Карл-Август Аванти Грандмастер

Как люди пытались помириться с насекомыми?

В определенный момент люди были вынуждены попытаться заключить с насекомыми перемирие. Закончилось все скверно — миролюбивые двуногие великаны умерли. Выжили те, кто продолжал боевые действия. Прорыв в науке позволил им не стесняться своей брезгливости.

Фото: Depositphotos

Переход к неестественному для вида оседлому образу жизни подарил человечеству большое количество проблем. Среди них особняком стоят те, что связаны с насекомыми. Если перенаселение, антисанитарию и тяжелый труд на земле всегда считали факторами риска, то маленьких непрошеных гостей в определенный момент попытались приручить.

Версии происхождения насекомых

Начиналось все с идей о том, что насекомые, которые стали бичом натурального хозяйства, являются естественным проявлением природы. В червях некоторые учения античного мира усматривали кишечник матушки-земли, полезные пчелы считались душами умерших праведников, а саранча уничтожала посевы народов, отвернувшихся от высших законов.

• Бояться следовало не насекомых, а гнева богов.

В Античности были популярны гипотезы о самозарождающейся жизни. Живыми существами, относительно именно такого их происхождения никто не сомневался, были насекомые.

Фото: Couleur, по лицензии pixabay.com

Среди сторонников идеи самозарождения самой яркой личностью был Аристотель. Именно он выделил группу животных, которые, по его мнению, были лишены крови, и назвал ее «энтома». Впоследствии гипотеза об отсутствии крови у этих персонажей будет опровергнута. А вот классификационное наименование дивных существ заимствует один из подразделов биологии — энтомология.

Мнение о природе насекомых

Священники эпохи Античности, независимо от количества богов, которых признавала их религия, связывали поведение насекомых с волей богов. Такой подход к объяснению природы они передали мыслителям Средневековья. Энтомология оставалась в ведении не ученых, а отцов церкви. Правда, отношение к букашкам изменилось.

То, что дедушки воспринимали со смирением, внуки или боготворили, или проклинали. Версия о нейтральном самозарождении насекомых и их полнейшем подчинении обитателям небес пошатнулась.

Фото: Depositphotos

В Средневековье бытовало два кардинально противоположных мнения со своей оригинальной аргументацией:

1. Насекомые настолько маленькие и шустрые, что успевают причинить неудобства множеству человек, среди которых наверняка есть и святые. Побывав в бороде у Божьего избранника, любой паразит получает от него благословение. Еще лучше, если во время своего визита он успеет напиться крови святого. Истреблять сосуд со священной субстанцией — совершать святотатство.
  2. Насекомые доставляют множество неприятностей. Если увлеченный богословскими рассуждениями муж по глупости усядется на муравейник, то его немедленно покинут прекрасные помыслы. Он примется за вполне мирское занятие — начнет вытряхивать кусачих малышей из своей рясы. Можно отказаться от прогулок по лесу, в этом случае клопы и вши сами придут к мыслителю и устроят ему неприятности на дому. Кто же, кроме Сатаны, способен так изощренно отвлекать смертных от молитв и теологии? Насекомые — слуги Дьявола.

Научный подход

Вплоть до Нового времени боязнь насекомых основывалась на предрассудках. В силу существования разных версий личное отношение к таракашкам лучше было держать при себе, а если и выражать, то через философские аллегории и не ожидая всеобщего одобрения.

Фото: Depositphotos

Чтобы понять реальную угрозу, которую насекомые представляют, нужно было изобрести микроскоп, доказать вред микроорганизмов, обнаружить эти самые патогенные бактерии не только в крови и тканях больных людей, но и у представителей других видов фауны.

Версия о том, что именно комары при укусе заражают человека малярией, была представлена научному сообществу в 1848 г. и большого доверия не вызвала. Понадобилось более 40 лет, чтобы Рональд Росс и Джованни Батиста Грасси доказали ее верность.

В 1912 г. в Прикаспии работала экспедиция Заболотного и Мечникова. Трагический случай — гибель одного из их подчиненных — позволил доказать, что в крови больных сусликов и в крови людей больных чумой присутствует один и тот же микроб — возбудитель недуга Yersinia Pestis. Наблюдение за грызунами раскрыло и тайну перемещения инфекции — ее путешествие вместе с блохой.

Илья Ильич Мечников
Фото: общественное достояние

Научные открытия в сфере медицины долгое время были достоянием очень малочисленной группы самых образованных жителей планеты. Для широкой аудитории они оставались малопонятными.

Легенды и мифы

Что действительно поменялось благодаря открытиям в сфере медицины, так это то, что теперь бояться насекомых можно было вполне легально.

Древние недруги человека очень быстро заполнили вакуум, который образовался после того, как вера в демонов была признана предрассудком, а популяции крупных хищников сократилась на всех континентах. Да что там хищников — распространение знаний о гигиене и санитарии позволило изгнать из домов крыс. Теперь женщины могли визжать при виде таракана. Те, кого непрошеные гости не удивляли, явно не входили в число потребителей культурного продукта и прочих благ цивилизации.

Создатели художественных произведений не сами придумали жутких насекомых. Они просто заимствовали из фольклора образы членистоногого врага и выводили его на экран или страницы своих книг.

Фото: Depositphotos

Ученые-просветители не сдавались, потому сегодня большинство людей знает, что встретить в Евразии пчел-убийц невозможно, комары не откладывают в наши тела личинки, а большинство наблюдаемых нами таракашек — безвредны. Однако даже лишенные демонических черт насекомые внушают ужас множеству землян.

Статья опубликована в выпуске 17.07.2020