А начинался этот фильм с того, что самолет главного героя, которого играл Николай Крючков, в бою был подбит на высоте нескольких километров, летчик выпрыгнул с парашютом, который сгорел в воздухе, а он упал в болото и остался жив. Могло ли такое произойти?
Известны несколько случаев, когда люди падали с огромной высоты, но при этом оставались живы. В начале Великой Отечественной войны, 25 января 1942 года, немцы сбили самолет ДБ-3Ф, который возвращался к себе после бомбежки Варшавского железнодорожного узла. После атаки немецких истребителей самолет перестал слушаться рулей и загорелся, командир приказал покинуть машину.
Штурман Иван Михайлович Чиссов покинул самолет на высоте около 7000 метров. Бой и попытки экипажа воспользоваться парашютами видели кавалеристы корпуса
Во время прыжка он ударился головой и потерял сознание, не успев дернуть за кольцо, открывающее парашют. Но ему повезло — он упал на очень глубокий сугроб и успел более-менее мягко затормозиться о снег, сломав позвоночник и таз. Первую помощь ему оказали очень своевременно и быстро доставили в госпиталь.
Когда Иван Михайлович выздоровел, то по результатам медкомиссии был направлен преподавателем в штурманское училище. За войну он был награжден двумя орденами Красного Знамени. Интересно, знали ли про этот случай сценаристы и режиссер фильма «Небесный тихоход«?
В войсках наших западных союзников было несколько таких счастливых случаев во времена Второй мировой.
3 января 1943 года американский летчик Алан Маги (Alan Magee) упал с высоты 6700 метров (22.000 футов). Он участвовал в бомбардировке стратегических объектов немецкой армии в городе Сент-Назер (он был пилотом «Летающей крепости» В-17) и был подбит зениткой. При этом его парашют оказался поврежден осколками снаряда и не раскрылся.
Летчик упал на стеклянную крышу железнодорожного вокзала города и остался жив, сначала прокатившись по ней, а потом проломив стекло и упав на землю. Он был серьезно ранен осколками снаряда и после удара о крышу и затем о землю получил несколько переломов костей. Оказался в плену, откуда был освобожден в 1945 году.
Сержант Николас Стефен Алкемейд (Nicholas Stephen Alkemade) был хвостовым стрелком на английском стратегическом бомбардировщике Авро Ланкастер. В ночь на 24 марта 1944 года его самолет в ходе бомбардировочной миссии над Германией был подбит немецким ночным истребителем и потерял управление. Авиатор упал с высоты около 5500 метров (18.000 футов), его парашют был сильно поврежден при пожаре и не раскрылся. Николас упал на сосны и на крутой склон, засыпанный снегом. Остальные члены экипажа не сумели спастись.
Николаса взяли в плен и отправили в гестапо, полагая, что он — секретный агент. Однако после ряда допросов ему поверили и даже выдали ему сертификат, подтверждающий то, что, упав с высоты 5.000 метров, он остался жив и обошелся без переломов — только вывихнул ногу.
Прошла и закончилась Вторая мировая война. Развивалась и крепла гражданская авиация. Пассажирские самолеты, увы, тоже падали.
Самолет «Локхил Л-188 Электра» перуанской авиакомпании LANSA летел 24 декабря 1971 года из города Кальяо в город Икитос. Он попал в грозовые облака, в него ударила молния, вызвавшая пожар в топливной системе. У самолета оторвалось крыло, и с высоты около 3200 метров он камнем упал на землю.
В самолете было 92 человека (6 членов экипажа и 86 пассажиров). После падения выжить удалось только 17-летней Джулиане Маргарет Кёпке (Juliane Margaret Koepcke). Она была пристегнута к креслу и потеряла сознание. Очнулась она с многочисленными порезами и повреждениями, но сломана у нее была только ключица.
Девочка 10 дней пешком по джунглям выходила к людям. Когда она вышла, указала место падения самолета и туда прибыла спасательная экспедиция. Было установлено, что кроме нее при падении выжили еще 14 человек, но они были травмированы значительно сильнее, разбросаны на большой территории и все погибли до того, как через несколько недель их нашли спасатели.
В январе 1972 года террористы взорвали пассажирский лайнер DC-9−32 компании Jugoslovenski Aerotransport, летевшей из Стокгольма в Белград. Взрыв произошел на высоте 10 км. Стюардесса-стажер Весна Вулович еще не закончила обучение на должность стюардессы. Она оказалась единственной выжившей из 28 пассажиров и членов экипажа.
Когда ее нашли на горном склоне в снегу, у нее был поврежден позвоночник, череп, сломаны обе ноги, был и перелом таза. 16 месяцев после этого она была в госпитале, причем 10 месяцев нижняя часть ее тела была парализована вследствие перелома позвоночника. Вылечившись, она вернулась в свою авиакомпанию, правда, ее направили на работу в офис, летала она с тех пор только как пассажирка.
В августе 1981 года в СССР самолет Ан-24РБ летел из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск и столкнулся в бомбардировщиком Ту-16К. Из 38 человек, упав с высоты 5200 метров, выжила только студентка Лариса Савицкая. После столкновения самолет развалился на части и та часть, в которой находилось кресло Ларисы, спланировала на березовую рощу.
Девушка была серьезно травмирована и не могла самостоятельно передвигаться. Спасатели нашли ее только через два дня. Государство держало это столкновение в секрете, девушке заплатили 75 рублей за смерть мужа и ее травмы, полностью от которых ей излечиться не удалось.
Кроме авиапассажиров при падении с высоты иногда страдают и парашютисты. Кто-то из них ухитряется иногда ухватиться за ноги своего товарища, чей парашют раскрылся нормально. И иногда они падают на заснеженные склоны гор.
А Кристина Маккензи, у которой при прыжке с высоты 3200 метров отказали и основной, и запасной парашюты, на свое счастье, упала на линии электропередач, которые не убили ее, но замедлили скорость падения. Далеко не всем так везет. Как правило, падение на ЛЭП означает быструю огненную смерть от мощного разряда электричества. Как хорошо, что иногда из этого бывают исключения!
Так что история майора Булочкина из «Небесного тихохода» — это, конечно же, выдумка, красивая выдумка, но и у нее была первооснова, случай со штурманом Иваном Чиссовым. И падение из самолета с огромной высоты — вовсе не обязательно сразу же смертный приговор, даже после этого люди иногда выживают.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...