Впрочем, обо всём по порядку. Случилось так, что в 1680 году в Саксонии (территория нынешней Германии) родился мальчик Эрнст Бесслер. Парнишка рос сообразительным и даже попал в местную гимназию. Там он преуспел в математике и механике.
Не доучившись до конца, Бесслер пустился в странствия по Европе. Впрочем, он не был классическим бродягой, а путешествуя по разным городам, набирался ума-разума в сферах, его интересующих.
И вот наступил момент, когда Бесслер решил разбогатеть. Желание это зазорным не было, но в его реализации Эрнст был довольно изобретателен.
Для начала Эрнст Бесслер поменял имя и стал именоваться Иоганном Орфиреусом. Сделал это он не от безделья, а потому, что новое (особенно загадочное) имя в то время сулило повышенный интерес к своей персоне. Тем более, если эта персона стала утверждать, что может успешно лечить людей, проектировать хитрые механизмы и писать полезные научные трактаты.
Затем «новорождённый» Орфиреус, по интересному стечению обстоятельств, в маленьком немецком городе вылечил дочь тамошнего лекаря Шумана, ставшего впоследствии бургомистром. Шуман, расценив сие событие как чудо, выдал замуж за Орфиреуса-Бесслера свою выздоровевшую дочь, да ещё и с солидным приданым.
Вот вроде бы и всё, решил бы другой человек на месте Орфиреуса. Но не тут-то было. Наш герой, как уже упоминалось, неплохо преуспел в разных науках. А время тогда было интересное — начало ХVIII столетия, народ верил в чудеса, в разные снадобья, в ведьм, а также в… вечный двигатель.
Вот Орфиреус и решил упрочить своё положение как учёного человека, создав вечный двигатель. К тому же, на этом можно было неплохо подзаработать. Возможно, он и не был прожжённым циником и аферистом. Но создать вечный двигатель он хотел.
И он его создал в 1712 году. Впрочем, об этой штуке нам практически ничего неизвестно, потому что совсем скоро изобретатель уничтожил своё творение.
В 1715 году наш герой создал второй вариант вечного двигателя. Простые люди, поглазев на это «чудо» техники, диву давались, и скоро слава Орфериуса шагнула за пределы родного города.
Интересно, что учёную комиссию Орфериус не пустил смотреть на своё изобретение, хотя члены этой комиссии давали за это деньги. Поэтому однозначного вердикта по поводу творения немецкого изобретателя вынесено не было. Что не помешало Орфериусу установить рядом со своей машиной кружку для сбора пожертвований, которая пополнялась с завидной быстротой.
В 1716 году граф Гессен-Кассельский пригласил нашего героя в свой замок и дал ему звание надворного советника. При щедрой поддержке графа у изобретателя открылось «второе дыхание», и он стал сооружать третий вариант своего вечного двигателя. Эта машина была готова в 1717 году.
Хорошо, а при чём тут Пётр Первый? А при том, что наш император живо интересовался всякими техническими штуками и про изобретение Орфериуса тоже знал.
В 1715 году Пётр дал указание канцлеру Остерману собрать как можно больше сведений о чудесном изобретении немецкого механика. Дело по сбору материала затянулось на несколько лет.
И вот уже в 1721 году Пётр даёт такое же поручение библиотекарю Шумахеру. Последний был отправлен в Европу для покупки ценных научных книг.
Шумахер обстоятельно подошёл к поручениям русского императора. По поводу вечного двигателя библиотекарь общался с известным учёным Вольфом. Тот, полностью не отвергая идеи вечного двигателя (закон сохранения энергии ещё не был известен), посоветовал Шумахеру самому побеседовать с изобретателем, а заодно и осмотреть его машину.
Но случилось так, что Орфериус наотрез отказался показывать своё изобретение русскому посланнику. Вместо этого он, как прирождённый коммерсант, стал буквально тут же продавать своё детище Шумахеру, у которого, понятное дело, деньги с собой были.
Однако Шумахер не стал рисковать. К тому же, несколько других учёных, пытавшихся осмотреть вечный двигатель Орфериуса, не смогли сделать этого. По этому поводу они оставили в адрес изобретения свои комментарии, далеко не лестные.
Обо всём этом Шумахер доложил государю. Тот внимательно выслушал доклад своего подданного и решил лично в 1725 году посетить Европу, и заодно побывать в гостях у Орфериуса. А если всё будет хорошо, то и купить изобретение немца. Тем более что тот озвучил свою цену — около 100 000 рублей, сумма по тем временам колоссальная.
Как известно, Пётр Первый скончался именно в 1725 году. И остался Орфериус без русских денег. А затем — вообще без каких-либо средств к существованию.
Оказалось, что его машина — никакой не вечный двигатель, а механизм, приводимый в движение человеком, находящимся в соседней комнате. Дёргал человек за верёвку — огромное колесо Орфериуса, выдаваемое за вечный двигатель, и крутилось.
Впрочем, вечные двигатели и после этого случая всё продолжали и продолжают изобретать…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...