Гертруда Рыбакова Грандмастер

Куда сходить в Санкт-Петербурге? На выставку картин Ильи Репина!

Мы, пожалуй, уже отвыкли от очередей в разного рода магазины, и теперь в Санкт-Петербурге большие очереди выстраиваются в основном в Эрмитаж и на разные выставки знаменитых художников. Вот и сейчас в корпус Бенуа Русского музея, где с 03.10.2019 г. работает масштабная выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения великого живописца Ильи Ефимовича Репина, стоят с утра длинные очереди.

Корпус Бенуа, вид с канала Грибоедова Фото: Sailko, ru.wikipedia.org

Хотя многие его картины постоянно экспонируются в Русском музее, объем данной выставки картин впечатляет: здесь представлено более 250 живописных и графических работ, в том числе 75 — из Третьяковской галереи. Конечно, это далеко не полная коллекция, ведь по подсчетам сотрудников музея «Пенаты» за свою жизнь Репиным написано более 500 картин и около 2000 портретов!

Куда сходить в Санкт-Петербурге? На выставку картин Ильи Репина!
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Выставка занимает весь первый этаж корпуса Бенуа и будет работать до 09.03.2020 года. Творчество И. Репина, как никакого другого из художников, знакомо большинству, особенно людям старшего поколения, со школьных лет. Иллюстрации картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии» и другие печатались в школьных учебниках и журналах.

В вестибюле
В вестибюле
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Афиша выставки при входе
Афиша выставки при входе
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

По картинам Репина можно изучать отечественную историю, он знакомит нас с образами Ивана Грозного, Царицы Софьи, запорожцев, народовольцев и крестьян, чиновников и промышленников, писателей и композиторов.

Для меня Илья Ефимович Репин — звезда первой величины среди русских художников, и посему в один из дней октября я поехала на выставку. Мне повезло, стояла в очереди всего около часа, ранним утром народу было немного. А когда вышла из музея, очередь тянулась вдоль канала Грибоедова почти до Невского проспекта.

Что больше всего мне понравилось на выставке? Это грамотное размещение картин, по периодам жизни и творчества художника, дополненное пояснительными текстами и цитатами как из писем самого Репина, так и других известных людей того времени. Рядом со всеми большими картинами размещены эскизы. Илья Ефимович готовился к написанию полотен очень тщательно, выезжал в те места, которые собирался изобразить, с натуры писал много эскизов и зарисовок людей.

«Запорожцы…»
«Запорожцы…»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Во всех залах многолюдно, но больше всего около больших картин, например, около «Запорожцев», как для краткости называют теперь это легендарное полотно. Над ним Репин работал дольше всего, более 10 лет, вносил разные изменения в композицию и уточнял исторические детали. Дважды, в 1880 и в 1888 годах, он ездил в Украину для сбора материала. Рядом с картиной в зале есть портрет генерала Михаила Драгомирова, героя русско-турецкой войны и позднее киевского генерал-губернатора, послужившего прототипом кошевого атамана Ивана Серко.

И. Е. Репин
И. Е. Репин «Портрет М. И. Драгомирова» (1889) и атаман Иван Сирко с картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Фото: Источник

Фактически Репин одновременно писал два варианта этой картины. Первый занимает почетное место в Русском музее Санкт-Петербурга, а второй хранится в Харьковском художественном музее изобразительных искусств.

Мне в творчестве Репина больше всего нравятся его портреты, он гениальный портретист! В его работах отразилась целая эпоха второй половины ХIХ века. У него был зоркий глаз и твердая рука, рисовал он быстро (мог за два дня выполнить портрет), хорошо отражая главные черты характера своих героев. Восхищают великолепные портреты его первой жены Веры, его дочерей разного возраста, автопортрет со второй женой Наталией Нордман.

Автопортрет с Наталией Нордман, 1903 г.
Автопортрет с Наталией Нордман, 1903 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Репин дружил с великим писателем Л. Н. Толстым и создал около 40 его портретов. На выставке можно увидеть небольшую картину — «Лев Толстой на пашне», и портрет писателя, нарисованный в том же году. Сам Толстой писал художнику Н. Н. Ге:

«…был Репин, написал хороший портрет. Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек».

Л. Толстой на пашне
Л. Толстой на пашне
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Лев Толстой, 1887 г.
Лев Толстой, 1887 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Кисти Репина принадлежат портреты всех гениальных русских композиторов того времени: Александра Бородина, Александра Глазунова, Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова, Михаила Глинки, Антона Рубинштейна. Пожалуй, самый потрясающий портрет — композитора М. П. Мусоргского, основателя «Могучей кучки», написанный всего за четыре дня, с 14 по 17 марта 1881 года, когда больной Мусоргский находился в больнице. А через одиннадцать дней, 28 марта, композитора не стало!

М. П. Мусоргский
М. П. Мусоргский
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Художественный критик, литератор Владимир Васильевич Стасов (на выставке есть и его портрет) написал:

«Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался в восторге от этого портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик…»

В. В. Стасов
В. В. Стасов
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

А как великолепны портреты М. И. Глинки, изображенного во время его работы над оперой, или Антона Рубинштейна за дирижерским пультом!

М. И. Глинка
М. И. Глинка
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Антон Рубинштейн за дириржерским пультом
Антон Рубинштейн за дириржерским пультом
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В левом крыле корпуса Бенуа в отдельном зале представлена большая картина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца», которую я прежде не видала, она хранится в Третьяковской галерее. Она, конечно, меньше, чем «Заседание Государственного совета» в отдельном зале Русского музея, но очень впечатляет обилием тщательно прописанных фигур.

Куда сходить в Санкт-Петербурге? На выставку картин Ильи Репина!
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Репин на эту картину получил заказ от министерства императорского двора летом 1884 года. Картина посвящена коронации императора Александра III и встрече его во дворе Петровского дворца с волостными старшинами, представлявшими все губернии России.

И. Е. Репин, «Прием волостных старшин императором Александром ІІІ во дворе Петровского дворца в Москве», 1886 г.
И. Е. Репин, «Прием волостных старшин императором Александром ІІІ во дворе Петровского дворца в Москве», 1886 г.
Фото: artchive.ru

Для подготовки к написанию художник ездил в Москву, сделал эскизы двора, окрестностей, самого дворца. Потом поехал в Петергоф — срисовывать царские костюмы и делать этюды на воздухе. Писал своему другу Третьякову:

«Вы желаете знать, что я делаю? Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны. Сколько разнообразия типов, выражений, лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных!»

Великий художник блестяще справился с колоссальной задачей, менее чем за три года написав эту объёмную картину.

В одной статье невозможно сделать подробный обзор всего, что представлено на выставке. Илья Ефимович Репин писал картины и на религиозные темы, и на крестьянские, и на политические. Потому в завершение хочу сказать: у кого есть возможность — идите и смотрите, получите удовольствие для души!

Статья опубликована в выпуске 12.11.2019

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У "Запорожцев", справа много места занимает верхняя одежда казаков (забыл название). Слева видно какое-то движение, продолжение центральной сцены, а справа эта бурка(?) похожа на заполнитель, сорри..
    И.Репин оставлял возможность и место проявиться и другим индивидумам. Серов, Коровин и мн. др. составляют золотой фонд художников того времени. ...Если бы не японская война и ПМВ, Россия могла бы войти в наступивший новый век без "великих потрясений" , мало-помалу адаптируясь в новые реалии. имхо.
    Оценка:5

  • Спасибо. Как смогу выбраться, обязательно посмотрим.
    А Вы в Кронштадт, на выставку Айвазовского не ездили?

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 12 ноября 2019 в 11:39 отредактирован 12 ноября 2019 в 11:41

      Игорь Вадимов, cпасибо за отклик! На выставку И .Айвазовского я ездила, в очереди стояли 2 часа, так как моя подруга, живущая в Кронштадте, заняла нам очередь задолго до открытия, а так многие люди стояли и по 3 и даже по 4 часа. Возможно потому, что вход на нее был бесплатный. Но выставка меня не впечатлила, она была небольшая и помещение Детской художественной школы, гда она проходила, не приспособлено для таких выставок, в залах было темно, больших картин было очень мало, а графические работы и наброски вообще невозможно было рассмотреть из-за недостатка света. Гораздо масштабнее была выставка Айвазовского в Военно-Морском музее несколько лет назад. Вот снимок картины Айвазовского из Музея ВМФ