• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Аркадий Голод Мастер

Что же это такое - современный наркоз? Технократия

Во что превратилась анестезиология сегодня и как выглядит современный наркоз? Что изменилось с 1942 года, когда Гарольд Гриффит и Энид Джонсон впервые применили кураре для управляемой мышечной релаксации и открыли эру современного высокоэффективного и безопасного обезболивания?

С большим трудом удалось отыскать изображения первых аппаратов для наркоза.

Вот этот, американский — одно из первых устройств, которое можно было назвать наркозным аппаратом.

А вот этот — советский — для 60-х годов был весьма неплохим изделием.

Я застал такой в рабочем состоянии, а на шестом курсе даже давал с его помощью наркоз. (Была большая авария на заводе, и в ход пустили всё, способное хоть как-то работать, и всех, способных хоть как-то работать.)

Знаете что? Мне кажется, занудные рассказы уже здорово надоели читателям…

Лучше один раз увидеть

А я объясню (не забывайте кликать по картинкам для увеличения).

Вот, это моё рабочее место.

Прямо по центру — наркозный (вернее, наркозно-дыхательный) аппарат. Не самый новый, ему лет пять.

Современный наркозно-дыхательный аппарат обеспечивает проведение наркоза по любому известному в настоящее время методу в любом режиме управляемого или спонтанного дыхания, любому больному: от недоношенного новорожденного до взрослого любых габаритов.

Из множеств испытанных за полуторавековую историю ингаляционных (вдыхаемых) анестетиков в наше время широко применяются три: изофлюран, севофлюран и закись азота (которая тоже понемногу сходит со сцены).

Две цилиндрических детали на аппарате — испарители для этих веществ.

Каждый такой испаритель — точное, калиброванное устройство, способное давать пары анестетика с точностью до десятых долей процента, независимо от температуры воздуха.

Прямоугольный экран в центре — дисплей самого аппарата. Аппарат устроен так, что он сам себя контролирует, сравнивая заданные и реальные параметры вентиляции, и отслеживает соответствие задания исполнению.

Кроме того, задаются предельные величины. При выходе за рамки допустимого аппарат сообщит об этом звуковым сигналом и выведет на экран нужную информацию.

Экран слева — дисплей анестезиологического монитора. Этот монитор способен отслеживать множество параметров организма (не помню случая, чтобы одновременно были задействованы все его возможности) и состав вдыхаемой и выдыхаемой газовой смеси (это еще одна линия безопасности, частично дублирующая «секьюрити» наркозного аппарата).

Соответственно принятым ВОЗ стандартам, обязательно отслеживаются: ЭКГ, артериальное давление, насыщение гемоглобина кислородом (пульсоксиметрия) и содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе (капнография). При отсутствии любого из этих измерений наркоз давать запрещено.

Все выводится в цифровой и графической форме и хранится в памяти монитора. В любой момент можно проверить, что было в любую прошедшую минуту данного наркоза. При желании мониторы включаются в сеть…

Меня поначалу удивляла проницательность босса: черт его приносит аккурат на осложнения! Потом дошло…

Справа от наркозного аппарата — рабочий столик с ящиками для всяких причиндалов.

Обратите внимание на двухэтажную полочку сверху. Это ленточки с наклейками на шприцы.

Железное правило: набранный шприц без наклейки — недействительный. Летит в помойку (слева).

Для нестандартных, редко применяемых лекарств приготовлены белые наклейки.

Доктор — не велик барин, может и сам надписать. И обязан. Нет, конечно, если он мазохист и любит клизмы с патефонными иголками…

Таким образом, даже в дикой спешке (а такое в нашем деле бывает) перепутать и вкатить что-то по ошибке — это надо очень сильно стараться. Еще одна линия безопасности.

Кстати, о лекарствах

Уже упоминалось выше, что множество всяких веществ приходило и уходило из анестезиологической практики. Канули в Лету эфир, хлороформ, трилен и многое другое.

Применяемые сейчас летучие анестетики безопасны, они не претерпевают в организме никаких изменений, а значит, не возникает продуктов, вредных или опасных для органов.

Такая же судьба постигла средства для внутривенного наркоза. Их перечисление представляет сейчас только исторический интерес.

Что осталось?

Пропофол — очень похож на молоко. Белая непрозрачная жидкость при внутривенном введении вызывает быстрый (на кончике иглы) и приятный сон.

Очень хорош для детей. Малыши так удивляются, что в шприце молоко («сладкое, только для очень хороших детей»), что забывают повыпендриваться. А если учесть, что пропофол — отличное противорвотное… Правда, снижает давление, что не всегда хорошо.

На этот случай — этомидат. Брат-близнец пропофола. Давление не снижает совершенно, даже в тех случаях, когда оно само норовит рухнуть. На вид от пропофола не отличить, а перепутать — лучше к ночи не упоминать. Они отличаются по силе в 10 раз! (Кстати, о наклейках.)

У этомидата есть кое-какие минусы, поэтому сейчас ему готовят замену.

И барбитураты не совсем ушли. Они защищают мозг при гипоксии (недостатке кислорода). Иногда это очень важно.

В особых случаях в дело идет кетамин. Чудо фармации! Вот если бы он не вызывал расстройств психики (к счастью, кратковременных и полностью проходящих) у взрослых…

Но его противошоковое действие — это что-то с чем-то! Он единственный, который можно просто уколоть в мышцу и он сработает. Анестетик поля боя. И «Скорой Помощи». Для детей, особенно с травмой, ничего лучше еще не придумали!

Кураре давно не употребляется. У этого натурального продукта оказалось слишком много недостатков.

Современные синтетические миорелаксанты лишены их напрочь, зато каждый из них имеет удобные особенности, а это значит — можно идеально подобрать именно для данного, вот этого самого больного.

И так — во всем, что касается наркоза! В волшебном столике анестезиолога есть всё. Всё, что нужно для управления организмом, когда он — организм — бросил руль и его несет на рифы.

REGENS — DEFENDO — УПРАВЛЯЯ, ЗАЩИЩАЮ.

Старый коммунистический лозунг: «Всё во имя человека, всё для блага человека!» — в анестезиологии работает, как теперь принято говорить, однозначно.

Как это все происходит? Расскажу в следующей статье.

Статья опубликована в выпуске 28.07.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (49):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Аркадий Голод, Теперь мы вооружены некоторыми азами анестезиологии и такой вопрос: как Кашперовский держал пациента на операции без наркоза? Или шире - как гипнотизер может обезболить. Или то же самовнушение, к примеру. Там же и психо-, и тонус мышц и т.д.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, Кашперовский просто устроил большую шумиху старого, как сам гипноз явления: гипнотической анальгезии.
      Это не чудо и не уникальность Кашперовского.
      Любой толковый психотерапевт делает то же самое.

      Наберите в любой поисковой программе "гипнотические феномены" и получите исчерпывающую информацию.

  • Аркадий Голод, отличная статья, мое почтение!

    Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод, у меня два опыта обезбаливания. первый - после родов зашивали с маской. так я невзирая на то, что привязана была, одну ногу оторвала и пыталась докторшу ударить. и хорошо помню, как она обращалась к анастезиологу, просила что-то сделать, а он говорил, что большую дозу дать нельзя. и уговаривал меня, что я сплю и мне все снится. это при том, что у меня хорошее чувство самоконтроля, я рожала молча, а в предродовой во время схваток кроссворд разгадывала с медсестрами. они говорили, что таких у них еще не было. а доктор сказала, что меня надо было и шить без наркоза, безопаснее было бы... а я попросила наркоз - думала, все, отмучилась, засну и проснутсь - и все хорошо будет. стыдно потом было... и швы порасходились... меня, кстати, так и выписали - с разойденными швами.
    а второй раз у стоматолога делали местную анесезию. откачивали потом все вместе, интерна старый хирург прибить был готов, пока привели в чувство. они чуть инфаркты не получили...

  • Аркадий Голод, и еще: не сердитесь на мой педантизм, но "технократия" - это собирательное существительное, означающее людей, а вы ведь вроде о технологии пишете?

    Оценка статьи: 5

    • Надежда Приходько, заглянем в словарь.
      ТЕХНОКРАТИЯ
      (от греч. techno — ремесло, мастерство и kratos — власть) — 1) прослойка технических специалистов, входящих в число высших функционеров управления; 2) характеристика реальных политических режимов, практически реализующих идеи технократического управления, руководствующихся его принципами; 3) теоретическая концепция или идеология, отводящая ведущие роли в жизни общества технике как основе современного промышленного производства и техническим специалистам.
      http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1222/%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%AF
      Кроме того, Вы обратили, наверное, внимание на немножко иронический стиль всех моих опусов.
      Ну, не пурист я.

  • Аркадий Голод, у меня есть вопрос. Два года назад во время полостной операции я мгновенно уснула после наркоза, но очень быстро проснулась - то есть, двигаться-то и говорить не могла, но слышала все, что говорили врачи - при этом будто в полудреме, как бы не соотнося услышанное с собой. Ближе к концу операции поняла, что происходит, стала ощущать свое тело, особенно, когда меня зашивали, в самом конце хотелось крикнуть: "Ну, хватит уже, больно мне!" Но до этого боли не испытывала. Потом врач велел сестре помыть шов, она так хорошо живот потерла, чувствительно, а потом меня медбрат переложил на каталку - в смысле, сбросил, как дохлую курицу - все внутренности прочувствовала, так они поднялись и буквально грохнулись внутри меня. Что это было - мои персональные физиологические особенности, ошибка анестезиолога или что-то еще? (Мне с ним не удалось поговорить после операции, к сожалению, а хирург ответил уклончиво - так, дескать изредка бывает. ) В Вашей практике такое бывало?

    Оценка статьи: 5

    • Надежда Приходько, Это было одно из известных осложнений общей анестезии - сохранение сознания.
      Оно упомянуто в самой первой статье этой серии.
      Чаще всего - это ошибка анестезиолога.
      Все остальное - грубые действия персонала и прочее - совершенно недопустимо. На Западе за такие штуки Вы отсудили бы у больницы солидную сумму.

      В моей практике... честно, не знаю. Жалоб не было. А почему не было, поди знай. Я немного старомоден и не стремлюсь с шиком пробудить больного "к последнему шву".

      • Аркадий Голод, спасибо за ответ, прочитаю предыдущие статьи. Не знаю, понятно ли я объяснила, что я "спала" до самого конца и медперсонал не знал, что я все слышу и чувствую.

        Оценка статьи: 5

        • Надежда Приходько, Это означает, что прекратилось действие веществ, "выключающих" сознание (тут много вариантов), а действие миорелаксантов продолжалось.
          Крайне неприятное явление, может даже быть причиной послеоперационных расстройств психики.
          Не всегда удается точно оценить степень угнетения созания.
          Есть специальные индикаторы глубины наркоза, "читающие" ЭЭГ, но тони пока не получили широкого распространения.
          Обычно поступают проще. В конце операции дают порцию Мидазолама (это такой транквилизатор короткого действия).
          Он "стирает" кратковременную память и никаких воспоминаний не остается.

          • Аркадий Голод, ой, ужас какой. Но, слава Богу, "пронесло" - до расстройств психики не дошло. Правильно ли я поняла, что тогда не обязательно имела место ошибка анестезиолога? И если вдруг опять окажусь на операционном столе, не стоит ли мне предупредить врачей, рассказав о первой операции? В этом случае, как я поняла, ничего помнить не буду (с помощью мидазолама), но, если опять сознание слишком рано проснется, опасность последствий все равно остается? (Ой, чувствую, пора Вам брать с меня гонорар за серьезную консультацию) Добавлю, что как пациент я вполне вменяема - всегда сохраняю спокойствие, доверяя работающим со мной врачам. (Встречи эти, правда, достаточно редкие, слава Богу.)

            Оценка статьи: 5

            • Надежда Приходько, я врачей всегда предупреждаю о том, как меня обезбаливали до них. поэтому сломанную руку мне собирали без обезбаливания, эрозию выжигали так же. и к стоматологу я хожу к такому, который все делает медленно и акууратненько без укола

  • Аркадий Голод, спасибо за статью! Сама недавно была пациентом Ваших коллег (Вы, наверное, помните, - я писала про невриному). У меня не было возможности пообщаться с антестезиологом, а теперь я понимаю, что и как устроено, и что было со мной Интересно! А врачам, которые борются за жизни не устаю отвешивать земные поклоны!

    Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод, несколько лет назад появилась информация со ссылкой на какие-то шведские исследования, что применение наркоза при родах может спровоцировать склонность к наркомании у ребенка. Как вы относитесь к таким утверждениям?

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных,
      Как к чепухе.
      Ни в малейшей мере не сомневаюсь, что это "шведское открытие" было сделано на одном из множества антимедицинских сайтов.

      Кроме того, в наше просвященное время наркоз при естественных родах не применяют.

  • Аркадий Голод, спасибо после ваших статей я буду меньше бояться врачей.

    Мне давали наркоз во взрослом возрасте 2 раза. Я после них отходила без проблем, чувствовала себя нормально. Но слишком долго была в отключке. В 12 дали наркоз, в 22 очнулась попить водички и снова отключилась до 18-20 следующего дня. Скажите, пожалуйста, почему так? Операции были несложные, скажем так - поверхностные - на коже.

    Оценка статьи: 5

    • Юлия Георгиева, На медицинском сленге это называется "загрузить".
      После того, как больной выходит из собственно наркоза, он может вести себя по разному. Некоторые спокойны, а некоторые - слишком активны, бурно реагируют на боль...
      К тому же и операции на коже бывают достаточно болезненными.
      Вот и дают обезболивающие, часто в сочетании с сильными транквилизаторами, типа Дормикума или Седуксена ( не знаю, какие именно названия сейчас приняты в России). А у этих веществ есть ценное свойство - стирать кратковременную память.
      Это уберегает психику от травмирующих воспоминаний.
      Вот это с Вами и было, скорее всего.
      Вас лечили хорошие врачи.

      • Юлия Георгиева Юлия Георгиева Читатель 27 июля 2011 в 17:58 отредактирован 27 июля 2011 в 17:58 Сообщить модератору

        Аркадий Голод, точно. Другие люди по-другому отходили от наркоза. Один ругался на весь коридор, а потом ничего не помнил. Девчонку просто наизнанку выворачивало, ей так плохо было.
        Думаю, сильное обезболивающее и правду давали, я сначала даже прикосновений почти не чувствовала, не то что боли. Но как проснулась водички попить помню. Я помнила, что была операция, первым делом повязку нащупала.

        Спасибо за ответ

        Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод, Добротная серия.
    Когда 6 лет назад моему отцу под общим наркозом вырезали аденому, после операции на него было страшно смотреть и мать говорит, что он еще очень долго отходил от него, вплоть до того, что забывал, где что в квартире лежит. Что это было?

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, Это было то, что нередко происходит с очень пожилыми людьми после общей анестезии.
      Они долго и далеко не всегда полностью восстанавливают исходное состояние психики.
      Резервы старческого организма ( в противоположность детскому) очень невелики. Причин тому много, но главные - бедное вследствие атеросклероза кровоснабжение мозга.
      Да и количество нормально работающих нейронов к старости уменьшается. И т.д.........
      Не зря же старики так консервативны! Они инстинктивно экономят силы.
      Они старательно удерживают баланс между потребностями мозга и возможностями организма их удовлетворить.
      А тут такой стресс...
      В общем, это неприятное, но обычное явление.

      Поэтому там, где только возможно, у стариков применяются всевозможные виды местной или регионарной анестезии.
      Честное слово, не помню, когда последний раз давал наркоз на операции простатэктомии.
      Это всегда делают под спинальной анестезией под прикрытием успокаивающих средств, а часто и без них.
      Что за особые обстоятельства заставили делать наркоз?

      • Аркадий Голод, Всем такую анестезию делали, и ему тоже. И это не смотря на то, что здоровье у него было отменное - из села, бывший спортсмен, часто в село ездил и там на свежем воздухе работал.

        Вот и выяснили, что в возрасте нужно всячески избегать общего наркоза. Да и любому организму, получается, лучше без такого стресса.

        Оценка статьи: 5

        • Юрий Лях, Лучше быть молодым и здоровым, чем старым и больным - сия истина неоспорима.
          Но не всегда так получается.
          Для того и затеяна эта серия, чтобы дать людям возможность осознанного принятия решений. Об этом речь пойдет в последней , пятой части.
          А сейчас я пишу главу о региональной анестезии. Когда она будет готова, вы сможете прочитать.

  • Замечательные статьи! За все +5!
    Среди моих знакомых (друзья родителей) два анестезиолога: один работает в роддоме и гинекологии, другой в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова (всё в Киеве; в этом же институте оперировали и моего сына). Оба - великолепные специалисты, прекрасные люди!
    Невозможно выразить словами все мое уважение и восхищение такими профессионалами!
    И Вам тоже "респект и уважуха"!
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Оксана С, спасибо!
      Но, честно говоря, я рассчитывал больше на вопросы.

      • Аркадий Голод, несколько лет назад, когда оперировали сына, я теребила всех врачей (хирурга, кардиолога, анестезиологов, реаниматолога), чтобы мне все подробно объясняли: где, что и как в организме работает/не работает, как проводится анестезия, что происходит с орнганизмом во время операции и т.п. Так что "краткий курс для чайников" (на пальцах) я прослушала. От хирурга до сих пор сохранился листок бумаги, где он по моей просьбе схематично нарисовал, где проблемы и как они устраняются. А анстезиолог даже несколько углубился в историю анестезии.
        Так как я не специалист в медицине, то многие профессиональные термины, названия уже забылись. Но "общее понимание" осталось. Ваши статьи, так сказать, освежили в памяти некоторые знания и много нового рассказали.
        А вопросы, возможно, еще и возникнут!

        Оценка статьи: 5