• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как группа АКВАРИУМ начала «движение в сторону весны»? Ко дню рождения Бориса Гребенщикова

Ровно шесть лет назад я начал писать цикл, посвящённый песням группы АКВАРИУМ, да так и не дописал — отвлёкся на что-то другое. И вот к очередному дню рожденья Бориса Борисовича Гребенщикова появился повод продолжить начатое. Прежде, чем мы вернёмся в далёкий 1984 год, на котором я прошлый раз остановился, хочу сказать пару слов касательно своего отношения к творчеству именинника.

Признаюсь, что в юности мало какая из русских рок-групп произвела на меня столь сильное впечатление, как АКВАРИУМ. Рос я в провинциальном городке Донбасса, и до определённого времени об АКВАРИУМЕ там слышали буквально единицы.

Фрагмент конверта первой пластинки группы АКВАРИУМ, 1987 г.
Фрагмент конверта первой пластинки группы АКВАРИУМ, 1987 г.
Скан обложки диска

Моё первое обстоятельное знакомство произошло в 1986 году, когда по Первому каналу ТВ показали выступление группы в программе «Музыкальный Ринг». Большинство моих одноклассников осталось от этого выступления не в восторге — они ожидали услышать боевой рокешник, а им пели какие-то милые идиллические песни со странными текстами.

Я тоже поначалу испытал некоторое недоумение, но группа явно меня зацепила. А так как большую часть «Ринга» удалось записать на магнитофон «Весна-232», то у меня было время прислушаться к песням повнимательнее.

В следующем году в магазинах появилась первая официальная пластинка АКВАРИУМА с деревом и звездой на обложке, которую в народе окрестили «Белым альбомом» (по-моему, это лучшая обложка в дискографии группы). Песни на ней оказались ещё более камерными и спокойными. И если в мегаполисах пластинку буквально сметали с полок, то в нашем городке её даже уценяли…

А ведь группа к тому времени успела записать несколько куда более «привлекательных» альбомов — взять хотя бы абсурдно-хулиганский «Треугольник» или по-настоящему рок-н-ролльный мрачноватый «Табу».

«Движение в сторону весны»

Тому, что группу АКВАРИУМ долго воспринимали как достаточно тихую, «беззубую» и безобидную группу, было несколько причин.

Дело в том, что когда она, наконец-то, попала под свет официальных софитов, творческая концепция Бориса Гребенщикова (далее — БГ) заметно изменилась. Он решил уйти от негативных «злых» песен и бытовой конкретики и нести слушателям более «светлое» позитивное мироощущение. В своих стихах БГ всё чаще обращается к природе как некой «магической» метафоре подлинной чистой реальности. Огромную роль в этом сыграло и увлечение кельтской мифологией и восточной философией.

Отзвуки этого мировоззренческого перелома можно услышать в песне «Движение в сторону весны», где БГ отказывается от роли типичного рок-героя и заявляет, что пойдёт своим собственным путём.

Я буду учиться не оставлять следов,
Учиться мерить то, что рядом со мной:
Землю — на ощупь, хлеб и вино — на вкус,
Губы губами, небо — своей звездой;
Я больше не верю в то, что есть что-то еще;
Глаза с той стороны прицела ясны.
Все назад! Я делаю первый шаг,
Я начинаю движение в сторону весны…

Реплика БГ на концерте в Харькове, 1984:
«Раньше было одно, а теперь — другое начинается. Действительно — в сторону весны, а там, где весна — там это всё — когда стреляют, почему стреляют, зачем стреляют — это уже не так важно».

Александр Градский:
«Новаторство Гребенщикова, на мой взгляд, состоит в том, что взяв англоязычную поэзию, он переводит её, как подстрочник. Возникла форма языка не совсем „грамотная“, но достаточно оригинальная. Например, там, где русский человек скажет: „Я жду весну“, Гребенщиков говорит: „Я начинаю движение в сторону весны“».

Впервые песня в сопровождении флейты Андрея «Дюши» Романова и виолончели Всеволода Гаккеля появилась на альбоме «Ихтиология», представляющем собой сборник записей с акустических «квартирников» 1983−1984 гг. Также она попала на другую акустическую запись — «Концерт на Таганке» (1986), после чего надолго исчезла из репертуара группы — вплоть до 2010-х годов. Нормальной же студийной записи «Движения в сторону весны» до сих пор так и нет…

Интересно, что это, наверно, первая песня БГ, написанная им в неком боевом, почти маршевом, темпе, который впоследствии будет использован ещё не раз («Иван Бодхидхарма», «Партизаны полной Луны», «Как нам вернуться домой», «Трамонтана»).

«Дело мастера Бо»

Как я уже писал ранее, в 1982−83 годах АКВАРИУМ пребывал в двух ипостасях: играл по квартирам акустические концерты с Дюшей и Гаккелем и параллельно выступал как полноценная электрическая рок-группа с такими профессионалами, как клавишник Сергей Курёхин, гитарист Александр Ляпин и басист Александр Титов. Гармонично соединить на записи обе ипостаси БГ удалось только на альбоме 1984 года под названием «День Серебра».

Этому поспособствовало удачное стечение сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, случилось так, что режиссёр Александр Сокуров попросил музыкантов АКВАРИУМА записать для своего фильма музыку к нескольким романсам великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

БГ:
«Разбираясь в том, что наворотил Глинка, я понял, что в музыке он позволяет себе гораздо больше, чем я. Наверное, мне никогда не хватало убеждённости, чтобы производить такую глобальную работу с мелодиями — когда композитор свободно переходит из одной гармонии в другую, меняя всё на ходу. И я подумал: «Почему русские композиторы могут себе это позволить, а я — нет?»

Во-вторых, звукорежиссёру Андрею Тропилло удалось раздобыть на время студийный восьмиканальный магнитофон, что сразу же сказалось как на возможностях записи, так и на её качестве.

В-третьих, в акустическую секцию АКВАРИУМА влился профессиональный скрипач Александр Куссуль, чей инструмент становится одним из ведущих.

По словам БГ, первой песней, на которой группа опробовала смены темпов и гармоний, стала композиция «Дело мастера Бо». Её вряд ли можно назвать хитом, но она очень характерный пример нового — более сложного — подхода АКВАРИУМА к структуре своих песен.

Что касается текста, то он просто пестрил десятками каламбуров, цитат и отсылок. На «Дне Серебра» эта фирменная черта гребенщиковской поэзии достигла такого размаха, что рядовому слушателю приходилось либо тихо офигевать, либо самому додумывать непонятные места.

Впоследствии оказалось, что большинство «тёмных» фраз в песнях БГ вполне поддаются расшифровке. Вот, например, как выглядел бы толковый словарик «Дела мастера Бо»:

  • Само название песни — каламбур, отсылающий одновременно к пословице «Дело мастера боится», китайскому поэту Ли Бо и самому Борису Гребенщикову.
  • «Дракон приземлился на поле», «Благоприятен брод через Великую Реку» — цитаты из китайской «Книги Перемен» («И-цзин»), по которой гадали, пытаясь узнать, как правильно поступать в том или ином случае.
  • «вода продолжает течь под мостом Мирабо…» — отсылка к стихотворению французского поэта Г. Аполлинера «Мост Мирабо»:

…Любовь, как река, плывёт и плывёт,
Уходит от нас любовь.
О, как медлительно жизнь идёт,
Неистов надежды взлёт!..

Проходят сутки, недели, года…
Они не вернутся назад.
И любовь не вернётся… Течёт вода
Под мостом Мирабо всегда.

  • «Ты лежишь в своей ванной, как среднее между Маратом и Архимедом…» — тут тебе и древнегреческий Архимед, который, принимая ванну, открыл основной закон гидростатики, и деятель Великой Французской революции Жан-Поль Марат, которого в ванне просто прирезали.
  • «Они съедят твою плоть, как хлеб и выпьют кровь, как вино…» — отсылка к христианскому таинству причащения (евхаристии), когда верующих потчуют хлебом и вином, в которых воплощены «тело и кровь» Христа.
  • «А любовь, как метод вернуться домой…». Эту строчку пояснял сам БГ:

«Есть ли в мире любовь?! Простите, а что есть ещё? Ради этого, посредством этого я живу всю жизнь. Раньше я очень часто влюблялся. Не обязательно в людей. Но если раньше это было состояние, то теперь это метод. Любовь — это единственно действующий метод».

Интересно, что в 2017 году новая версия песни появилась на альбоме «Symphonia БГ», который лидер АКВАРИУМА записал вместе с оркестром «Виртуозы Киева».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 27.11.2019
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: