• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Королёва Профессионал

Чем примечательны путешествия адмирала Головнина?

Шлюп «Диана»

19 апреля 2021 года исполнилось 245 лет со дня рождения талантливого морского офицера и путешественника Василия Михайловича Головнина. Сейчас, на мой взгляд, его имя незаслуженно забыто. А зря!

Шлюп «Диана» Фото: itexts.net

Его труды по географии многие десятилетия использовались не только русскими моряками, но и иностранцами. А его литературный талант ставился современниками наравне со Станюковичем и другими писателями-маринистами. Стоит отметить, что Головнин открыл для России и Европы загадочную и непостижимую Страну восходящего солнца, хотя ему пришлось хлебнуть горя в японском плену.

Василий Михайлович совершил два морских путешествия вокруг света с разницей в 10 лет. Об этих событиях очень подробно и захватывающе написано в книге Людмилы Анисаровой «Адмирал Головнин».

Василий Михайлович Головнин
Василий Михайлович Головнин
Фото: ru.wikipedia.org

В первую кругосветку лейтенант Головнин должен был отправиться на шлюпе «Диана». Молодой офицер очень тщательно готовился к плаванию. Ему приходилось не только заботиться о подборе команды, закупке провизии и дров, но и следить за переоборудованием шлюпа. В прошлом это был обычный лесовоз, который оснастили новым такелажем, поставили пушки. Так «Диана» стала военным шлюпом.

По словам автора, это был единственный случай, когда лейтенанту доверили командовать кораблем, отправляющимся в кругосветное путешествие. Перед отплытием Головнин написал импровизированную клятву на верность Царю и Отечеству. Он понимал, насколько серьезна и опасна миссия, возложенная на него.

25 июня 1807 года шлюп «Диана» отправился в путь. Первой остановкой стал Портсмут, где лейтенант Головнин планировал пополнить запасы провизии и воды. Все бы ничего, да в это время Англия объявила войну России. Так, невольно, русские моряки попали в плен к неприятелю.

Целый год экипаж «Дианы» пробыл в плену, пытаясь всеми силами вырваться из сетей. Когда запасы продуктов и финансы на корабле стали подходить к концу, Головнин пошел на необычайный риск. Однажды, дождавшись попутного ветра, он практически вырвался из плена.

Шлюп
Шлюп «Диана»
Фото: ru.wikipedia.org

Такой маневр удался ценой усилий и слаженности всей команды. Да это и неудивительно. Лейтенант Головнин добивался строжайшей дисциплины, но никогда не прибегал к рукоприкладству, наоборот, по возможности, заботясь о здоровье команды. Теперь русские моряки смогли продолжить свой путь.

У мыса Доброй Надежды, как и следовало ожидать, шлюп попал в жесточайший шторм, который диановцы с честью преодолели.

25 сентября 1807 года «Диана» прибыла на Камчатку. Там Головнин узнал о своем производстве в капитан-лейтенанты.

По заданию Российско-Американской компании Головнин отправился на Аляску, чтобы доставить туда муку. За этот рейс ему было выдано хорошее вознаграждение. Василий Михайлович поступил с деньгами, как честный человек. Он разделил их между своими подчиненными, не исключая и простых матросов. Думаю, такой поступок характеризует его, как человека порядочного.

Плавания В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (синий маршрут) в 1808—1811 годах и шлюпе «Камчатка» (красный маршрут) в 1817—1819 гг.
Плавания В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (синий маршрут) в 1808—1811 гг. и шлюпе «Камчатка» (красный маршрут) в 1817—1819 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Следующей задачей было описать Курилы. Шлюп «Диана» отправился в путь. Головнин, с присущей ему тщательностью, описывал каждый остров, промеряя прибрежные глубины и составляя лоции. Автор книги «Адмирал Головнин» отмечает, что Василий Михайлович именовал острова так, как их называли коренные жители. Это очень примечательно, ведь многие первооткрыватели часто называли открытые географические объекты на свой вкус.

Все шло по плану, пока исследователи не подошли к берегу острова Кунашир, где находилась японская крепость. Именно там командир корабля, два офицера и 4 матроса, отправившись на переговоры с японцами, были хитростью пленены. Членам экипажа, оставшимся на «Диане» ничего не оставалось делать, как возвратиться на Камчатку. Кстати, пролив между островами они назвали проливом Измены.

Более двух лет русские моряки провели в неволе. В конце концов, их удалось вызволить из плена. Об этих злоключениях Василия Михайловича и его подчиненных я расскажу в отдельной статье.

Памятник русско-японской дружбе в Госики
Памятник русско-японской дружбе в Госики
Фото: ru.wikipedia.org

По возвращении на Камчатку В. М. Головнин отправился по суше в Петербург. За отличную службу экипаж «Дианы» был награжден. А командир получил очередное звание — капитан 2-го ранга.

В Петербурге первым делом Василий Михайлович составил докладную записку в Адмиралтейств-коллегию о бесчинствах и обмане камчадалов (местных жителей Камчатки) представителями Российско-Американской компании, в которой он ничего не скрыл.

Затем Головнин принялся за большую научную работу, где описал все детали проделанной работы по описанию географических объектов. Для работы над ней его отправили в годичный отпуск.

Когда труд был окончен, он был опубликован под названием «Путешествие шлюпа „Диана“ из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808, 1809 гг.» А о своем пленении Василий Михайлович написал отдельное сочинение под названием «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев». Этими записками зачитывалась вся просвещенная публика.

Наверное, Василий Михайлович и не представлял себе, что через десять лет он опять отправится в кругосветное путешествие только уже на новом корабле — шлюпе «Камчатка».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 18.05.2021
Обновлено 18.05.2021

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все империи живут войнами и мыслью чтобы еще хапнуть . Российская империя не отставала от других. А нынешняя путинская россия даже впереди всех. Делается это руками своих людей. К таким и принадлежит славный вице- адмирал
    Головнин Василий Михайлович , верный сын своей Отчизны .За верность и труды его честь ему и хвала и почитание предков. А в 2017 году было решено установить ему памятник по адресу Санкт- Петербург, Митрофаньевское шоссе дом 15 А. Там когда то была его могила, фамильный склеп, да в начале Советской власти разнесли все..
    В Портсмуте корабль простоял пару месяцев из-за всяких неувязок с бумагами на фоне приближающейся войны и даже получения водки ( рома ). В Апреле 1808 года корабль вошел в бухту Саймонс Мыса доброй Надежды. Вот теперь корабль чуть не стал призом, добычей победителей, шла война.Благодаря уму, хитрости, твердости духа, умению ладить с людьми , Головнин сохранил корабль , тренированную команду . И 16 Мая 1809 года в условиях приближающейся бури ушел из гавани мимо двух лавирующих против ветра фрегатов и нескольких стоящих в гавани. 9-го Июля обогнули Тасманию и 23 Сентября 1809 года увидели Камчатский берег.Утром вошли в Авачинскую губу.Вскоре усмотрели на отлогой возвышенности поселение из полусотни крытых камышом избушек. Петропавловск_-Родина .

  • Спасибо за деловое описание плаваний и приключений "морского волка" Головнина. Многие русские путешественники и мореплаватели заслуживают почестей и памятников. Оценка: 5+