История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было особым. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали. Однако с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например:
• Племена индейцев Британской Колумбии верили, что близнецы приносят удачу. Считалось, что после рождения близнецов природа щедро одаривает людей рыбой и дичью.
• Североамериканские индейцы моявы думали, что близнецам подвластны природные стихии. Простые люди приобщались к этим способностям, обрызгивая могилы близнецов водой.
• В Индии представители народности хунду верили, что близнецы оберегают их от непогоды. Чтобы обеспечить лучшую защиту, ягодицы близнецов окрашивали в черный и белый цвета.
• Балинезийцы совершали с близнецами сложные очистительные ритуалы в честь равновесия, существующего в природе.
Близнецы обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.
Еще одним фактом в пользу приоритета воспитания могут стать дети, выращенные животными. Вспомним пример Маугли, который был ребенком нормальных родителей, но попал в аномальную для себя среду и каким-то образом сумел к ней приспособиться, но человеком сам по себе стать не смог. Значит, воспитание важнее наследственности? Наверное, да.
Ситуации, когда детей оставляли в лесу и они там выживали, действительно наблюдались в истории, хотя и редко. Причем важно отметить при анализе таких случаев, что абсолютно нормального ребенка нормальные родители обычно не оставляют в лесу.
Противопоставлен Маугли может быть Тарзан, благодаря наследственности английского лорда, например, не слыша человеческой речи, научившийся читать и говорить, увидев текст. И Маугли, и Тарзан — сказка. В какой из них намек? Однако, к сожалению, истории жизни реальных детей-маугли указывают на то, что ребенок, до определенного возраста лишенный человеческого окружения, не может в дальнейшем полноценно адаптироваться к жизни в социуме.
Соотношение воспитания и природных задатков вплотную примыкает к теме детской одаренности. Можно ли воспитать одаренного ребенка в определенной области?
По данным различных исследователей феномена одаренности были выделены черты, характерные для большинства одаренных детей:
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Полученный список черт потенциальных творцов сложно интерпретировать однозначно как вложенных природой либо взращенных воспитанием. Высокий интеллект и хорошая память — качества врожденные, а что касается умения контролировать себя — можно ли здесь сказать однозначно?
Соотношение наследственных и воспитательных факторов:
У меня старшему сыну 10 лет, с его папой не живем 8,5 лет. Никогда с тех пор он с папой не общался. Но основные черты человеческой личности — все папины (из-за чего с его папой и рассталась), хотя воспитывался на совершенно других моральных устоях. У меня сейчас родился ребенок от второго брака. С мужем живем уже 5 лет.
Т. е. он застал ребенка еще в том возрасте, когда на его формирование можно было повлиять. Моя семья (родители, сестра, ее семья, ее дети) тоже постоянно рядом, все мы как-то на одной волне и пытаемся привить сыну иные человеческие ценности. А в сыне все равно четко прослеживаются черты личности его отца.
Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный.
Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод - интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться
Развиваться может ВСЕ, что наслудуется. Если есть условия. Но может и не развиваться, если условий нет. А вот то, что по наследству не получено, того развить невозможно.
Пол, умственные способности, физические качества и прочее предопределены генетически. Кретина сколько хош учи и воспитывай, но ... Да - даже кошек и бегемотов дрессируют, но... Карлика сколько не тренируй, он не выростет.
обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.
А уж сколько внимания уделяют оболваниванию...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
А вот то, что по наследству не получено, того развить невозможно.
Ребенок не является стопроцентной копией своих родителей. Кроме наследственности, есть еще изменчивость, и одни и те же качества у разных людей проявляются различно. Таким образом, развиваться может не только то, что унаследовано или не так, как унаследовано.
0 Ответить
I]Ребенок не является стопроцентной копией своих родителей.
Увы... как не знали со времен творения человеки своего идентификатора, так и не знают. Но какую-то заразу от змия подцепить сумели.
Я к тому, что и сегодня подавляющее большинство родителей не знают, что они передают детям. И знать не хотят.
[Кроме наследственности, есть еще изменчивость,
Да, так и есть. Но... я уже сказал, что никто не знает, что передает детям, таки еще скажу про мутации, те. спорт, и химеры от межрасовых и тп. браков. Вот человек и изменяется до того, что человеческого уже ничего и не остается.
Таким образом, развиваться может не только то, что унаследовано или не так, как унаследовано
Вот вот - и я об этом. Дошло до того, что сегодня уже невозможно четко сказать, что такое человек. И что такое человечность, про утату которой начинают напоминать тем, кто предлагает человекам остановиться и посмотреть на то, что они творят по советам всякой нелюди.
пс Судя по тому, как тут обсуждаются статьи о всякой ерунде и такие, как важные, как Ваша, можно уверенно сказать, что утрачена не просто человечность, а ее носитель.
Оценка статьи: 3
0 Ответить