По имеющимся у историков данным Римская империя была мощным государственным образованием. Эта мощь проявлялась не только в обширных землях, отвоёванных у соседей, но и в серьёзных архитектурных сооружениях, кораблях, общественных зданиях, едином государственном языке, расцвете торговли и так далее.
Интересно и то, что римляне, присоединяя к себе новые земли, относились к местным обычаям вполне либерально. То есть они не запрещали какие-то религиозные обряды, если те не несли угрозу императору.
Нынче исследователи истории страны той эпохи утверждают, что какой-то особой религии у римлян не было. Среднестатистический житель империи верил, что Земля находится в центре Вселенной и что вокруг Земли вращались Солнце, звёзды и планеты. А ещё повсеместно существовала вера в то, что вокруг полно духов (как злых, так и добрых), и эти духи постоянно влияют на человеческую жизнь.
Многие верили в то, что духи могут напрямую вселяться в людей. В ту пору в Римской империи увлечённость всеми этими духами и разными «чудесами» привела к тому, что занятие магией или гаданиями стало весьма прибыльным делом.
Тенденции в духовной жизни империи были таковы, что в какой-то момент там сформировалось необычайное многобожие. Любое место, дом, река, колодец могли иметь своего бога (богиню) — покровителя.
Императоры до поры до времени спокойно наблюдали за этим, но потом решили обратить такое положение дел себе (и государству) на пользу.
Известно, например, что в Смирне (нынешний Измир в Турции) уже в 195 году до нашей эры практиковался культ богини Рима. А в городе Пергаме в 30 году до нашей эры находился храм Рима и Августа.
Ну, с Римом всё понятно. А что это за Август такой?
Дело в том, что незадолго до наступления нашей эры в Римской империи появился культ правителя, олицетворявшего собой всю силу империи. То есть, по сути, стали обожествлять императора. Однако жрецы этого культа утверждали, что поклоняются они не императору, а духу, обитающему в нем. Ведь римляне верили в это, как уже говорилось выше.
Так как в описываемом государстве в плане свобод религиозных учений всё было довольно либерально, то здесь примерно за 200 лет до наступления нашей эры появился и культ Великой матери Кибелы.
Сейчас принято понимать под этим культом простое, подчас примитивное, поклонение природе. Это частенько сопровождалось длительными оргиями, шумными праздниками с сомнительными последствиями и всякими похожими безобразиями.
Тем не менее это восточное учение быстро нашло своих сторонников в европейской части Римской империи. Способствовали этому странствующие жрецы, которые часто прилюдно занимались самобичеванием и организацией заметных праздников в честь воскресения бога Аттиса.
Позднее, где-то за 100 лет до наступления новой эры, в Римской империи стал распространяться культ Изиды и Сераписа. В нём значительное место уделялось идеям перерождения и наступления будущей жизни. Этот культ нашёл своих благодарных приверженцев, однако к нему действующая власть почему-то относилась весьма сдержанно.
Был в это время в империи ещё один культ — культ Митры. Митра — это такой бог света, который олицетворялся с Солнцем. Поклонники митраизма вели довольно аскетическую жизнь. Они имели священные трапезы и верили, что после смерти смогут попасть на Млечный Путь, доступ к которому якобы закрывали духи огромных масштабов.
Позднее этот интересный культ преобразовался в культ Непобедимого Солнца императоров.
В общем, учений в Римской империи было достаточно много, и они, вероятно, помогли создать благодатную почву для победы идей христианства в весьма недалёком (по историческим меркам) будущем.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...