В то время мы были поставлены в условия, в которых вынуждены были становиться самостоятельными. Лет с 10, если мне или моим приятелям нужно было что-то из школьных принадлежностей, мы ехали в Детский мир. Искомое можно было найти и ближе, но нам нравилось ездить по Москве, нравился большой магазин. Это было приключение!
Годам к 15 девочки и мальчики моего круга умели готовить, ходить в магазин, убирать квартиру, распределять время, силы и деньги.
Сейчас все изменилось. Если у женщины есть возможность — сиди дома, занимайся хозяйством и детьми. Следуя простой логике, ребенок, которым много занимаются, должен быть более развитым, более здоровым, более успешным.
Я работаю с группами 17 лет. Психотерапевтическая группа — срез общества и его проблем. Сегодня я с ужасом наблюдаю, как катастрофически растет число неприспособленных к жизни людей.
Маугли — имя нарицательное. Так называют не адаптированных к реальной жизни детей, «воспитанных в логове зверя», а также в неблагополучных семьях — малокультурных, или алкоголиков, наркоманов…
А вот и неправдочка! По моим профессиональным наблюдениям, характерные черты семьи, пополняющей ряды маугли, следующие. Приличные люди. В большинстве полная семья. Не пьют, не дерутся. Крайне озабочены дать детям хорошее образование. Достаток и уровень культуры — самые разнообразные.
Вот несколько типичных примеров маугли, которые я имела возможность длительное время наблюдать (все имена изменены).
Витя из обеспеченной семьи. Говорит на двух языках. Жизнь видит из окна машины. Полное отсутствие элементарных навыков и умений. Работоспособность низкая, потребность в развитии нулевая. У Вити проблема одна, но большая: его никто не любит, даже в его кругу. Потому что Витя злой, подлый и трусливый. Свою неприспособленность он компенсирует, делая окружающим гадости. Под амбициями и высокомерием — страх перед жизнью.
Олечка из среднего класса. Оканчивает институт. Всю жизнь Олечку водят на коротком поводке. За нее решают — где учиться, с кем дружить.
Несмотря на сплошные пятерки, у Олечки будут большие проблемы с трудоустройством. Олечка необщительна, тревожна, обидчива, ранима — в любом коллективе ей будет плохо. К тому же у Олечки отсутствует живой интерес к своей будущей профессии. Она знает только то, что требует институтская программа.
У нее дружная, любящая семья, которая живет ради Олечки. А окруженная любовью Олечка живет в постоянном страхе. Перед любыми элементарными действиями, перед людьми, перед жизнью.
Сережа вспоминает: «Меня постоянно проверяли — уроки или пододел ли я теплое белье, или что я читаю. К 20 годам все, что я умел, это варить суп из пакетика и пельмени. После института должен был немедленно ехать домой. Я знал, что спорить с мамой бесполезно, лучше не связываться, будет скандал. Что я испытывал по отношению к маме? Привязанность. Зависимость. Беспомощность. Я как будто был связан по рукам и ногам».
Лена, преподаватель вуза. У Лены трое детей, старшему 18, младшему 10. Типичные маугли — тревожные, эгоцентричные, не умеющие себя элементарно обслуживать, плохо ориентирующиеся в окружающем мире. Лена жалуется мне, что за выходные страшно устает. Надо приготовить, погладить, постирать, проверить уроки, пуговицы пришить… На мой вопрос, почему они сами не могут пришить себе пуговицу и надо ли проверять уроки, Лена смотрит на меня с изумлением. А на мое предложение научить их самостоятельно варить суп Лена чуть не падает в обморок. «Они же учатся!» — говорит Лена с молитвенным выражением лица.
Китайским принцессам перебинтовывали ноги, чтобы ножка оставалась крошечной — это считалось красивым. Правда, ходить принцесса сама не могла, деформированные ноги не держали тело. Поэтому ее носили.
Сегодня любящие родители перебинтовывают волю своих детей. Любовью.
По всем законам мироздания человек должен покинуть «гнездо» и построить свою жизнь. Поэтому еще в 13−14 лет подросток начинает формировать свои ценности и убеждения, отношение к миру, к людям, к жизни. Именно в этом возрасте начинают развиваться высшие эмоции — сопереживание, ответственность, милосердие, достоинство, благородство… Подросток учится дружить, учится любить. Без этого он не сможет стать личностью. Без этого он не сможет стать человеком.
Аксиома: чем самостоятельнее человек, тем более он уверен в себе, тем ему комфортнее в окружающем мире. А любящие родственники старательно делают ребенка непригодным для жизни: оберегая, не пуская, ограждая…
Что они хотят получить в результате? Образованного, здорового, уверенного в себе, крепко стоящего на ногах… При этом абсолютно послушного родительской воле! Да не бывает так! Послушный чужой воле не может быть уверенным в себе. Потому что только когда человек сам решил, выбрал, добился, заработал, построил, создал, — он чувствует себя полноценным. А его лишают этого самого драгоценного чувства.
К чему же детей готовят? К жизни? Где, какой?
Да, большой город таит в себе массу искушений и опасностей. А большой мир еще опаснее. Значит, чем более опасна среда, тем более приспособленным к ней должен быть человек.
Когда я в достаточно позднем возрасте училась водить машину, я нашла инструктора «на подкатку». Это когда права уже есть, а навыков езды в большом городе еще нет. Инструктор отрабатывал со мной вождение в сложных условиях. Мы пробирались через кошмарные пробки, поднимались по ледяным горкам, преодолевали заносы, парковались в центре города, где каждый сантиметр имеет значение. Он учил меня быстро реагировать на малейшие изменения на дороге, при этом вести себя умно, спокойно и с достоинством. Дорогу можно сравнить с Жизнью — она бывает опасной и непредсказуемой. И научиться преодолевать испытания можно, только… преодолевая испытания.
Так что происходит?
У любого явления есть корни. И если в семье дети плохо адаптированы к жизни, значит, это кому-нибудь нужно. Чтобы понять кому и зачем, нам придется залезть в глубины человеческой психики.
Евгения Белякова, приятно найти единомышленников и людей чем-то близких по духу О чем в статье идет речь понятно более чем. Врожденные особенности, физиологические и психологические - это отдельная тема, приплетать ее не надо. Не хочу быть многословной.. В общем главное в любом деле - адекватность и здравый рассудок. И все будет хорошо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Белякова, текст хорош.
А вот с содержанием мне,как человеку, работающему с подростками и своих троих вырастившему,-да ведь и сама была ребенком и подростком, имела таки возможность наблюдать "процесс" и видеть дальнейшие результаты)))-не могу согласиться.
Вы совершенно сбрасываете со счетов врожденные особенности,и физиологические и психологические-как детей,так и родителей. Крепкое ,здоровое живое существо совершенно не нуждается в побудительных мотивах к самостоятельности.
Будь это хоть мать, не желающая работать и неспособная к творческой деятельности,максимум- пирожков напечь, и оправдывающая себя "самореализацией" в детях.
Хоть ее "яблочко".
Вы полагаете,тотального контроля не было в семьях раньше?
Еще какой был...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения, спасибо, отличная статья на очень важную тему!
Была бы возможность, дал бы 100 баллов...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Белякова, тема интересная. Правда. мне кажется, "неприспосбленность" - несколько более широкое понятие, чем просто умение выгладить себе рубашку или приготовить поесть. Есть еще социальные навыки и умения. Наверное, все будет в продолжениях? Или я ошибаюсь? Пример: молодая девушка, все умеет делать с детства, абсолютная житейская приспособленность. При этом - не может ужиться ни в одном коллективе. Подскажете?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Белякова, Очень понравилось, потому что сам с этим сталкиваюсь, когда жена начинает меня пилить , типа: почему ты отпустил сына на свидание - уже ж сумерки на улице... Я о чем - по-моему это мамы страдают излишним "кудахканьем" над детьми.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, У нас дедушка волнуется кормлением детей, а дядя - уроками. Так что от пола это не всегда зависит
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо большое за статью! У нас на работе регулярно обсуждаются темы самостоятельности детей. Я, по итогам, являюсь плохой матерью: уроки с ними не делаю, домой пару раз за день не позвоню поинтересоваться, что кушали, как и в каком объеме и (ужас кошмарный!) периодически езжу в командировки, бросая детей на их дедушку и дядю. Но самое обидное для моих оппонентов, что дети мои нормально учатся, в голодные обмороки не падают, очень редко болеют, посещают еще всякие кружки, куда сами записываются и имеют массу друзей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Для меня статья стала открытием. Позитивным.
Я ведь вечно грызусь, что мало занимаюсь дочкой, потому что на работе, а она в два уже дома со школы. Но малая варит себе макароны, ходит гулять, возвращается, моет посуду... Справляется.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Белякова, проблему Вы обозначили очень точно, она есть, и большая! Поскольку сама связана с педагогикой, то вижу таких детей, работаю с ними, пытаюсь помочь. Но. Времена и нравы изменились!
0 Ответить
Здравствуйте, Евгения.
Интересно было прочитать Вашу статью здесь.
Когда-то читала бурные споры об "Артсинтезтерапии" на форуме сайта В.Леви.
0 Ответить
Тут даже не пятерка, тут 555.
Спасибо!!!! Очень здраво и изложено отлично.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличный текст.
Добавлю еще: наблюдаю много лет семью дальних знакомых, необычайно благополучную внешне. Люди очень хорошие. Ребенок явно "отрабатывает" какую-то созданную мамой программу. Мама там человек творческий, умненький, думающий, но, по жесткому настоянию своих родителей, посвятивший себя семье. Папа много работает и зарабатывает. И эта нереализованность мамы давит на бедного сына. Он, опекаемый со всех сторон, обеспечивает маму заботами, постоянно беспричинно болеет. Учится отлично, но друзей нет. Ничего по дому сделать не может сам. Если болеет, то приезжает бабушка и кормит его с ложки - а мальчику семнадцатый год. Друзей нет. Потребности в них нет. Девушки нет, поскольку эмоциональный уровень развития где-то лет на 11-12. Сам себя называет в третьем лице "зайчик". Никуда не ездит и не ходит один. В 16 лет впервые был отправлен родителями на неделю в молодежный лагерь. Пока он был там, родители чуть с ума не сошли, постоянно звонили и съездили пару раз навестить.
И ведь это мальчик. Благополучный, беспроблемный. Славный, милый. О каких будущих мужчинах тогда мы ведем речь?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша Романофф, может, мальчик, судя по тому, что он говорит о себе "зайчик", просто дебил, и родители поэтому его так опекают? Вы же сами пишите, что по уровню развития он отстает. Может, воспитание тут ни пи чем, просто мальчик недоразвит, вот его и опекают? В благополучных семьях недоразвитые, умственно неполноценные дети тоже бывают. Что тут первично, еще разобраться надо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Гусева, мальчик - талантливый физик и математик, "вундерпупс", круглый отличник, владеющий в свои годы тремя языками, несомненно, будуший медалист. Очень милый, умненький и спокойный. Трудностей с окружающими не имеет, поскольку контакты с ними минимальны - "а зачем? Есть же мама, папа, дедушка и бабушка". Эмоциональный уровень развития сильно отстает от интеллектуального именно благодаря сумасшедшей гиперопеке ближних. Они и определяют потребности ребенка. И таких матерей в России - море. "Мама лучше знает, как тебе жить" - это эпидемия женской российской нереализованности.
Когда я слышу от женщин гордую фразу "Я самореализуюсь в детях", мне очень жаль и детей, и маму.
Оценка статьи: 5
0 Ответить