снимки на современные цифровые камеры, которые автоматически ставят на кадре дату и время съемки, а на самих памятниках (правда, не на всех) имеется «старинная» дата. Да и сами памятники фотографу по своей сути — настоящая экзотика из-за конструкций древних съемочных устройств.
- Интересно то, что в России всего лишь один памятник конкретному фотографу — Карлу Булле. Открыт он был в Санкт-Петербурге в 2001 году на Малой Садовой напротив дома, где давно-давно было рабочее место этого фотохудожника.
Считается, что Карл много сделал для развития в России фоторепортажа. Но при этом забывается, что Булле интересовался и тем, что снимал голых гомосексуалистов, фактически занимаясь рекламированием их. Но как бы там ни было, а надо признать, что этот человек открыл первое в России фотоателье, в котором снимал сановных особ. И делал это мастерски. Он своими придуманными способами делал снимки максимально выразительными, творчески фотографируя людей.
Все остальные памятники фотографу в России отражают не конкретных людей, а саму эту профессию, которая нынче практически исчезает — этому делу уже нигде не учат. Цифровые фотоаппараты автоматически устанавливают все необходимые функции и параметры, делая саму съемку не творческим процессом, а чисто механическим. В итоге, совершенно ничего не понимая в фотографировании, можно «штамповать» настоящие фотографические шедевры.
И где та птичка, которая вот-вот вылетит из объектива? Где лошадка в студии, на которую сажали детей и просили улыбаться? Остается лишь ностальгировать по тем временам.
- Собирательного образа сюжетные памятники фотоделу в России есть в Москве, на одной из улиц Ульяновска, в Нижнем Новгороде, Омске, Перми, Челябинске, в Новосибирске, в Хакассии (Абакан).
- В республиках бывшего Советского Союза памятники фотографу стоят: в Беларуси — в Минске, на Украине — в Харькове, в Грузии — в Тбилиси и Боржоми.
- В дальнем зарубежье тоже есть памятники данной профессии. Они в городах: Овьедо (Испания), Братислава (Словакия), Баден (Австрия), Дюссельдорф и Аахен (Германия), в городах Калифорния и Санта-Фе (США), Ванкувер (Канада), Шираз (Иран).
Не посчитайте за лишний труд поискать в Интернете снимки, на которых эти памятники. Вы обнаружите по количествам просмотров, что интерес к почти исчезнувшей профессии все еще имеется. Думаю, что связан он именно с ностальгией старшего поколения по ушедшему в историю времени, по людям, которые оставили нам о нем классно сделанные фотографии при не ахти каких тогда возможностях для этого.
С детства