Вот император и распорядился, чтобы пострадавших да старых солдат определяли по монастырям для последующей опеки над воинами. А чтобы монастырь не тяготился таким постояльцем, военное ведомство выплачивало солдату пожизненное содержание в размере гарнизонного оклада.
Прошло время, и Екатерина Вторая официально учредила первую в стране богадельню для «призрения раненых воинов и их семейств». Слово «призрение» в данном случае означает — находиться в поле зрения, и ничего тут оскорбительного нет, как может сперва показаться.
В конце ХVIII века отношение к старым воинам изменилось и жизнь их стала разнообразнее, если так можно выразиться.
Теперь увечных и старых солдат стали определять во внутреннюю стражу. Они служили при дворцах, занимались конюшнями, ремонтом помещений, уходом за живностью, помогали в госпиталях, обслуживали по мере сил военные учреждения. И такая категория людей одно время именовалась «инвалидами».
Тут надо иметь в виду вот какой момент. Сейчас мы под словом «инвалид» понимаем человека с ограниченными возможностями. А двести лет назад солдат служил, к примеру, 25 лет и заканчивал военную службу уже в довольно зрелом возрасте. Домой ему возвращаться было не с руки — ведь за это время его родичи уже стали совсем другими (часть из них так вообще могла умереть за столько-то лет).
Заводить семью отставному солдату в возрасте 45, а то и 50 лет также не представлялось возможным, ведь по тем меркам он был уже почти стариком. Вот и получалось так, что хотя некоторые служивые и возвращались домой, всё же большинство из них отправлялись в богадельни, либо инвалидные команды.
То есть в те годы под словом «инвалид» зачастую подразумевали как увечного, так и просто отставного воина.
С уменьшением сроков службы солдаты стали чаще отправляться домой, по деревням, а в богадельнях теперь действительно оставались те, кому нужен был уход и помощь.
Военных богаделен в царской России было достаточно много, но крупных — всего две. Первая — Чесменская (в окрестностях Петербурга), вторая — Измайловская (на территории нынешней Москвы).
Как уже сообщалось выше, богадельни содержались за счёт казны. Затем помощь означенным учреждениям стали осуществлять и с помощью общественных средств.
Известно, что в 1814 году для помощи раненым военнослужащим император Александр Первый учредил «Комитет о раненых». При этом самом комитете существовал так называемый инвалидный капитал, из которого и выплачивалось содержание воинам, а также членам их семей.
Капитал этот был весьма внушительным, и источники его пополнения могли быть довольно различными. Тут и пожертвования царственных особ, и поступления от богатых купцов с промышленниками, и проценты от неполученных наследств (бывало и такое), и 10% стоимости от всех конфискованных на границе контрабандных предметов.
Кроме того, театры в России в обязательном (но не принудительном) порядке устраивали раз в год благотворительный концерт, все поступления от которого шли как раз в инвалидный капитал.
Известно, например, что в 1893 году инвалидный капитал превышал 27 миллионов царских рублей!
Поскольку в богадельнях проживали преимущественно солдаты и немного офицеров, порядок там был в чём-то военный. Но со значительными послаблениями. Обычно сразу после завтрака в богадельнях распределяли людей на работы. Занятий было много: и конюшни, и столярные мастерские, и госпиталь, и кухня, и многое другое.
Интересно, что в меню у офицеров в богадельнях присутствовало пирожное и рюмка водки, но только по выходным и праздничным дням. Впрочем, рюмку водки получали и солдаты, но вместо пирожного у них в меню был заявлен пирог с начинкой.
Бывало и так, что непосредственно в богадельне проживал лишь увечный воин, который содержал свою семью за стенами богадельни на положенную ему пенсию. Некоторые семьи, наоборот, переселялись в богадельни к своему «кормильцу», но таких, увы, было немного.
После революции богадельни закрылись, но не потому, что большевики были такие злые. Просто прекратил своё существование «Комитет о раненых», и инвалидный капитал, по сути, пропал. А сами богадельни, в общем-то, через несколько лет возродились. Но уже в новом формате и под новым названием…
" Призреть" Это заимствованное из старославянского языка слово, имеющее значение "дать кому-либо приют и пропитание", было образовано приставочным способом от зьръти – "смотреть, наблюдать"
Приставка "при" имеет значение близости, непосредственного примыкания к чему-нибудь, приближения, добавления, доведения действия до определенного результата.
"Презирать" Это заимствованное из старославянского языка слово образовано приставочным способом от глагола зирати (зьръти) и буквально означало "смотреть сверху вниз". (Этим. словарь Крылова)
Приставка "пре" обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать), а также, обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь (превысить, пресытиться, переизбыток). А это современное слово "сверх". Следовательно, презирать - значит смотреть свысока.
Максим, а можно уточнить: кто "мы", которые " под словом «инвалид» понимаем человека с ограниченными возможностями"? И "возможностями" чего? Но прежде чем ответить, посмотрите Закон РФ "О социальной защите инвалидов"
При Екатерине II "Право направления в «инвалидные города» имели все
отставные чины, не имевшие достаточных материальных и денежных средств для безбедного существования". В 19 веке инвалидами стали называть, кроме увечных военных, но и рабочих, пострадавших на тяжелых производствах. А позднее и гражданских лиц, пострадавших при военных действиях. С середины века активно развивается благотворительность, набирает силы страхование рабочих.... Большевики, рассматривая благотворительность как "буржуазную прихоть", после захвата власти, быстро свернули её на нет.
Оценка статьи: 4
0 Ответить