Эти вопросы волнуют родителей, и правильно, что волнуют. Потому что в определенной мере это выбор судьбы для маленького человека.
Как учителю-профессионалу, на такие вопросы мне приходится отвечать довольно часто. Но прежде чем давать советы, предлагаю определиться с задачей.
Отдавать в школу — зачем?
1. Чтобы сформировать винтик государственной машины? Сделать человека удобным для жизни в социуме?
2. Чтобы обеспечить его знаниями, необходимыми для цивилизованного человека?
3. Создать полноценную функциональную систему головного мозга?
Если вы отдаете ребенка в школу, руководствуясь первыми двумя целями — я вам не советчик. Если третьей — могу поделиться информацией.
Совет первый
Высшие психические функции развиваются каждая в свое время. Бесполезно требовать от малыша, чтобы он просился на горшок, если он еще не умеет контролировать свои физиологические функции, но приучать постепенно надо, упреждая потребности. Толковая мать не будет ни стыдить, ни наказывать за мокрые штанишки. А просто после еды эти штанишки снимет и посадит на горшок. Да еще похвалит, если все как надо получится. А если не получится — попробуем опять.
До семи лет у ребенка развивается (по выражению психологов) речевой контур. И развивается он в общении со взрослыми. Не мною замечено: стоит отдать развитого ребенка в детский сад, где 20−25 человек в группе, и он «теряет» индивидуальность речи. Начинает говорить «как все».
Яркая, образная, выразительная речь — подарок ребенку на всю жизнь, но сделать этот подарок можно, только пока он не начал целенаправленно обучаться грамоте. Потом контур формирования речи закрывается. Говорите с ребенком, читайте ему, учите с ним стихи, играйте в слова. Хотите — учите читать, только не превращайте игру в обязанность. И если есть малейшая возможность — не отдавайте ребенка в школу с 6 лет, он еще не готов.
В подготовительной группе детского сада занятия длятся не больше 20 минут. Выдержать 45 минут, да еще в одной позе — для ребенка каторга. Особенно в гимназии, где с первых месяцев по 5−6 уроков. Даже для семилетнего три урока — максимум, не считая, конечно, физкультуры, танцев или пения. А домашние задания! Это же издевательство. Особенно, если мамы, добиваясь идеального выполнения, заставляют переписывать работу по нескольку раз.
Совет второй
Для семилетнего человечка выбирают не школу — учителя. Чем ближе школа к дому, тем удобнее и вам, и ребенку. Обычно более сильные учителя работают в гимназических классах, но это не обязательно. Из личного опыта знаю, что лучшие для администраторов учителя те, кто все выполняет «под есть».
Как-то, будучи совсем еще молодым учителем, взяла классное руководство в 5-м классе. Вернее, мне его дали по блату. Моя старшая сестра была приятельницей директора, и та, принимая меня на работу, выбрала класс, который вела лучшая учительница: дети пели, танцевали, занимали даже призовые места в районе и городе. Но работать в нем… Это был кошмар. Вести уроки было невозможно. Дети, дерганные, взвинченные, вообще не воспринимали ничего, кроме крика.
Я бы сбежала, уверовав в свою профнепригодность, если бы не параллельный 5 класс. В начальной школе в нем работала самая «плохая» учительница. Ее «стирали» на каждом педсовете, на каждой летучке. Но класс был как хорошо настроенный орган. Спокойные, трудолюбивые дети, объяснения понимали с полуслова, а если что-то было непонятно (я работала первый год), поднимали руки и вежливо просили «повторить своими словами». Они воспринимали меня как друга, с которым делают общее дело.
Поэтому не поленитесь, сначала поговорите с соседями (лучше с несколькими), дети которых заканчивают начальную школу. Довольны ли они учительницей, любят ли ее дети, ходят ли в школу с удовольствием, сколько времени делают домашнее задание, что она требует в первую очередь? Каковы успехи? Как называют учительницу, есть ли у нее прозвище (у любимых учителей прозвищ обычно не бывает). Родителям не надо беречь «честь мундира», и они выложат все как есть.
Поговорите со знакомыми, если не найдете подходящего учителя в ближайшей школе. Я помню несколько примеров, когда ребенка специально отдали в школу раньше или, наоборот, позже, чтобы он попал к определенному учителю. И никто еще не жалел.
Кстати, частную школу выбрать сложнее. Она слишком зависит от количества учеников и носится с ними как курица с яйцами, часто выдавая желаемое за действительное.
Лучше, если у вас будет не один, а пара-тройка вариантов. Администрация не любит, когда родители диктуют, какой учитель им нужен. Были случаи, когда директор, испугавшись количества заявлений, вообще не давала «избранному» учителю первого класса. Так что, если уж решили отдать ребенка кому-то персонально, стойте на своем, вплоть до изъятия заявления.
И последнее. Зайдите в школу. Поговорите с учителем сами, прикиньтесь полными профанами, попросите совета: читает-не читает; любит-не любит… Да мало ли у родителей вопросов. И, кстати, по дороге загляните в туалет, которым пользуется начальная школа.
Спасибо за статью.
Разделяю мнение, что идти надо на учителя. а не в школу. Беда в том, что после начальной школы роль отдельно взятого учителя становится менее значительной. Важным становится "голова", с которой, как известно, гниет всякая система, от рыбы до государства. А перевестись в другую, получше - уже проблема.
/Вот и приходится сужать поиск учителя до небольшого количества школ, пользующихся хорошей репутацией. Впрочем, все меняется. И сегодняшняя плохая может стать хорошей завтра с назначением новой администрации, например....
0 Ответить
Людмила Ливина, о ё! А тут некогда даже пойти написать заявление, не то что оценить учителей...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья, простите. но ведь это ваш ребенок. Сколько вложите - столько и получите. Хотите прмер? 2 брата, погодки. Родители - интеллигенты среднего класса, очень занятые люди. Парни по интеллекту, способностям, лидерским качествам примерно одинаковы.
Старший - несобранный, озлобленный, море комплексов. Во втором классе пришлось перевести в другую школу. До 8 класса без ремня за уроки не садился.
Младший - организован, доброжелателен и всеми любим. Ни разу не не было проблемы с уроками.
И тот и другой кое-чего в жизни добились. Но цену заплатили разную. Как вы думаете, кому из них выбирали учителя?
0 Ответить
Людмила, давно не читал таких разумных советов, но кое с чем готов не согласиться.
1. Ставить задачу: "Создать полноценную функциональную систему головного мозга?", отдавая ребенка в школу в 7 лет (раньше или позже) уже поздновато - "функциональная система" уже сформирована и "паровоз ушел".
Вторая задача, более правильная, но не в части "напичкивания знаниями", а в части подготовке к следующему этапу жизни - "нахождение своей социально-профессиональной ниши".
2." У любимых учителей прозвищ обычно не бывает" - ещё как бываю: "Сип" (Сергей Ильич П.); "Сапочка" (Серафима Александровна П.); "ССГ" (Светлана Степановна Г.); "Сфимсим" (Серафима Семеновна) и т.д. Передаются из поколения в поколение; пятиклассниками - первоклашкам; старшеклассниками - младшеклассникам.
0 Ответить
Вячеслав, функциональная система мозга форимруется до 17 лет.
только формируется поэтапно. Каждый контур в свое время.
если это время упущено, потом не наверстаешь. Например, способность к абстрактному мышлению -лет с 11. До этого времени объяснять х и у - бессмысленно, но если этого не сделать с 11 до 17, потом очень трудно что-то изменить.
Что касается прозвищ, тут вы правы. только эмоциональная окраска прозвищ разная. Если учителя зовут Львом, это одно. а если Кобра или Кенгура - другое. Но , обратите внимание, прозвища появляются у учителей все-таки в среднем или старшем звене, когда дети уже способны мыслить не только конкретно.
0 Ответить
Людмила Ливина, с тем, что Вы говорите согласен, и даже не до 17 лет, а несколько более до 21.Но начало этого начинается не со школы, а раньше, поэтому если ставить такую задачу, как ставите Вы, то ужё поздновато.
По 2 принимаю Ваши возражения. Для начальной школы, прозвища дают не дети а родители.
0 Ответить