В истории есть множество примеров компенсации — как явления, поддерживающего баланс в той или иной стране. Например, высокий уровень жизни в развитых государствах компенсирован или высокими налогами, или нежеланием граждан трудиться, жить на пособиях. Возле роскошных особняков ютятся бедные хижины, на фоне грандиозных завоеваний власть имущих происходит упадок жизни простого населения, высокий технический прогресс не может победить обычный вирус, который устрашающе назвали ковидом.
Подобную компенсаторику можно увидеть в истории. Ярким примером компенсации можно назвать лондонские трущобы. На мой взгляд, в викторианские времена (1837−1901) они служили как бы триггером резкого подъема технического, научного, интеллектуального прогресса. В противовес богатству, утонченности стиля и вкуса той романтической эпохи всего в паре сотен метров от престижного Вестминстерского аббатства, где располагалась резиденция правительства и здание парламента, соседствовало унылое болото, в котором проживала община нищих, воров и проституток.
Чарльз Диккенс дал этой местности печально известное название — Дьявольский Акр. Эти трущобы были домом для тысяч людей, живших в условиях бесчеловечного отчаяния. Богатый Вестминстер и трущобы долгие годы жили бок о бок, делая вид, что ни того, ни другого не существует.
Несмотря на идеализацию времен правления королевы Виктории, конечно, не все было безупречно в великой державе. Некоторые районы Лондона могли тоже претендовать на звание самых бедных. Но ни один из них не был таким ужасающим, как Дьявольский Акр. Из-за болотистой местности земли трущобы были склонны к оседанию и непригодны для полноценного строительства.
Молодой Диккенс, тогда начинающий репортер Парламента, был шокирован тем, что такая территория находилась в самом сердце Британской империи. Полный решимости разгромить ее, он писал:
Нет мегаполиса, который представлял бы более неоднозначный физический и моральный аспект, чем Вестминстер. Самые роскошные улицы являются лишь маской для убогих районов, которые лежат за ними, в то время как места, посвященные самым священным целям, начинаются сценами неописуемого позора и загрязнения; самая черная волна моральной распущенности, текущая в столице, накатывает своими грязными волнами до самых стен Вестминстерского аббатства.
Показательно, что эти трущобы возникли еще в Средние века, когда монахи аббатства предоставляли убежище преступникам и должникам. В середине XVIII века этот район был застроен дешевыми домами, в которых не было вентиляции и канализации. Огромные массы населения жили в грязи. В лабиринте переулков и дворов буйствовали болезни, в том числе тиф и холера.
Полиция редко посещала этот район. Преступность там процветала повсеместно. Особенно ужасало бедственное положение детей, многие из них были беспризорными сиротами.
Наконец благотворительная деятельность, инициированная Диккенсом и его современниками, дала плоды. Английские миссионеры устремили взоры на жизнь в трущобе. Они решили, что этот район настолько развращен, что его жителей необходимо повторно обратить в христианство. Благодаря финансовой поддержке миллионерши-филантропа был создан приют для бывших проституток и построена школа для местных детей.
Стоит отметить, что история трущоб закончилась позитивно для ее обитателей, для Лондона и, как следствие, для всей Англии. После того как загрязнение реки Темзы достигло пика во время Великой вони в 1858 году, члены парламента позволили провести в Лондоне канализационную систему. Именно тогда по стране были построены канализационные сооружения. По цепочке, за Англией, канализацию стали внедрять и другие страны.
Как говорится, нет худа без добра. В стране после проведенных мероприятий сточные воды перестали попадать в общественную питьевую воду, случаи холеры практически прекратились. Исчезли и старые лачуги в Дьявольских Акрах. На месте убогих хижин были выстроены современные дома и здания.
В жизни все так: на смену плохому приходит хорошее. Главное — видеть, что все, что происходит, полезно для развития.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...