1517 год: Лютер берет папу на задание
Мартин Лютер, благочестивый Августинский монах и преподаватель университета Виттенберга в Саксонии, Северная Германия, начинает атаку на индульгенции, которые Церковь предоставляет верующим, чтобы сократить время, которое они проводят в чистилище в загробной жизни, прежде чем войти в рай.
Он излагает критику в 95 предложениях (тезисах) для обсуждения этого аспекта официальной теологии спасения, вызванную яростью по поводу грубой кампании продажи индульгенций, финансово выгодных папе римскому и местному епископу Лютера Альбрехту, великому немецкому дворянину.
К удивлению Лютера, его инициатива вызвала волнение по всей Германии. Обнаружив в себе дар к массовой коммуникации, несмотря на то что до этого он практически ничего не публиковал, он начинает писать поток брошюр и книг, объясняющих его идеи на энергичном немецком языке.
Западная церковная иерархия рассматривает это как угрозу своему авторитету. Обе стороны говорят о разных целях: Лютер — о спасении, власти — о послушании.
1519 год: реформистское рвение охватывает юг
В Цюрихе, в сотнях миль к югу от Виттенберга, известный городской священник по имени Ульрих Цвингли начинает систематически проповедовать через книги Библии. Его послание о том, что только Бог отвечает за спасение, также бросает вызов официальному церковному учению на широком фронте.
Он инициирует Реформацию в Цюрихе, затем во многих частях Швейцарии и Южной Германии — реформацию, параллельную Реформации Лютера, но никогда не совпадающую с ней и совершенно не уважающую авторитет Лютера.
1520 год: Рим напрягает мускулы
К настоящему времени Лютер и центральные церковные власти в Риме находятся на пути столкновения. Он считает, что просто повторяет традиционный взгляд на спасение, проповедуя писания древних христианских авторитетов — Павла Тарсского и Августина Гиппонского, в то время как церковные лидеры в ярости, что он не подчиняется приказам хранить молчание.
Папа издает торжественное заявление («буллу»), осуждающее Лютера и его непослушание. Лютер разрушает его в публичной демонстрации и пишет три классических произведения, излагающих альтернативную структуру христианской мысли, сосредоточившись на «оправдании верой». Он утверждает, что божий дар веры через благодать для отдельного верующего — это единственный путь к спасению.
Церковь ничего не может добавить к этому, и меньше всего — путем предоставления индульгенций. Таким образом, церковная власть его времени основана на обмане и должна быть уничтожена.
1521 год: Лютер твердо стоит в Вормсе
Вызванный для встречи с императором Священной Римской империи Карлом V на Императорском Сейме (регулярном собрании) в Вормсе, Лютер отказывается отступить. Его последователи вспоминают этот акт совести в словах:
Вот я стою, я не могу поступить иначе.
Император с честью поддерживает обещание Сейма о безопасности, поэтому Лютер уезжает свободным человеком.
Теперь Лютер бросил вызов и папе, и императору, но многие местные правители в Германии поддерживают его движение.
Его давний сторонник курфюрст Саксонский обеспечивает его защиту от дальнейших нападений посредством инсценированного «похищения», и в уединении в избирательном замке Вартбург Лютер начинает переводить Библию на немецкий язык. Это будет иметь большое влияние на то, как говорят по-немецки.
Любитель музыки, Лютер также начинает писать превосходные гимны на немецком языке, которые остаются основными для лютеранской традиции.
1525 год: гонения на мятежников
Широко распространенные беспорядки, сочетающие традиционную местную напряженность с новым возбуждением по поводу радикальных последствий послания Лютера, перерастают в восстания на большей части территории Священной Римской империи. Началась Крестьянская война. Мятежники жестоко подавлены.
Лютер, потрясенный разрушительным использованием своего послания, поддерживает жесткие официальные репрессии. В народе широко распространено разочарование в его позиции, и он начинает больше полагаться на светский правящий класс, чтобы продвигать свою версию Реформации.
Многие из тех, кто поддерживал восстания, высказывали свои несогласные мысли в гораздо более радикальных направлениях, отвергая многовековой христианский консенсус, например, относительно природы христианской Троицы или тесной связи между мирской властью и церковью. Они ищут более ранние, более библейские ответы.
Их противники, как католики, так и протестанты, осуждают и часто преследуют их, гневно называя их «анабаптистами» («ребаптизаторами»), поскольку одно радикальное положение состоит в том, что крестить следует только взрослых верующих, которые сделали сознательный выбор стать христианами, а не младенцев.
1530 год: протестанты дерутся между собой
Когда имперский Сейм собирается в Аугсбурге, политические сторонники Лютера (теперь прозванные «протестантами» из-за их протеста против имперского запрета на движение Лютера) убеждают Карла V рассмотреть два заявления о вере в Реформацию: одно от лютеран, другое от четырех имперских городов, более симпатизирующих швейцарским реформаторам.
Карл не принимает ни того, ни другого, но лютеранское утверждение выступает как «Аугсбургское исповедание», и раскол между лютеранами и нелютеранскими протестантами (позже известными как «реформированные» протестанты) становится постоянным.
Реформатские протестанты, поклонники и последователи Ульриха Цвингли, гораздо больше, чем Лютер, подчеркивают пагубность идолопоклонства и уничтожают изображения в церквях (Лютер быстро решает, что это плохая идея). Они также имеют радикально иной взгляд на значение Центрального христианского акта поклонения — Евхаристии, или благодарения в хлебе и вине, установленного самим Иисусом на Тайной Вечере.
Реформаты принимают символический взгляд на евхаристический хлеб и вино, отрицая, что они становятся Телом и кровью Христа в объективном смысле, созданном актом поклонения. Следовательно, они отвергают теологию Евхаристии как жертвоприношения, называемого «мессой», в то время как Лютер поддерживает большую часть старой церемонии мессы.
Лютер и Цвингли уже согласились не соглашаться, встретившись в Марбурге в 1529 году: болезненный и постоянный разрыв. Две группы внутри протестантизма согласны в двух вещах: что папа — враг Бога, и что важно утверждать, что духовенство не является привилегированной кастой, отмеченной безбрачием, поэтому им, как и мирянам, должно быть разрешено вступать в брак.
Но это разделение скреплено лютеранской настойчивостью в строгом определении лютеранства в «книге согласия», опубликованной в 1580 году через символические 50 лет после Аугсбургского исповедания. Догматические лютеране часто ненавидят Реформатский протестантизм так же сильно, как и римский католицизм.
Чем же завершилось это все — узнаете в следующей статье.
Продолжение следует…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...