Как известно, Леонардо да Винчи оставил после себя ряд замечательных картин. Но ведь не только он один занимался живописью в те годы! Однако его работы (и ещё некоторых художников) дошли до нас лишь потому, что состав красок и их последующее изготовление были продуманы максимально грамотно. Сам Леонардо оставил после себя небольшой трактат, в котором содержались ценные на тот момент указания относительно очистки, отбелки и уплотнения масел и пигментов для получения красок.
Конечной целью любых окрасочных работ есть создание на поверхности тонкой плёнки, которая будет защищать предмет от внешних воздействий. Таким образом, первым важнейшим компонентом любой краски является плёнкообразующее вещество.
К природным плёнкообразующим веществам относят разнообразные растительные масла, подвергающиеся специальной обработке. В эту группу веществ попадают также смолы естественного происхождения (янтарь, канифоль, копалы), битумы и асфальты, белковые вещества (казеин и костный клей), а ещё специально обработанная целлюлоза.
Современная химия, понятное дело, не стоит на месте и предлагает широкую линейку синтетических плёнкообразующих материалов.
Для того чтобы получить тот или иной оттенок краски, в неё вводят специальные красители (пигменты). Пигменты — вторая важнейшая составляющая современных красок.
Установлено, что в старину количество красок было ограничено. Применять тогда старались естественные красители. Об этом говорит, например, указ персидского шаха, запрещавший использовать при производстве ковров в Персии красители, полученные химическим путём. Нарушивших это распоряжение наказывали строго — отрубали руку.
Популярный в древние времена краситель пурпур добывали из желез, расположенных в голове пурпурной улитки. Для того чтобы получить 1 грамм ценного красителя, приходилось уничтожать до 10000 моллюсков! Сейчас, естественно, этого не происходит, потому что наука продвинулась далеко вперёд.
Пигменты в настоящее время применяются двух видов: неорганические и органические. С помощью последних удаётся получать лакокрасочные материалы ярких оттенков.
Третьим важнейшим компонентом современных красок принято считать растворители (разбавители).
Растворители — это органические летучие жидкости, применяемые для перевода плёнкообразующих веществ в состояние, пригодное для нанесения на поверхность, а также для регулирования вязкости состава. В отличие от растворителей, разбавители не обладают растворяющей способностью, однако в сочетании с собственно растворителем способны влиять на вязкость краски в широких пределах. В качестве разбавителя, особенно в акриловых композициях, сейчас активно используется простая вода.
Помимо трёх классических компонентов, коротко рассмотренных выше, в современные лакокрасочные материалы вводят и сиккативы. Это — соединения металлов (марганца, кобальта, кальция, железа, реже — свинца), которые применяются для ускорения высыхания красок. Установлено, что действие сиккатива не снижается после высыхания плёнки. А вот его избыток способен привести к раннему старению покрытия.
Кроме этого, в некоторых красках используется отвердитель, который позволяет получить неплавкую и нерастворимую плёнку на поверхности. Для интенсификации процесса в состав также можно вводить и ускоритель, сокращающий время сушки и позволяющий в короткие сроки создать требуемое качество покрытия.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...