И вот в 1970 году пятеро жителей столицы (уже имея за плечами опыт экстремального туризма) взяли отпуска и поехали не куда-нибудь, а на Таймыр, то есть за Полярный круг. Там они преодолели по прибрежным льдам и берегам около 500 километров и вышли к конечной точке необычного путешествия — мысу Челюскин.
Именно в этом походе и зародилась идея достичь Северного полюса на лыжах, осторожно двигаясь по льду и коварным ледяным заторам.
Среди участников этого перехода был известный путешественник и популяризатор активного образа жизни Дмитрий Шпаро.
В общем, в 1971 году при содействии газеты «Комсомольская правда» была создана Полярная научно-спортивная экспедиция «Комсомольской правды».
Почему именно так? Ну, газета внимательно следила за подготовкой мероприятия, а тут ещё участники описанного выше пятисоткилометрового похода привезли в качестве сувениров прямо в редакцию камни с островов, названных островами Комсомольской правды. Вот как-то так.
С 1971 по 1979 годы группа под руководством Шпаро тренировалась на островах Ледовитого океана, на Таймыре, и совершила переход на лыжах от острова Врангеля к советской дрейфующей станции СП-23.
Все навыки, полученные во время этих тренировок и путешествий, пригодились в 1979 году, когда советские энтузиасты впервые в мире достигли Северного полюса на лыжах. Произошло это 31 мая 1979 года.
Надо добавить, что к трудностям ледового перехода добавились ещё и сложности путешествия в полярной ночи. Да-да! Советские лыжники часть пути преодолевали полярной ночью.
Как видно из изложенного выше, прошло долгих девять лет от зарождения идеи до её непосредственного осуществления — покорения полюса именно на лыжах.
Во время этого уникального события нашим путешественникам пришла в голову мысль пройти на лыжах не только до Северного полюса, но и далее до Канады. Благо теоретически это можно было осуществить, пользуясь сплошным ледяным покровом в северных широтах.
Идея пришлась по душе не только группе Шпаро, но прошло долгих восемь лет, прежде чем было получено разрешение на уникальный трансарктический переход. В Советском Союзе уже вовсю шла перестройка, потому что на дворе был 1987 год. Возможно, отчасти из-за этого руководство страны решилось на разрешение новой экспедиции. Её руководителем назначили всё того же Дмитрия Шпаро.
В феврале 1987 года он вылетел в Канаду. Там Дмитрию удалось выступить на местном телевидении и подробно рассказать о намеченном путешествии. В конце передачи наш славный земляк объявил, что с канадской стороны нужны добровольцы в количестве трех, максимум — четырех, человек.
На призыв Шпаро откликнулось довольно много желающих (всё-таки значительная часть Канады лежит за Полярным кругом, есть и там выносливые люди), поэтому руководителю полярной экспедиции предстоял внимательный отбор кандидатов.
Наконец, в предстоящую экспедицию отобрали четырёх канадцев. Все они были хорошо развиты физически, обладали разными полезными навыками и имели бесценный опыт участия в похожих ледовых экспедициях.
К примеру, Ричард Вебер в 1986 году успел побывать на полюсе в составе американо-канадской экспедиции. В тот раз двух человек из-за обморожений пришлось эвакуировать, но Вебер и пять его попутчиков добрались до полюса.
В общем, когда состав советско-канадской экспедиции утрясли, начались тренировки. Одна из них происходила в СССР — на суровом, красивом и загадочном Тянь-Шане. А другая — уже на территории Канады, именно в арктических широтах.
А в 1988 году необычный советско-канадский проект благополучно завершился. За 91 день экспедиция преодолела около 2000 километров, закончив свой путь в Канаде, в штате Онтарио.
Спасибо за интересную публикацию! Правда, хотелось бы знать, сколько времени потребовалось на переход, когда они стартовали, потому что уже с марта в районах крайнего севера солнце светит чуть не круглые сутки.... В советское время в районах Крайнего севера дальние лыжные переходы были популярны. Я северянка, вот окружная газета НАО "Нарьяна Вындер" в номере от 14 сентября 2019г опубликовала материал, как 50 лет назад , в феврале-марте 1969 года, шестеро молодых комсомольцев в честь 40-летия округа, совершили лыжный переход от Нарьян-Мара до Архангельска! Это в разгар зимы и полярной ночи! Расстояние Архангельск - Нарьян-Мар по трассе составляет 1912 км, если верить интернету, а ведь ребята шли не по трассе, а по тундре без дорог... Данную публикацию можно найти в интернете, если кому-то интересно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Эх! были люди в наше время!
Оценка статьи: 5
0 Ответить