Особенное беспокойство испытывают те родители, которые до конца не уверены, стоит ли их детям-шестилеткам впервые переступать порог школы в этом году. Перед тем, как отправить своего ребенка в первый класс, взрослые должны задать себе очень важный вопрос: «А готово ли дитя к новому этапу в своей жизни?»
Если родители заботятся о физическом и психологическом здоровье своих детей, то спешить с «походом первый раз в первый класс» не стоит. Пусть уже даже оформлены все документы — забрать их можно и в самый последний момент.
Прислушайтесь к утверждениям психологов о том, что умение читать и писать — это вовсе не главные признаки, по которым определяется готовность малыша к занятиям в школе. Ведь этому его могут научить и в первом классе.
Действительно ли готов шестилетка к школе, могут проверить родители самостоятельно. Для этого нужно протестировать своего ребенка. Девять пунктов теста позволят принять правильное решение.
1. Есть ли у ребенка хронические заболевания?
Если он часто простужается и подхватывает инфекционные заболевания, то из-за частых пропусков уроков ему будет сложно осваивать учебную программу. Кроме того, нужно учитывать, что некоторые заболевания способны обостряться.
2. Каков уровень психофизического развития?
Этот показатель готовности к школе является основополагающим. Попросите ребенка сложить свои ладошки так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. После этого нужно по очереди похлопать большим пальцем по большому, указательным по указательному и так далее (кроме безымянных).
Дальше нужно малышу пройти по прямой линии, чтобы стопа была к стопе, пятка чередовалась с носком.
Предложите ребенку поиграть в мяч. Таким образом проверяется умение малыша его ловить. После бросков мяч нужно при помощи палки катить по полу.
3. Выпал ли первый молочный зуб?
Это тоже один из показателей готовности к обучению в школе.
4. Как переносит ребенок дорогу до школы?
Если приходится доставлять малыша в школу на машине, то нужно убедиться в том, что его не укачивает.
5. Обратите внимание на речевой аппарат
При выявлении дефекта дикции нужно поинтересоваться мнением врача-логопеда, стоит ли в этом году отправлять дочку или сына в школу.
6. Развиты ли в достаточной степени познавательные процессы — мышление, память, внимание?
Чтобы проверить память, достаточно назвать пять слов, и попросить ребенка повторить их. Зрительную память проверяем с помощью 5−6 картинок. Показав их малышу, просим назвать их по памяти.
Проверить способность детей удерживать внимание можно при помощи детской странички в журнале, где печатаются лабиринты. Пусть ребенок пальчиком пройдет по нему от начала и до конца. Спросите у малыша, чем отличается, например, огурец от помидора или же птица от самолета?
Не надо расстраиваться, если этот пункт ребенок преодолеет с большим трудом. С помощью логических задачек, которые встречаются довольно часто в различных книжках, «подтянуть» малыша можно довольно-таки быстро.
7. Наработаны ли навыки нахождения в коллективе?
Проверьте, умеет ли он есть в столовой, ходить в туалет, складывать свои вещи, общаться с взрослыми и детьми.
8. Хочет ли сам ребенок идти в школу?
Опираясь на опросы специалистов, можно с уверенностью говорить о том, что большая часть опрошенных детей совсем не «горят» желанием идти учиться в первый класс. Просто спросите у ребенка, для чего ходят в школу и зачем учиться?
9. Присутствуют ли волевые качества?
Сможет ли он доводить свои дела до конца: выполнять домашние задания, даже если ему этого делать не хочется.
Не страшно, если один-два параметра теста окажутся непреодолимыми для детей. Задуматься о целесообразности обучения в текущем году стоит лишь в том случае, если ребенок не осилит большинство тестовых пунктов.
Вот и я засомневалась по восьмому пункту: единицы детей охотно ходят в школу и любят её. Моя дочь, будучи уже в третьем классе, раз спросила меня:"Мама, а ты школу любила?" Честно отвечаю:"Нет, доча, не любила! Но, как видишь, отучилась!" Зато помню, что всегда с завистью рассматривала школы в американских фильмах: все эти шкафчики в коридоре, чтобы с тяжёлым ранцем не таскаться, цветастое интересное оформление классов *может я потому и обожала биологию, что там были самые интересные плакаты и "зимний сад" с террариумом), то, что там дети сидят отдельно каждый, что во дворе у них фонтаны бывают... Как-то оно веселей казалось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, тут важно, чтобы ребенок понимал, что надо и хочу разные понятия.
0 Ответить
Лариса Светикова, вот моя дочь прекрасно знает, что "надо". Хоть и не хочет.
Я тоже не любила школу и не горела желанием ежеутренне топать со всеми школьниками на занятия, но -- "надо". Другой альтернативы нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, полностью согласна с Вами. Ощущения испытывала те же.
0 Ответить
Очень полезная статья, конкретная. Спасибо. Хотя мои дети давно взрослые, сразу вспомнились все эти сомнения. Остается один вопрос, который меня всегда беспокоил, и как маму, и как учительницу: а если и в 7 лет не готов ребенок? Например, если у него напрочь отсутствует мотивация? Я преподаю в старших классах и часто вижу детей с такими хитренькими глазами, которые 11 лет играют с учителями в забавную игру "А вот и не научишь!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Голубева, у Вас очень ответственная профессия. Тут кроме знания своего предмета нужно быть еще и хорошим психологом. Если родителям не удалось "закрепить" у ребенка понимание, что учеба в первую очередь нужна ему, то, если учителю не безразлично мнение ученика, он должен постараться втемяшить это в голову хитреца. Да, это не просто! Но такова доля учителя.
0 Ответить