• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Дорофеева Профессионал

Нужно ли ребенку заниматься по методике раннего развития?

Проходя как-то по скверику, я услышала разговор трех молодых женщин. Поскольку речь шла о детях, я немного замедлила шаг — про детей мне всегда интересно. И вот что я услышала…

Фото: Depositphotos

— Мой уже кучу слов выучил, скоро читать начнем! — хвасталась одна из них.

— А сколько же вам? — с недоумением поинтересовалась другая.

— Два и восемь. По Доману занимаемся.

— Ну вы даете! — восхитилась собеседница.

И тут в разговор вступила третья мамочка:

— А «по Доману» — это как? — спросила она. В голосе явно слышалось замешательство — неужели она что-то пропустила?

Дальше слушать беседу не имело смысла. Все и так ясно: сейчас одна мама будет расписывать таланты и умения своего малыша, развитые по методике Домана, а две другие будут внимать — заинтересованно, но с известной долей недоверия. Ничего удивительного.

Удивительно другое. А именно то, что некоторые родители упорно хотят «развить» своих детишек как можно раньше. Читать — в 2 года, считать — в 3; короче, очень хочется воспитать из своего малыша гения или, как минимум, вундеркинда. Вот и начинают искать очередную «проверенную» методику.

Каждый из нас имеет свою точку зрения на вопросы воспитания и развития своих детей. Безусловно, все мы очень стараемся и прикладываем массу усилий, чтобы наши дети выросли разумными, воспитанными, образованными.

Нужно ли ребенку заниматься по методике раннего развития?
Фото: Victoria_Borodinova, pixabay.com

На мой взгляд, прежде чем озаботиться выбором подходящей методики раннего развития малыша, необходимо задать себе главный вопрос — зачем? Зачем учить ребенка читать и считать в самом нежном возрасте? Он что, просит вас об этом? Или вы решили, что ему больше заняться нечем и он заскучает, если вы не будете демонстрировать ему карточки по методике Домана или кубики по Зайцеву?

Человеческий малыш в первые три года своей жизни совершает такой огромный труд, который взрослому человеку и не снился. Он учится координироваться, управлять своим телом, осваивает речь, приобретает первые навыки общения. Он учится тому, без чего дальше жить в обществе невозможно. Нужно ли нагружать его дополнительно?

Психолог, автор книг по психологии, в том числе и детской, Людмила Петрановская на своих лекциях частенько обращает внимание слушателей на ту огромную работу по приобретению и развитию необходимых навыков, которую проделывает каждый малыш.

Позволю себе близко к тексту пересказать пример из лекции Л. Петрановской о кризисных периодах в жизни ребенка.

Представим себе, что человек вдруг забыл все, чему научился после школы. Неприятно, но не трагично. Многие из нас работают не по той специальности, которую получали в институте, или изначально не имеют высшего образования.

Теперь шагнем дальше и «забудем» все навыки, полученные после шести лет. Здесь уже не все так однозначно: оказываемся неграмотными дикарями в современном мире гаджетов и цифровых технологий. Видимо, придется все быстренько нагонять. Грустно, но не безнадежно.

И вот она — вишенка на торте: если мы вдруг забудем все, чему научились до трех лет, то случится самая настоящая катастрофа!

Мы теперь не умеем:

  • передвигаться — ползать, ходить, бегать, прыгать, одним словом, осваивать окружающее пространство;
  • говорить;
  • не можем отличать своих от чужих;
  • есть, пользоваться туалетом;
  • одеваться и манипулировать предметами.

Все эти рассуждения позволяют понять, насколько интенсивно мозг и нервная система ребенка работают в первые три года его жизни. Причем освоение необходимых навыков для жизни ведется не параллельно, а последовательно.

Нужно ли ребенку заниматься по методике раннего развития?
Фото: Depositphotos
  • Два года уходит у малыша на освоение, в основном, двигательных навыков: сначала он учится держать головку, потом поворачиваться на животик, потом ползти, вставать.
  • К концу первого года жизни дети делают первые шаги.
  • К концу второго года малыши умеют не только ходить, но и бегать, прыгать, лазать.
  • На третьем году дети начинают активно осваивать речь и к четырем годам, а многие и раньше, прекрасно разговаривают, имеют хороший словарный запас, строят сложные фразы.

Нужно ли нарушать заложенный всем ходом развития человечества порядок освоения человеческим детенышем окружающей реальности?

Зачем мешать процессу становления нервной системы ребенка, перегружать ее, буквально «впихивая» в малыша умения, которые ему на данном этапе развития попросту не нужны? Неужели только затем, чтобы было чем похвастаться перед друзьями и родственниками? Чтобы стать частью «продвинутой» тусовки мамаш, озабоченных воспитанием из своих детей гениев? Или это просто возможность «выйти в люди», пообщаться на свободные темы с другими мамочками?

В любом случае, необходимо понимать, что эти развивающие занятия нужны в первую очередь тем, для кого они являются источником дохода, во вторую — родителям, а вот ребенку они не нужны. От слова совсем.

Умения, полученные малышом в результате применения методик раннего развития, больше напоминают дрессуру — все эти распознавания стран на карте, слов на карточках. Так и дрессированные собачки в цирке тоже могут гавкнуть нужное количество раз, «решая» пример, и лапой в нужную карточку ткнуть.

Умный Ганс «отвечает» на вопросы
Умный Ганс «отвечает» на вопросы
Фото: Karl Krall, ru.wikipedia.org

Тем временем убедительных доказательств того, что дети, занимавшиеся по любой методике раннего развития, в школе учатся лучше своих сверстников, увы, нет.

Так что прежде, чем вести свою кроху в модный развивающий центр или приглашать к нему раскрученного педагога для ускорения развития, задайте себе тот самый вопрос: «Зачем»? А потом соберите малыша и пойдите погулять на улицу. Пусть он там ходит, бегает, прыгает, играет — развивается в соответствии со своим возрастом под вашим любящим взглядом, полным умиления, заботы и нежности.

Главное, чтобы ребенок был здоров и счастлив. А читать он обязательно научится. И считать тоже. И страны на карте найдет. Всему свое время.

Статья опубликована в выпуске 24.11.2020
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Каждый может вспомнить свое детство и точно обнаружит ряд вполне сложных взрослых навыков, которыми овладел чуть ли не в младенчестве. Причем, без насилия над собой, с азартом. Каким образом? Хотелось сыграть с дедушкой в шахматы, прочесть мамину книгу, а то и нарисовать что-то эпическое в альбоме сестре (все это народ начинает практиковать лет с 3-х!). Сомневаюсь, что какие-либо спецкурсы могут заменить домашнее естественное обучение, и не сомневаюсь, что оно является ведущим для детей дошкольного возраста.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, спасибо за отзыв и оценку. Хорошее определение Вы дали - домашнее естественное обучение. Очень оно полное и понятное. Именно такое обучение - то, что нужно для каждого ребенка)) Удачи Вам

      • Ирина Дорофеева, так это же моя история, исключая сестру, которой у меня никогда не было. Зато живописью увлекались дома все - было кому подражать (кого пародировать).
        Спасибо Вам за доброе пожелание - взаимно.
        Подозреваю, что страсть к отправке малышей на всевозможные курсы - один из способов перекладывать свою ответственность на чужих дядь и теть. Родители вместо того, чтобы занять себя развивающими занятиями и терпеливо объяснять ребенку как и что делается, отправляют его на курсы. Но дитя ведь придет домой, если там никто не интересуется науками и искусством, вряд-ли какие-то чужие дяди и тети, которые еще за свои лекции денежки получают, будут для него авторитетом.

        Оценка статьи: 5

  • нужно! мы с младшей внучкой начали учить английский в 3 года.
    по капельке, по крупиночке, по песчиночке...
    не напрягать, она у нас не замечает, что за неделю учила слово.
    забыла - не беда. в 1-м классе уже будет немного знать. так с другим.
    я "за" , но нужна во всём мера и рациональность.

    Оценка статьи: 5