В наш список самых-самых по вполне понятной причине не вошли инопланетяне из «Дня независимости» или «Войны миров». Да, корабли у них здоровые, но сами они тщедушные и жалкие. Кое-кто вспомнит Кинг Конга и будет отчасти прав, но в последней киноверсии Питер Джексон слишком увлекся очеловечиванием огромной обезьяны, и монстр перестал быть пугающим. Опять же нам пришлось вычеркнуть гигантских червяков из «Дрожи земли» и жуков из «Звездного десанта». Они хоть и подходят по размерам, но, увы, не обладают индивидуальностью.
Начнем с классики жанра — знаменитого фантастического хоррора пятидесятых «Атака 50-футовой женщины». Этого монстра запишем в разряд привлекательных, хотя сама картина — даже не ужастик, а скорее пародия. А что вы хотели за 88 тыс. долл. Даже удивительно, что в такой смехотворный бюджет уместилась такая «знойная женщина». Тем более что цель у этого несчастного создания, ставшего жертвой неудачного «первого контакта», благородная. Выросшая до размеров дома Нэнси всего лишь жаждет намылить голову своему непутевому мужу, да его молодке.
А как насчет «Мглы», вольной адаптации повести Стивена Кинга «Туман»? Там такое количество разнообразных уродцев, прячущихся в дымке, что прям глаза разбегаются. И чем дальше по сюжету, тем монстры становятся все больше и кровожаднее. Со щупальцами, с мохнатыми лапами и длинными, острыми когтями. Разглядеть их в плотном тумане тяжело не только героям фильма, но и зрителям, поэтому сам факт присутствия «нечто» по соседству уже выводит из равновесия. Жаль, что лента у Фрэнка Дарабонта в целом не удалась (за один только испорченный финал режиссера следовало навсегда отлучить от книг «Короля ужасов»).
Бывают монстры не только огромные, но и сладкие. Как «Зефирный морячок» из «Охотников за привидениями». Тут уже не столько страшно, сколько забавно наблюдать, как пухлый матрос пробирается сквозь бизнес-центры Манхэттена. Проблема с этим гигантом небольшая. По крайней мере, бравые охотники разобрались с огромным кондитерским изделием быстро. Главное, не дать останкам засохнуть, ибо отскребать позавчерашний зефир от мостовой — задача нетривиальная.
Чем дальше в лес, тем толще партизаны. На очереди всамделишный кошмар на двух лапках — Тираннозавр Рекс из трилогии «Парк Юрского периода». Да, ящерка уступает в габаритах большинству из обсуждаемых киномонстров, однако мощь и агрессия тоже имеют значение. В любом случае, этот бой не затянется — шестиметровая махина весом под восемь тонн представляет собой тотальную машину для убийства. Зубы, когти и немотивированная жажда разрушений — вот оружие доисторического реликта, который, с легкой руки Стивена Спилберга, заметно оживляет картинку в вышеназванном блокбастере.
Твари, обитающие на поверхности — легкая мишень для критики. Большие, неповоротливые, неустойчивые. А как насчет тех, что плавают в океане? Еще в 1954-м Дисней презентовал миру экранизацию классического романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». Забавно, что старик Уолт выбрал на должность постановщика картины Ричарда Флайшера, сына своего прямого конкурента — аниматора Макса Флайшера. И, как всегда, не прогадал. В 1955-м лента покинула церемонию Оскара с двумя профильными статуэтками: за лучшую работу художника и лучшие спецэффекты. Главные герои под конец фильма сражаются с гигантским то ли осьминогом, то ли кальмаром. Жаль, что тогдашние технологии не позволяли расширить роль головоногого. Нам, можно сказать, повезло, ибо в самом скором времени за новую киноверсию бессмертного произведения возьмется сам Дэвид Финчер, а уж он-то не позволит бюджету сфокусироваться на одних лишь подводных пейзажах.
Если уж мы завели речь о монстрах, то стоит вспомнить и чудище из созвучного по названию псевдодокументального ужастика «Монстро». Авторы этого опуса сделали все, чтобы скрыть от зрителя истинное «лицо» кошмара, терроризирующего Манхэттен. Задумка такова, что «монстро» — это не агрессор, напавший на мирно спящий по кабинетам офисный планктон, а малолетнее дитя (боюсь себе представить размеры его мамы и папы), случайно попавшее в каменные джунгли Нью-Йорка. Естественная реакция животного — выбраться из недружелюбной локации, где в него тыкают иголками и кидаются камушками (в роли игл и камней задействованы ракеты «земля-воздух» и крупнокалиберные пулеметы). Ну и кого винить, что зверушка не смогла аккуратно втиснуться в точечную застройку Уолл-Стрит? Пришлось посшибать углы. Статуя же Свободы пострадала за дело, ибо только ленивый монстр, пребывая в Нью-Йорке, не порадует жителей очередным актом вандализма по отношению к американской символике.
Помнится, что концовка «Монстро» была многообещающей. В смысле, что-то ухнуло и поползли титры. Так что ждем продолжения, благо, что сиквел уже готовится.
И снова возвращаемся на морские просторы, где обитает столь популярный в последнее время Кракен — жуткий головоногий кошмар из блокбастеров «Пираты Карибского моря» и «Битва титанов». Неважно, кто находится в другом углу ринга, пираты иль полубоги, Кракен всегда может рассчитывать на свою массу и изворотливость. Огромные зубы этой подводной твари смогут лицезреть лишь самые отважные, да и те перед смертью. И не стоит капитану Джеку Воробью уповать на склянку с землицей, ведь по сюжету «Битвы титанов» гигант вполне успешно осаждает прибрежные города.
Кракен — это своеобразный джинн, вызываемый на потеху врагам и на смерть всем случайным прохожим в радиусе километра. В «Пиратах» ответственным лицом за вызов осьминожика значился капитан «Летучего Голландца» Дэйви Джонс, а в «Титанах» его держал на коротком поводке сам Зевс-Громовержец. Правда, ни тот, ни другой, по сути, не могли контролировать морского колосса. Что, разумеется, резко снижает КПД от его разрушительной деятельности, ведь не ровен час и сам под раздачу попадешь.
Ну и кому нам отдать пальму первенства? Без вопросов, переходящее красное знамя вручается порождению больной фантазии японцев — огромной прямоходящей ящерице по имени Годзилла. Самый знаменитый «кайдзю», он же «странный зверь», впервые стал персонажем фильма в 1954 году и с тех пор регулярно наведывается в гости. Сами японцы превратили этого гигантского злобного ящера, помесь динозавра с лазерной пушкой, в некий бренд и жутко обижаются, когда кто-нибудь (читай, Голливуд) пытается наложить мохнатые лапы на их национальное чудовище. Когда Роланд Эммерих в 1998 году облажался со своим блокбастером «Годзилла» (при бюджете в 130 миллионов лента еле-еле окупила затраты на производство и принесла прибыль только за пределами Америки), азиаты не разрешили американцам снимать сиквел. Это называется ни себе, ни людям, ибо оригинальная японская киноэпопея (разбитая, кстати, на три временных периода — Сёва (1954−1975), Хэйсэй (1984−1995) и Синсэй (1999−2004)) временно приостановлена с 2004 года и тайм-аут прилично затянулся.
Знаменитое чудище даже имеет свою собственную звезду на Аллее Славы, и при этом никакой «звездной болезни» у японского ящера не предвидится. До поры до времени. Потому как-либо запрет был кратковременным, либо чихали американцы на ультиматум, но в Голливуде режиссер Гарет Эдвардс уже вовсю ведет подготовку к съемкам новой истории о хвостатом разрушителе городов, кинопремьера которой назначена на 2014 год.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...