Начинать заниматься с малышом можно уже с 4−5 месяцев. В этот период начинается гуление, а спустя еще несколько месяцев малыш начинает лепетать. Нужно обязательно отвечать ему.
Сначала развивайте у ребенка подражание слогам. Как только ваше чадо начинает прислушиваться к слогам и звукам, которые он сам и произносит, говорите четко и несколько раз «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие простые слова. Попробуйте и сами прислушаться к слогам, которые лепечет малыш — так вы определите, какие буквы он способен произнести, и составляйте пока слоги из них.
Научите ребенка искать предметы по названию. Уже после полугода малыш может находить предметы взглядом на вопрос «где?». Сначала несколько раз четко и медленно называйте предмет и указывайте на него, и уже через некоторое время вы увидите, как кроха ищет его глазами после ваших слов. Конечно, лучше выбирать большие и яркие предметы, которые имеют постоянное место — стул, стол, шкаф, лампу, цветок, часы, кровать.
Чуть позже начинайте побуждать к действию. Говорите: «дай ложку», «бери куклу», «смотри на кота». Еще очень важно научить ребенка распознавать свое имя. Повторяйте его чаще.
После 7 месяцев приступите к простым играм-стишкам. Возьмите ручки малыша и показывайте несложные движения, которые потом станут частью игр. Так вы быстро научите ребенка «ладушкам», «сороке-белобоке» и другим несложным забавам. Уже в скором времени малыш начнет демонстрировать вам отдельные движения игры самостоятельно.
К 10 месяцам родители, как правило, замечают, что ребенок может произносить новые слоги, подражая родителям. Сначала кроха чутко прислушивается к речи и общению мамы и папы между собой, с другими людьми и с ним самим. После этого он начинает самостоятельно повторять некоторые наиболее простые для него слоги, а иногда даже имитировать интонацию.
Каждый день ваш ребенок совершает открытия. К году он отлично реагирует на повседневные просьбы. Он впитывает все то, что видит вокруг: знания, эмоции, правила поведения. В возрасте от года до трех лет любящие родители могут дать своему чаду очень многое. Когда ребенку исполняется год, он обычно уже может произнести несколько осмысленных слов и словарный запас пополняется практически каждую неделю.
Конечно, разговорная речь, как и многие другие умения ребенка, весьма индивидуальна. Но мама и папа могут помочь развиться крохе.
Чтобы ваш ребенок быстрее научился говорить, следуйте нескольким простым правилам:
Постоянно общайтесь с ребенком.
Если готовите еду на кухне — опишите крохе простыми словами, как и что готовите, что делаете с продуктами, кто будет есть. Если планируете прогулку — сообщите ребенку, что надо надеть, какая погода на улице, куда вы хотите пойти, что берете с собой. Если вышли на прогулку с коляской — расскажите о всех животных, которые встретились вам по пути, прочитайте стишок или считалочку. Если идете в поликлинику или магазин — скажите куда идете, опишите, кого вы там встретите и что будете делать.
Имитируйте звуки вокруг.
Попытайтесь воспроизвести звуки, которые издает техника (машины, самолет, мотоцикл, трактор, грузовик), животные (птицы, кошки, собаки, жуки), природные явления (как ветер воет, стучат капли, падает град). Очень скоро вы заметите, что ребенок и сам пытается привлечь ваше внимание к пробегающей мимо собаке звуками «ав-ав» или к ветру гудением «у-у-у». Поддержите малыша, описав словами происходящее.
Развивайте мелкую моторику пальцев рук.
Специалисты доказали, что отлично развитая мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Поэтому обратите внимание на игры с мелкими предметами. Естественно, при этом необходимо внимательно следить, чтобы чадо не попыталось потянуть в рот и проглотить то, чем играется. Перебирайте фасоль или горох с вашим малышом. Еще можно дать несколько небьющихся предметов посуды и пересыпать пуговицы или бусинки из одном миски в другую. Играйте в песочнице: стройте вместе города, варите еду, ройте тоннели.
Занимайтесь лепкой из пластилина или из соленого теста, которое несложно сделать самостоятельно. Вместе сделайте сценку из любимой сказки, покажите, из каких частей состоят любимые персонажи ребенка. Тут же можно обсудить сюжет сказки или описать цвета, которые используете.
Уже с 2−3 лет можно привлечь кроху к помощи по хозяйству — обвалять котлетки в муке, сделать пирожок или поделить мандарин. Сначала у ребенка вряд ли получится все аккуратно, но, уж поверьте, стараться он будет изо всех сил.
Читайте и пересказывайте прочитанное.
Читайте ребенку и рассказывайте ему рассказы, сказки и стихотворения, пойте вместе песенки. Попробуйте поиграть с интонацией, озвучивая разных персонажей своей истории. После прочтения рассказа, задавайте вопросы ребенку — кто понравился больше, почему, о ком сказка. Попробуйте вместе пофантазировать, куда отправились персонажи после последней в сказке сцены.
Дополняйте свои рассказы демонстрацией ярких, красочных, качественных иллюстраций и картинок. И не забывайте о том, что произведения должны соответствовать возрасту малыша! Вы также активно можете использовать детские диафильмы, презентации, карточки.
Побуждайте озвучивать названия предметов.
Когда ваш ребенок тянет ручку, чтобы вы подали ему нужный предмет, не торопитесь сразу же исполнять его мычащую или молчаливую просьбу. Дайте ему нарочно другой предмет с той же полки и сделайте вид, что не поняли его, пока он не озвучит необходимое. Объясните: «Я тебя не понимаю. Нужно говорить: дай ложку». Не забывайте при этом оговаривать и свои действия: «Я даю тебе ложку — на ложку».
Но главное, помните, что каждый ребенок развивается индивидуально. Не паникуйте, если у кого-то из знакомых малыш-ровесник уже говорит, не торопите и не ругайте своего ребенка — проявите терпение, и уже через некоторое время вы заметите новые успехи вашего карапуза.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...