• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Что такое «зимняя война»? Немного про советско-финский конфликт

Что мы слышали про войну с Финляндией? Наверное, почти ничего — только немного и обрывками. Как финны нам угрожали, а мы ответили, как мы победили — раз и другой, после чего финны стали умными и тихими. Правда, в последнее время распространен иной вариант: как на тихую и пушистую страну Суоми напал кровавый диктатор и подло отнял у финнов финское.

Группа красноармейцев с захваченным флагом Финляндии Фото: ru.wikipedia.org

Про то, что Сталин отдал вдвое больше территорий в Центральной Карелии, вспоминать не принято — диктатор же. А что же там было на самом деле?

Финны называют эту войну talvisota («зимняя война»). Началась она 30 ноября 1939 года, а закончилась 13 марта 1940 года подписанием Московского мирного договора. При этом Лига Наций возложила на нашу страну ответственность за войну и исключила СССР из своего состава.

Что же происходило? «Цивилизованный мир» окружил СССР «санитарным кордоном», странами, ведущими по отношению к СССР активно враждебную политику. И готовыми стать плацдармами для наступления на СССР. Не была исключением из общего правила и Финляндия.

Правительство СССР пыталось как-то маневрировать, играть на противоречиях между интересами стран, враждебных СССР.

Советское предложение обмена территориями
Советское предложение обмена территориями
Фото: ru.wikipedia.org

Осенью 1939 года с Финляндией велись переговоры на уровне правительства. Было предложено:

  1. Перенести границу на расстояние 90 км от Ленинграда.
  2. Сдать СССР в аренду на 30 лет территорию полуострова Ханко для размещения там военно-морской базы с военным контингентом для защиты базы — 4000 человек.
  3. Порты на полуострове Ханко предоставляются РККФ.
  4. Финляндия предоставляет СССР контроль над несколькими островами возле Кронштадта (Гогланд, Лаавансаари, Тютярсаари, Сейскари).
  5. В советско-финский пакт о ненападении добавляется статья о не вступлении сторон в коалиции и группировки, враждебные другой стороне.
  6. Обе стороны разоружают свои укрепления на Карельском перешейке.
  7. СССР передает Финляндии обширные территории в Центральной Карелии (вдвое больше от того, что получает на Карельском перешейке).
  8. СССР обязуется не возражать против милитаризации Финляндией Аландских островов.

По имеющимся данным, Германия предлагала Финляндии согласиться с предложениями СССР. Но Финляндия в то время больше тяготела к Англии и Франции. На спорной территории уже были выстроены мощные оборонительные линии, о которых СССР знал очень мало. На территории Финляндии были построены десятки аэродромов, готовых принять самолеты их союзников. Боеготовность РККА оценивалась как ничтожная («колосс на глиняных ногах»).

Великая Финляндия
Великая Финляндия
Фото: ru.wikipedia.org

А в Финляндии тогда была очень популярна идея «Великой Финляндии». Сегодня Википедия говорит об этой идее как об объединении всех народов финно-угорской группы под руководством Финляндии. На картах есть несколько вариантов «Великой Финляндии». Наиболее скромные — это вся Карелия, весь Кольский полуостров, значительная часть территории Ленинградской области («Ингерманландия»), весь север Швеции и Норвегии. При этом на наиболее решительной карте «Великой Финляндии» под финскую власть, кроме этого, должны были перейти территории севера России, вплоть до Обской губы и архипелага Новая Земля.

В общем, аппетиты у наших соседей были более чем велики. А скорая помощь им была уже обещана. И порты готовы принять десант союзников. И сеть аэродромов со всей инфраструктурой (41 аэродром при наличии 270 боевых самолетов) была готова принять авиацию. Надо было только продержаться на линиях укреплений несколько месяцев, пока будет собрана и подойдет помощь союзников. В теории считалось, что даже при очень активных боевых действиях линия укреплений продержится не менее полугода.

Так что переговоры Финляндии с СССР сорвались. После этого в Ленинградском военном округе активизировалась подготовка к возможному конфликту. Активно готовились к войне и в Финляндии, по построенным ответвлениям железных дорог были перевезены огромные запасы боеприпасов, которые были складированы недалеко от линии укреплений.

26.11.1939 года правительство СССР направило правительству Финляндии ноту протеста, в которой обвинила финскую сторону в обстреле советских пограничников с финской территории (инцидент под Майнила).

Советские пехотинцы переходят реку Раяйоки в Карелии, 30 ноября 1939 г.
Советские пехотинцы переходят реку Раяйоки в Карелии, 30 ноября 1939 г.
Фото: ru.wikipedia.org

СССР объявил Финляндии ультиматум, потребовав от финских властей отвести артиллерию от границы на расстояние 20 км. Финны ответили нотой, в которой обвинили в обстреле РККА, заявили что на расстоянии до 25 км от границы их войск нет вообще, и согласились на совместное расследование инцидента. В ответной ноте СССР заявил о выходе из пакта о ненападении с Финляндией. Так началась война.

Советские войска быстро опрокинули оборону финнов на границе, подошли к линии финских укреплений — и застряли… Классовой солидарности финские солдаты не проявили, наоборот, охотно воевали за свою страну — вопреки всем обещаниям политорганов и разных книжек о будущей войне.

Между тем в Терийоки уже было создано правительство Финляндской демократической республики, руководителем которого был назначен товарищ Куусинен. Руководство СССР было уверено, что финны испугаются и сдадутся, что все произойдет как в написанной в те времена песне:

Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!

Однако все происходящее тогда на фронте опровергало троцкизм тогдашнего ГлавПУРа. Советские войска прорвать оборону финнов не могли. Финны сдаваться не хотели и на классовую солидарность плевали.

Белофинн в лесах таится… Советский плакат, 1940 г.
Белофинн в лесах таится… Советский плакат, 1940 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Намного хуже проходило наступление севернее, в Центральной Карелии, и к северу от Ладожского озера. Глубокие снега и отсутствие средств передвижения по ним, отсутствие нормальной зимней одежды, шаблонное мышление командования 8-й и 9-й армии вкупе с решительностью и умением финских диверсионных частей привело к крупному поражению РККА. Разрезать Финляндию пополам, нанеся ей тем самым фатальное поражение, не удалось, только пропавших без вести было почти 40.000 человек.

Всего потери Советского союза в ходе войны составили 126.000 человек, санитарные потери достигли 265.000, причем значительная часть из них были обморожения.

Тем временем на Карельском перешейке советские войска, упершиеся в «Линию Маннергейма», перегруппировались, подготовились и в феврале 1940 года начали прорыв линии укреплений. 13 февраля 123-я дивизия прорвала оборонительную линию укреплений.

Дальше долговременных укреплений у Финляндии не было, помощь союзников безнадежно опоздала, стране пришлось выпутываться самой из ситуации, в которой она оказалась.

ДОТ Ink5 на линии Маннергейма
ДОТ Ink5 на линии Маннергейма
Фото: One half 3544, ru.wikipedia.org

2 марта РККА подошла к городу Выборг. Финляндия вынуждена была пойти на мирные переговоры, по которым она отдала СССР земли Карельского перешейка и полуостров Ханко — все, как предлагал СССР в предвоенных переговорах.

Поражение очень обидело финнов, потому Финляндия стала союзницей гитлеровской Германии. Впереди оказалась еще одна война, по итогам которой Финляндия потеряла еще и выход к Баренцеву морю, и месторождения никеля.

После окончания второй советско-финской войны горячие финские парни надолго забыли об идее «Великой Финляндии». Увы, в наше время об этом в Финляндии говорят все чаще. Историческая память у человечества очень короткая.

Статья опубликована в выпуске 10.08.2020
Обновлено 11.08.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ...все, как предлагал СССР в предвоенных переговорах. Включая присоединение к Финляндии земель в Центральной Карелии.

    Добрый день, Игорь. Нельзя ли о том, что "отдали" чуточку подробнее? Лично я об этом первый раз слышу. Предлагать - да, предлагали. Но по итогам "победоносной" войны, кто когда и что отдавал побежденным? Я о таком в истории международной политики вообще ничего не слышал. Небывалое это дело, на мой взгляд.
    Если по карте, что использована в качестве иллюстрации, то на первом (северном) участке в советское время располагались заставы Ребольского погранотряда (в российское время благополучно расформированного), а более южная часть - по-моему, западный участок Муезерского района. Как раз тот самый, где расположена знаменитая гора Воттавара (район Суккозера, Гимол).

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 10 августа 2020 в 08:37 отредактирован 10 августа 2020 в 08:37 Сообщить модератору

      Доброе утро, Константин, я сам там никогда не бывал, знания - только книжные.
      Предлагали до войны - да, предлагали.
      Что до "отдали ли после войны"? -- Честно говоря, сам такого не видел, только читал, что, вроде бы отдали - именно то и там, что на карте.
      А потом была еще одна война, 1941-1944, для которой у финнов тоже есть свое название. Тогда у финнов по результатам отобрали кусок на побережье Сев.Ледовитого океана и никелевые рудники, что там находятся.
      Возможно - что и кус в Карелии отобрали обратно?
      Что до небывальщины... вот, скажем в 2008, когда грызуны были готовы стать оккупированными - их же никто не оккупировал... И другие похожие примеры были в истории СССР и РФ.

      Оценка статьи: 5

      • ...сам такого не видел, только читал

        Игорь... За то время, что мы знаем друг друга на сайте, я знаю Вас как вдумчивого читателя, отвечающего за свои слова. Поэтому, даже не сомневаюсь, что Вы что-то и где-то читали. Но... По итогам "Зимней войны" и Войны Продолжения" между Финляндией и СССР заключены два дипломатических документа. Это Московский мирный договор от 12.03.1940 г. и Парижский мирный договор от от 10.02.1947 г. Ни один из этих документов не содержит каких-либо положений о территориальных уступках в пользу Финляндии. Ни по итогам первой, ни по итогам второй войны (финны считают эти два эпизода одной войной) СССР никаких территорий Финляндии не отдавал. Поэтому, как на мой взгляд, (подчеркиваю - на мой взгляд, автор Вы и определяете истинность замечаний того или иного читателя только Вы) в хорошую добротную статью закралась досадная ошибка, которую надо бы исправить.

        • Константин, я пересмотрел, что нашел на сети - и впрямь, ни Реболы ни Параярви, кажется, финны не получили.
          Следовательно, фраза из статьи "Включая присоединение к Финляндии земель в Центральной Карелии." ошибочна и ее с следовало бы затереть.

          Оценка статьи: 5

  • Роман Солодов Роман Солодов Мастер 10 августа 2020 в 05:34 отредактирован 10 августа 2020 в 05:38 Сообщить модератору

    Ах, какая мирная лапочка был СССР. И никого-то он не трогал, ни на кого не нападал, занимался больше истреблением своего народа - с успехом это делал, переваривал Прибалтов весьма успешно - сколько погибло эстонцев, латышей, литовцев - до сих пор цифр точных нет. И на тебе, облом! Не захотели воинственные финны подчиниться требованиями мирного огромного медведя. Им предлагали взамен утраченных территорий болота на Карельском полуострове в два раза большие, нежели территории, которые они должны были отдать по предлагаемому договору. Наверное хватило бы на все населением Финляндии, когда б их начали выселять по сталинской задумке. А они почему-то не захотели! Сейчас бы про них и не вспоминали бы, как не вспоминают о высланных кулаках и подкулачниках - были и сгинули, вместе с женами и детьми... В общем, отбился финский народ от сталинских людоедов, и как сейчас сейчас живут! Вот уж прибалты локти кусают, что не сопротивлялись, сколько лет еще придется приходить в себя от удушающих объятий братского русского медведя. Сейчас даже не вспоминаем о создании правительства Куусинена. По моему оно было создано не в Петрозаводске, но в Териоках. Вот уж был позор на весь мир, вскрывший истинные намерения Сталина. И потери СССР по воспоминаниям Хрущева были несколько бОльшими нежели 126 тысяч. Много большими. Я слышал про миллион, но не поверил... Других сведений у меня нет.
    .Оценка статьи 4

    • Роман Солодов, Вы, как обычно, спорите не с написанным, а с автором. Специально для Вас повторяю кусок статьи, который Вы не читали.
      Классовой солидарности финские солдаты не проявили, наоборот, охотно воевали за свою страну — вопреки всем обещаниям политорганов и разных книжек о будущей войне. Между тем в Петрозаводске уже было создано правительство Карело-Финской республики, руководителем которого был назначен товарищ Куусинен. Руководство СССР было уверено, что финны испугаются и сдадутся, что все произойдет как в написанной в те времена песне: Мы приходим помочь вам расправиться, Расплатиться с лихвой за позор. Принимай нас, Суоми-красавица, В ожерелье прозрачных озёр! Однако все происходящее тогда на фронте опровергало троцкизм тогдашнего ГлавПУРа. Советские войска прорвать оборону финнов не могли. Финны сдаваться не хотели и на классовую солидарность плевали.
      Это - правда. А правды не надо стыдиться, что было - то было.

      Оценка статьи: 5

      • ...в Петрозаводске уже было создано правительство Карело-Финской республики

        Игорь, извините. Просто две небольших неточности. не в Петрозаводске, а в Терийоках (ныне Зеленогорск), уже занятых подразделениями РККА. И не Карело-финской республики, а Финляндской Демократической Республики (ФДР; фин. Suomen kansanvaltainen Tasavalta). Это уже после окончания войны, в марте 1940 г. стал вопрос, что делать с правительством Отто Вильгельмовича. Ну, Иосиф Виссарионович и не придумал ничего лучшего, как создать 16-ую республику в составе СССР. Вот она-то и называлась - Карело-финская ССР. До июля 1956 г., когда уже Никита Сергеевич вернул ей автономный статус, который без лишней приставки "финская" был у Карелии и до марта 1940 г.
        Кстати, интересный момент. Автономный статус Карелия получила во многом благодаря финским захватчикам. Дело в том, что по Тартусскому мирному договору (ТМД), который был заключен 14.10.1920 г. по итогам первой советско-финской войны 1918-20 гг. , а именно в специальном Протоколе к нему, было внесено специальное Заявление российской делегации от 14.10.1920 года: "О самоуправлении Восточной Карелии. (Гарантируется национальное самоопределение, автономия в составе РСФСР (национальная государственность), национальный язык, местные экономические интересы)". Таким образом Карелия, не имея государственного статуса, стала субъектом международного права и именно на основания этого заявления - официальной позиции РСФСР - развивалась последующая история республики. Если 8 июня 1920 года (до подписания ТМД) была образована Карельская Трудовая коммуна, областное национальное образование, то в уже 1923 г. РСФСР выполнили взятые на себя обязательства: в этом году была создана Карельская автономная республика.

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 10 августа 2020 в 07:47 отредактирован 10 августа 2020 в 07:48 Сообщить модератору

      Здравствуйте, Роман, давно Вас у нас тут не было.
      Я уж волноваться начал...
      Слава Богу, что у Вас лично все хорошо.
      Насчет Вашего отзыва... Я писал про одну "зимнюю войну" посему считать безвинно пострадавших прибалтов (которые все, как Вы пишете,, были "мирными лапочками") -- в данной статье не стал.
      Как не стал считать и тех финнов, кто обязательно бы сгинул из-за Советов, но не сгинул -- ведь они не сгинули и после 1944, когда финны капитулировали. Ведь тогда, в 1944, они от русских "людоедов" отбиться не смогли - так почему их не съели и не раскулачили..
      А потери "большевиков" вам просто положено числить не на те 126.000, что были реально (и что на порядок больше, чем потери финнов), а на многие миллионы - не стесняйтесь, врите больше, чего нас жалеть (как там было у Суворова в анекдоте "потери турок пиши больше, чего их, басурман, жалеть?")
      Тяжелая доля - бороться против фактов, в чем я Вам и сочувствую.
      Но, опять-таки - рад, что Вы к нам вернулись.
      Не забывайте нас.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, здравствуйте! Давно меня не было, согласен. Просто были дела в Штатах, о них и писал в журнале " Чайка". Статьи, как Вы догадываетесь, либерального направления, потому много негативных (мягко говоря) отзывов. Кроме того, пишу роман как продолжение "Белой кости" - тяжкое это дело, писать о женщине с ребенком пережившей все ужасы Совка, включая Голодомор и так далее. Вот и все мои дела... Супруга, увы, умерла - до сих пор не в себе. Насчет потерь - никогда не уверял, что в той войне были миллионные потери. Но зная о привычке Сталина занижать свои потери ( первый раз о потерях СССР в Великой Отечественной было заявлено как о двух миллионах погибших, потом быстренько поправились на семь и так далее) потому мало верю в 126 тысяч. Никита обмолвился чуть ли не миллионе... Рад Вашему доброжелательному тону по поводу моего возвращения. Спасибо. Желаю Вам не останавливаться... Придет время, обращусь к Вам за одним советом. Если время придет. - от меня и только от меня зависит.

        • Роман Солодов, Вы бы в Прозе на ШЖ написали бы свидетельство очевидца - как оно прошло Ковид-19 в США? Интересно же.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Вадимов, к сожалению редакция ШЗ не берет материалы по другим странам, когда речь заходит о политике. Нет смысла тратить время. А делась простой обзор даже глазами очевидца неинтересно. Тем более, что, по счастью, никого из моих близких Covid 19 не коснулся. Коронавирус, по счастью, не чума средневековая. какой тут может быть очевидец. А писать о ляпах администрации - это уже политика, в журнале не пройдет. С уважением

            • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 12 августа 2020 в 15:56 отредактирован 12 августа 2020 в 15:56 Сообщить модератору

              Да я не про политику, Роман Солодов, совсем нет. Мне и самому неинтересно читать про то, как Трампа Путин выбрал, ибо это хайли лайкли. А политику ШЖ не приемлет, у меня несколько статей про Варшавское восстание не взяли, ибо я писал, что думаю, а сайту это показалось слишком политизированным.

              Я про жизнь в Нью-Йорке. Если Вам не влом, то, напишите, как было - и как сейчас.
              А то я на Фэйсбуке с итальянскими друзьями общался во времена итальянской ковид-паники, так они мне пихали все эти видео с военными грузовиками ночными, что якобы трупы вывозили - им в самом деле очень страшно было.
              Да и у нас тут народ попрятался - я, вон, с апреля по конец июля из дома выходил от силы раз в неделю.
              Но мы - это мы. А у вас там ведь намного жарче (я по О'Генри и сериалам сужу).
              Каково это было - настолько самоизолироваться? Такой куче народа в квартирках на большой срок?
              Или все наплевали на ковид и ходили, как ни в чем ни бывало?
              Просто интересно узнать от того, кто там сейчас и как было этой весной и летом.

              Оценка статьи: 5

              • Игорь Вадимов, Могу сказать коротко: Нью Йорк перестал быть столицей мира, как его называли. За этот летний сезон я только три раза посетил этот город: все три раза город производил гнетущее впечатление, прежде всего малым количеством людей на улицах. Вот это производило жуткое впечатление, ибо раньше сидели за столиками , попивая пиво или кофе, а мимо шла густонаселенная толпа разного цвета кожи, одетая невероятно разномастно, возраст ... любой, выбирай не хочу. А музеи! Выбираешь день, когда за посещение платить не надо и наслаждаешься шедеврами, спецвыставками, Наслаждаешься художниками Франции, Голландии, немцами, - все, что душе угодно... А теперь - нет ничего. Пустынно. В общем - тяжкий случай. С приветом Роман.

      • Мужчины, если разрешите, пара копеек от меня по теме, поднятой Романом.
        На мой взгляд, вопрос о том, кто нанес больший вред прибалтам - русские репрессиями 1940-41 гг. или немцы своими этническими чистками 1941-44 гг., на мой взгляд, - достаточно спорный.
        Я значительно хуже подготовлен теоретически, чем Вы, Игорь, или Вы, Роман. Просто одна история.
        После бурсы я, практически с ходу, поступил в один из питерских институтов. Но так получилось, что я поступил в институт, достаточно далекий по своему отраслевому профилю от того заполярного городка, из которого я приехал. Так получилось, что большинство моих друзей учились в Горном институте им. В. Плеханова. Новых друзей я ещё не приобрел, а одному в огромном городе... Довольно тоскливо. Поэтому на первом-втором курсах я достаточно часто заскакивал к своим воркутинским приятелям в их общагу. В комнате с одним из них жил парнишка из Норильска с характерной литовской фамилией. Ну, за одним из общих застолий он как-то рассказал историю своей семьи. Дед у него, оказывается, был министром (врать не буду, но, по-моему, Министром культуры, или его заместителем) в правительстве буржуазной Литвы. Сразу после присоединения Литвы к СССР его арестовали (как враждебный элемент), а к лету 1941 репрессировали и его жену с двумя сыновьями (младший из которых был будущим отцом вот этого парня, что жил в одной общаге с моими приятелями). Их, всех троих, отправили в ссылку. куда-то на север Тюменской области. Время было трудное, голодное, приходилось даже есть нерпичий жир. Кто знает Заполярье, понимает, что это за гадость и как тяжело заставить себя ЭТО есть. Но... ВСЕ ТАК ЖИЛИ. Не только ссыльные, но и те, кто просто жил в тех местах, безо всякой ссылки. Всем в стране было тяжело. еважно, ссыльный ты или нет. Но ни супруга Министра, ни его дети, никак и ничем не отличались от тех, кто жил с ними рядом. Может, только своими ограничениями по возможности передвижения. Но они жили, мама работала, парни учились. Сначала в школе, потом по техникумам, потом в институтах. Отец этого литовца к тому времени, когда я с ним познакомился через своих приятелей, был уже ЗАМЕСТИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНИКА ГОРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Норильска. А это, между прочим, полковничья должность.
        Я к чему? В этой семье никто из репрессированных ни умер, ни погиб. У сыновей была возможность выучиться и построить свою карьеру. А в средине 50-х, после смерти Сталина, когда с них сняли ограничения по передвижению, бабушка пацана, мать его отца, съездила в Каунас. И... НИ ОДНОГО РОДСТВЕННИКА, что там оставались до войны, она не смогла найти. НИ ОДНОГО. Все они были расстреляны немцами. Так вот, в этой литовской семье, как это ни парадоксально, считали, что им повезло, что их бабушка с детьми попала под жернова репрессий. Только благодаря этому, они все выжили. Из тех их родственников, кто остался в Каунасе, выжить не смог никто.

        • Интересная история, Константин, но очень обычная.
          Наша соседка по даче из репрессированных эстонцев. Все они были сосланы, что, вполне возможно, спасло ей, во время последовавшей войны, жизнь - но Советской власти она так и не простила и поначалу это выливалось и на нас... Ее сожитель тоже имел претензии к сов.власти, тоже был то ли сослан, то ли в армию призван, тоже это нам высказывал... Но они хорошо прожили свою жизнь при советской власти, хорошо зарабатывали, имели уважение и должности.
          А во времена свободы дом в Эстонии, где у мужчины была приватизирована хорошая квартира, был реституирован довоенному хозяину, после чего его выбросили из квартиры, он остался на даче у сожительницы, где, вскоре и спился до смерти.
          Нищая окраина Европы, Прибалтика, в советское время превратилась в в "советский Запад", им сделали инфраструктуру, порты, предприятия, им построили дороги, в том числе железные - и много что еще. Их стало за время "агрессивной оккупации" раза в два-три больше, чем было "на свободе".
          А сейчас они возвращаются в предвоенное состояние, уже почти до конца уничтожив все, сделанное СССР.
          Да и населения там все меньше...

          Оценка статьи: 5

          • Прибалтика, в советское время превратилась в в "советский Запад", им сделали инфраструктуру, ... - и много что еще.

            Игорь, за это мне можете даже не рассказывать. В начале 90-х я работал на Петрозаводском рыбокомбинате. И мы очень сильно проигрывали прибалтийским предприятиям в части конкуренции на РОССИЙСКОМ рынке рыбных консервов. На мои удивленные вопросы - "Да в чем тут дело?!", спецы, что работали в отрасли задолго до меня отвечали: "Костя, что ты хочешь? В советское время всё оборудование было по фондам. И вот приезжали в союзное министерство мы ( представители предприятий РСФСР) и прибалты. И как только они начинали канючить: "Да что за дела? Нам всем так плохо в Союзе. Вот если бы мы были самостоятельной страной"... им тут же, - все лучшие фонды на импортное оборудование. Поэтому они ещё при Союзе технически перевооружились и могут делать те же шпроты. А мы - ничего не получали. Поэтому сейчас и не можем конкурировать с ними"...
            Прибалты в Союзе хорошо жили ЗА СЧЕТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ. Им, - нате, возьмите, только будьте лояльны к Москве, а все остальные сидели без ничего.

            • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 12 августа 2020 в 12:18 отредактирован 12 августа 2020 в 12:22 Сообщить модератору

              Константин Кучер, это вообще интересная тема. Взаимоотношение "метрополии-угнетательницы" и "разграбляемых ею колоний".
              Я это всё хорошо знаю по Средней Азии.
              Автосборочный завод во Фрунзе...
              Авиационный и тракторный завод в Ташкенте...
              Всё это можно долго перечислять.
              Вместо того, чтобы вкладывать средства и создавать рабочие места в Центральной и Нечернозёмной России, деньги вкачивались в Союзные республики.
              Всё это делалось с подачи местных властей и центральных органов довольно "хитро".
              Стоило только в ответ на критику об очередных "косяках" и проявлениях национализма в ответ на справедливую критику заявить на очередном пленуме, ЦК или съезде КПСС о том, что негативные явления проявились из-за того, что в республике мало представителей рабочего класса, так сразу же появлялось совместное постановление Совсмна и ЦК о выделении средств из союзного бюджета и создания очередного завода. Якобы, чтобы пролетариев было больше.
              Или-мощного сельскохозяйственного предприятия...
              Как же!
              Страна-то была рабоче-крестьянской. Местные власти хорошо приучились играть на своеобразном понимании коммунистической идеологии. Мол, мы не виноваты. Способствуйте созданию у нас большой прослойки рабочих и крестьян, тогда и покончим с байской мелкособственнической и националистической идеологией.
              Вот и создавали, в ущерб и за счёт остальной России.
              Тема эта необьятна и к сожалению часто до сих пор замалчивается под любыми предлогами...

              • Согласен, Володя. Необъятная. И очень важная. Ну, хотя бы с точки зрения сохранения исторической памяти. Может, напишешь что на эту тему? Ты же там долго жил. И гражданским. Не внутри периметра части.
                Если от себя, то в эту копилку могу добавить совсем немного. Ну, во-первых, какие-то детали для ремонта техники или просто для ремонта (помещений, мебели) мы ведь и на гражданских предприятиях по какому-нибудь бартеру забирали. И увольнения (во-вторых) иногда случались. Я тут уже написал рассказ, как меня как-то побрили (в натуре, опасной бритвой) на привокзальной парикмахерской в Ташкенте, там я поведал миру, как меня удивило, что продавцы, парикмахеры. иные работники сферы услуг и торговли в Средней Азии в основном были мужики (те же чайханщики, повара). Женщину редко-редко где можно было увидеть. Опубликует журнал, прочитаешь. Повторяться не буду.
                А как-то заезжали мы на мебельную фабрику. Нет, дурдом, конечно, откуда там, в Средней Азии древесина, чтобы из неё в промышленных объемах - мебель. Все ведь из РСФСР везли. Но я не о том. Заехали мы на территорию, пока отцы командиры бумаги на вывоз оформляли, пока беседа у них там с директором (а как без неё?!), мы с пацанами и прошлись. По цехам, в столовую там. Так прикинь: редко-редко среди лиц рабочих можно было увидеть лицо азиатской наружности. В основном, наши лица, европейского типа. Славяне, немцы (немцев там много было). И все специалисты на заводе (главный инженер, главный технолог, главный механик, главный бухгалтер) - русские, украинцы, белорусы. А директор... ОБЯЗАТЕЛЬНО УЗБЕК. Если в Узбекистане. Если в Таджикистане, - ТАДЖИК. А спецы, опять же - все наши, славяне, немцы.
                У меня сложилось усчтойчивое впечатление, что на производстве работали исключительно наши (славяне, немцы). Местные - либо в сфере услуг, либо вообще не работали. Как-то в увольнении идем с пацанами по городу. Кинотеатр ("Вотан", вроде "Родина", как я понял, на фарси, в Душанбе дело было). И к кассам кинотеатра огроменная очередища. Огроменнейшая. На пол улицы. У нас бы такое было, если бы "Бони М", вдруг нам на голову свалились бы. Или "АББА". А тут, что за чудеса такие? Подходим ближе... Оказывается. какой-то индийский фильм показывают. И вот на него вся эта толпа. А день будний, между прочим. И откуда столько народа?!. В БУДНИЙ ДЕНЬ. Получается, вся толпа, что в очереди за билетами, нигде не работает?!!
                Вот такие мои пять копеек по той теме, что ты, Володя, поднял.