Перейти к предыдущей части статьи
Боязнь резких звуков и резкой перемены обстановки (включая страх падения)
Матчасть
Это — самые первые страхи, которым подвержены уже новорожденные младенцы. Реагируют они на то, что их пугает, плачем и мышечными реакциями (ребеночек вздрагивает, вскидывает ручки, зажмуривается или, наоборот, часто моргает — инстинктивно пытаясь защититься).
Наиболее тревожными, «готовыми к страху», являются те малыши, матери которых переживали серьезные и/или длительные стрессы во время беременности. Эти детки отличаются повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. На практике это означает, что дитя вздрагивает при малейшем прикосновении, ярком свете, громком звуке.
Что делать?
Ясно, что профилактикой страхов в таком раннем возрасте можно считать грамотное планирование беременности (чтобы избежать, к примеру, экзаменов, переездов
Последние два фактора важны ничуть не менее первых трех, их роль трудно переоценить. А вот недооценить — легко, поэтому у эмоционально холодных родителей детки намного более тревожные, причем это формирует порочный круг: чем более сухи и эмоционально отстраненны родители, тем «проблемнее» ребенок, и, следовательно, тем меньше теплых чувств он у них вызывает — и круг замыкается…
Страх потери матери
Матчасть
Боязнь потерять маму, оказаться на какое-то время без нее — следующий базовый страх. В каком-то смысле он на краю сознания актуален для нас всегда, однако наиболее остро и интенсивно проявляется в младенчестве, в возрасте 7−9 месяцев.
Проявляется этот страх в чрезвычайной чувствительности ребенка ко всему, что исходит от мамы, он «ловит» все ее интонации, взгляды, ему в буквальном смысле «как воздух» необходимо ее присутствие — а вот если мамы нет рядом, дитя надрывается в крике, ну или как минимум капризничает, плохо спит и ест.
Примерно в год и 2 месяца этот страх теряет свою актуальность, и малыш начинает понимать, что мама будет с ним вне зависимости от обстоятельств. И что даже если кто-то отвлекает ее внимание, то это не опасно, и в любом случае мама всегда принадлежит ему.
Плохо, если именно в этот период (с 8 до 14 месяцев) ребенок разлучается с мамой — поступает в ясли или на попечение бабушек и нянь в связи с выходом мамы на работу. Тогда повышенная тревожность может закрепиться как черта формирующегося характера, создавая в будущем предпосылки для возникновения всевозможных страхов.
Что делать?
Профилактика очевидна и вытекает из всего вышесказанного: мама должна так составить свои жизненные планы, чтобы именно в этот период не разлучаться с малышом и дать ему максимальную уверенность в том, что мама всегда с ним и очень его любит.
Одиночество
Матчасть
Этот страх — один из главных, наиболее часто встречающихся страхов малышей, пик его приходится на 2−3-летний возраст, причем у мальчиков он встречается чаще, чем у девочек.
Основывается страх одиночества на боязни нападения и страхе перед сказочными персонажами — ведь именно тогда, когда малыш один, он чувствует себя наиболее уязвимым и беззащитным. Если ребенок имеет возможность полноценно общаться со сверстниками, страх одиночества посещает его гораздо реже.
А вот общение с чрезмерно опекающими взрослыми не позволяет сформироваться собственной психологической защите у малыша, поскольку гиперопека и стремление оградить ребенка от всех опасностей приводит к тому, что он растет в уверенности, что сам он слаб и беззащитен перед страшным «большим миром» и без помощи и поддержки взрослых не может противостоять никаким угрозам. Именно поэтому страх одиночества выходит у такого излишне опекаемого и изолированного от сверстников малыша на первый план.
Что делать?
Понятно, что лучшей профилактикой такого рода страхов является нормально налаженное общение малыша с другими детьми (не обязательно это должен быть детский сад — достаточно и регулярного общения на детских площадках, во дворе, в развивалках), а также отсутствие «удушающей» заботы и контроля со стороны взрослых.
Фантастические и сказочные существа
Матчасть
Это — своеобразная «корпорация монстров»: наиболее многочисленный и наиболее часто встречающийся «отряд» страхов у деток в возрасте от 2 до 5−6 лет.
Поначалу сказочные существа чаще всего беспокоят ребенка во сне. Особенно впечатлительные детки могут испугаться и в процессе чтения сказки, но большинство сталкивается с пугающими «сказочными» страхами по ночам. Происходит это обычно после двух лет, когда, во-первых, уже достаточно сложной для этого становится психика ребенка, и, во-вторых, накапливается багаж фантастических образов, полученный из сказок и мультфильмов.
Первыми «кошмарами» можно считать образы Волка, Кощея, Бармалея — мужских персонажей, чаще всего посещающих деток, у которых непросто складываются отношения с папой. Ближе к 3−4 годам начинают появляться женские аналоги — Баба Яга, Ведьма — как отражение проблем в отношениях с мамой.
Все эти персонажи — символы агрессии и угрозы жизни. Такие страхи характерны для детей строгих, эмоционально холодных или, напротив, «взрывоопасных» и скорых на наказание родителей.
Что делать?
Лучшей профилактикой таких ночных страхов является спокойствие, доброта и ласка со стороны родителей. Детки, которым ночью снится страшное, больше других нуждаются в том, чтобы перед сном их обнимали, ласкали, баюкали — ну и, конечно, чтобы в течение дня родители были с ними нежнее и мягче.
И, конечно, необходимо помнить о правильном режиме дня малыша: следить, чтобы днем было достаточно (но не чрезмерно!) впечатлений, подвижных игр, общения. А также за тем, чтобы ребенок поужинал и лег не слишком поздно, засыпал в спокойной обстановке (не под телевизионный боевик в общей комнате!), в хорошо проветренном помещении.
Матчасть
В 4−5 лет эти существа «выходят из сумрака» — ребенок может быть подвержен страхам и в дневное время суток. Эти страшные существа — словно «антиподы» родителей (в случае, если родители добрые и спокойные), или, что бывает чаще — та часть родительских личностей, «тень», которую маленькие дети признавать не могут и не хотят (любой ребенок по возможности до конца верит, что родители все-таки хорошие).
Что делать?
В этом возрасте для борьбы со страхами можно очень эффективно использовать сказкотерапию, рисуночную терапию и, конечно, игровую терапию.
Страшное существо можно нарисовать, с тем чтобы потом «подарить» ему портрет и тем самым его «задобрить» и с ним подружиться. Можно, напротив, торжественно сжечь рисунок, чтобы окончательно избавиться от незваного гостя. Спросите ребенка сами — как он хочет поступить с картинкой в том или ином случае.
Можно придумать (лучше всего вместе с ребенком) сказку или проиграть с игрушками сюжет о том, как злое существо стало добрым и «приручилось» — или же о том, как малыш его победил (иногда эту миссию стоит доверить папе, если он в глазах ребенка мужественный, сильный и отношения у папы с малышом хорошие).
К сожалению, тревог у малышей предостаточно, поэтому разговор об остальных «факторах страха» мы продолжим в следующем материале.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...