Знаменитые изображения пациента, которому дантист со зверским выражением лица лезет огромными щипцами в рот, описывают популярное зрелище, а не достижения медицины. Действительно, по ярмаркам бродили целители, которым мускульная сила заменяла глубокие познания, и избавляли всех желающих от больных зубов. Официальная медицина со столь радикальным решением проблемы не спешила.
Первые борцы с зубным червем
Глиняные таблички шумеров знакомят нас с древнейшими представлениями о зубных червях. Среди религиозных текстов 6−5 веков до н. э. можно найти сказание о беспозвоночном, которое просит у создателя мира права обитать на человеческих челюстях, отвергая предложенные богом фрукты и ягоды. Бороться с этой напастью следовало, обращаясь к тому, кто позволил ему бедокурить. Шумерские медики были специалистами по магическим заклинаниям. Помимо надежд на божественное вмешательство, своим пациентам они назначали фитопрепараты.
Великий Гиппократ выяснил, что патологии зубов часто связаны с болезнями других органов и систем, что эмаль может быть слабая от природы, а пища и слюна могут оказывать на нее негативное влияние. Гипотермия и обилие слизи во рту, согласно его наблюдениям, привлекают зубного червя посильнее, чем воля богов. Шаманского бормотания зверь не боится, уничтожить его можно каленным железом: в полость больного зуба вводился раскаленный металлический инструмент.
Окуривания ротовой полости, популярные в античном мире, были связаны не столько со стремлением выкурить личинку из дупла, сколько с желанием сделать описанную выше процедуру менее болезненной. В состав смесей, дым которых использовали последователи Эскулапа, входили растения с наркотическим эффектом, и больной готов был потерпеть прижигание. Были отдельные свидетельства исцеления пациентов после окуривания и полосканий, но их можно списать на мощный анестетический эффект используемых препаратов.
Средневековые достижения
У язычников недуг поражал только смертных, а у христиан он добрался до ротовой полости самого апостола Петра. В одной из рукописей XIV можно найти сказание о том, как страдал ученик Христа от проказ червя, лакомившегося его зубами. Сын Божий сжалился над страдальцем и приказал тварям убираться. Автор этого замечательного сочинения приводит текст молитвы, который следует переписать и повсюду носить с собой в качестве профилактики зубной боли.
После того как пациент убеждался в неспособности талисманов унять неприятные симптомы, он отправлялся к врачу. Там его встречали специалисты, следовавшие античной традиции. Правда, расширять кариозную полость большинство стоматологов побаивались и пытались выкурить паразита щадящими терапевтическими процедурами.
Арабские врачеватели были не столь категоричны в беспозвоночных. Длинные, извивающиеся создания могли приносить как вред, так и пользу. Знаменитый Авиценна предлагал помещать на больной зуб гусениц, чтобы те выели все лишнее и оставили врага здоровья без пищи.
Пусть и не всегда, но лечение работало. Грамотные дантисты были столь популярны, что их труд имитировали шарлатаны, собирая дань с малограмотного населения. В Европе и на Востоке находились пройдохи, заранее запасавшиеся беспозвоночными. Во время манипуляций с зубами пациента они демонстрировали своего маленького пленника, утверждая, что только что отловили его. Для впечатлительных персон такого спектакля хватало, чтобы оплатить лечение. Вскоре боль возвращалась, а чудесный лекарь уже искал легковерных в чужих краях.
Добросовестные врачи разоблачали обманщиков и продолжали изводить паразитов. Одному стоматологу удалось навсегда покончить с мифическим губителем здоровья, прекратив напрасные страдания своих коллег и подлые фокусы самозванцев. Подробности окончательной победы над зубным червем в следующем материале.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...