Нам есть о чем сказать, но много лет ничего толкового на эту тему не появлялось. И вот, с 2017-го по 2020-й — сразу три фильма «в любимчиках».
1. Итак, на моем пьедестале почета кино о космосе 2017 года «Время первых», снятый по реальным событиям — выхода в открытый космос первого человека, космонавта Алексея Леонова. В фильме задействован шикарный актерский состав: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Елена Панова и другие.
Фильм снят в пастельных тонах, нет в нем яркости и живости, присущей голливудскому космическому кинопрому, но тем сильнее он похож на реальность, тем атмосфернее передает 60-е годы двадцатого века так, как я и, судя по откликам, большая часть зрителей их представляет.
«Время первых» — не патриотически восхваляющий, хотя и рассказывает о таком героическом моменте советской истории, но и не ругающий — хотя у меня был шок от осознания того факта, с каким риском совершался этот подвиг. И… хорошо, что все хорошо.
Чувствуется, что создатели отчаянно пытались соблюсти нейтралитет между восхвалить и, как сейчас модно упрекать, «очернить» методы. Мне кажется, у них получилось. Получилось заставить переосмыслить цену, которая платилась сверхдержавами в той гонке. И не умалить подвиг космонавтов-первопроходцев, которые шли на такой колоссальный риск. Самая запоминающаяся фраза из фильма: «Нация, которая летает в кандалах».
2. Далее фильм «Салют-7», тоже 2017 года и тоже основан на реальных событиях, но уже с элементами художественного вымысла. В основу сюжета положена история спасения орбитальной станции «Салют-7» в 1985 году. Для сценария использована книга участника тех событий, космонавта Виктора Савиных «Записки с мёртвой станции».
Падение орбитальной станции могло повлечь за собой колоссальные жертвы на Земле, поэтому было принято решение состыковаться с ней в ручном режиме. История очень напряженная, шансы на удачу были невелики, никто такого не делал ранее. Удачная ручная состыковка вошла в анналы мировой космонавтики.
Я не готовилась к просмотру, не читала источники, поэтому очень изнервничалась в кино, ожидая чего угодно и невероятно болея за космонавтов-героев. В главных ролях актеры Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. Сам космос, антураж, музыкальное сопровождение — все это звучит и смотрится очень впечатляюще.
Единственное, что осталось мне не совсем понятным, зачем космонавтам и остальным участникам действа в фильме дали другие фамилии, сохранив при этом основную канву истории? Стоили ли небольшие корректировки их биографии превращения фильма в более художественный вариант?
3. Фильм «Спутник» вышел совсем недавно, в апреле 2020 года. События в нем происходят в 1983 году. Фильм выполнен в тех же тонах, что и предыдущие два, отличие его в том, что это фантастика.
Кто-то сравнивает со знаменитым «Чужим», и определенное сходство в сюжете тут есть. Но все же «наш Чужой» — как-то… душевнее, что ли, или ближе нам, или же ближе к реальности, той, которая могла бы быть, случись подобная история в действительности во времена позднего СССР.
В фильме «Спутник» это не только и не столько небесное тело, как можно было предположить из темы фильма о космонавтах, сколько, так сказать, «товарищ в пути», который прилетел с нашими космонавтами в казахские степи.
В главных ролях Татьяна Акиньшина, Петр Федоров и Федор Бондарчук, изрядно изменившийся со своих последних ролей. Фильм достаточно атмосферный, с неожиданными сюжетными сюрпризами в конце, но излишне порезанный, начиная с середины. Оттого впечатления немного противоречивые и есть ощущение «продукта на экспорт» с вот этими заключенными… Тем не менее «Спутник» сделан хорошо, приятно глазу, ну и к фантастике сильно придираться не принято.
Эти три представителя отечественного кино об орбитных и внеорбитных просторах я явно буду пересматривать. Мне они милее и атмосфернее зарубежных собратьев. Надеюсь, и вам понравится моя подборка фильмов о советском космосе!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...