Эта история оказалась одновременно смешной и серьезной. Провожая очередной февраль, вспомним несколько любопытных фактов из истории создания этого замечательного фильма.
Несмотря на то что сейчас трудно себе представить иного актера в роли телеведущего Фила Коннорса, нежели Билл Мюррей, он, само собой, был не единственным актером, кому предлагали сыграть в этой картине. Том Хэнкс был на тот момент занят, к тому же актеру пришлось бы вновь предстать на экране душкой, потому как именно этот образ он эксплуатировал в большинстве своих работ в кино. Майкл Китон («Бэтмен») вообще не понял сценария, но впоследствии очень сожалел, что не уделил этому предложению должного внимания.
В начале истории фильма Дэнни Рубин писал первый вариант сценария, держа в голове образ актера наподобие Кевина Клайна («Рыбка по имени Ванда»). В первой версии текста главный герой Фил с самого начала жил во 2-м февраля, используя это «неудобство» для собственной выгоды. При этом зритель пребывал в неведении, почему так происходит и в чем Фил провинился. В конце концов, Фил должен был убить себя, чтобы вновь проснуться утром 2 февраля. Заканчивался фильм тем, что Рита также признавалась, что застряла в аналогичной «ловушке времени».
Вопреки слухам, сама картина снималась вовсе не в Панксатони, так как этот небольшой американский городок не мог похвастаться «киногеничным» центром. Поэтому соавтор сценария и режиссер Харольд Рэмис предпочел Вудсток, штат Иллинойс. Администрация Панксатони была так разгневана этим фактом, что запретила показ настоящего сурка Фила из Панксатони в фильме. Так что в кадре — совсем другой сурок. Этого сурка, кстати, звали Скутер (да, как популярную в 90-х музыкальную группу из Германии). Скутер сразу невзлюбил Билла Мюррея и за время съемок успел трижды укусить актера за палец.
«День сурка» снимали отнюдь не зимой, а с марта по июнь, и в Вудстоке временами было жарковато. Однако всем актерам приходилось изображать «холодрыгу», поэтому они были вынуждены пребывать в кадре в зимних куртках, пальто и шапках. А искусственный снег в Вудсток завозили специально для фильма.
Лентой «День сурка» оформил свой дебют в полном метре будущий номинант (а может, и лауреат) Оскара Майкл Шэннон, сыгравший застенчивого жениха по имени Фред. 19-летний Шэннон случайно услышал, что Билл Мюррей слушает запись его любимой группы Talking Heads. Только спросив звезду, нравится ли ему группа, Майкл понял, насколько глупым был его вопрос. Мюррей, всегда славившийся язвительностью (не поэтому ли ему и досталась эта роль), не преминул ответить так, что его партнер по фильму действительно почувствовал себя полным дураком. Когда об этом случае узнал Харольд Рэмис, он заставил Мюррея извиниться, чем еще больше смутил Шэннона.
По сценарию Фил Коннорс не сразу понимает, что с ним происходит. Чтобы доказать самому себе, что он попал во временной капкан, он ломает карандаш и на следующее утро обнаруживает его целым и невредимым. Поначалу «прозрение» главного героя хотели сделать более зрелищным: Фил делает себе ирокез на голове, перекрашивает полностью стены в номере отеля и вдоволь отрывается с бензопилой. В итоге Рэмис почувствовал, что они переборщили, и весь отснятый материал (и три дня работы) пошел «псу под хвост».
Помните эпизод, в котором Фил видит бездомного? Поначалу он просто отмахивается от него, а потом кормит в местной забегаловке, хотя, увы, дедуле это не смогло продлить жизнь. На съемках фильма — в частности, того момента, когда Фил случайно встречает своего старого знакомого Неда Райерсона, актер Стивен Тоболовски (Райерсон) подметил, что собравшиеся поглазеть на голливудских знаменитостей местные жители выглядят голодными. Мюррей поспешил в соседнюю пекарню, набрал там столько булок, сколько мог унести, и угостил всех присутствующих зевак.
Несмотря на то что жанр фильма — романтическая или даже платоническая комедия, по сценарию до самого последнего момента было непонятно, занимались ли Фил и Рита любовью в ту самую ночь, когда закончился «бесконечный» День сурка.
Билл Мюррей поставил вопрос ребром: пока режиссер не определится, в чем его персонаж проснется утром 3 февраля (в пижаме или без оной), он не будет участвовать в съемках последнего эпизода. Рэмис не смог вынести вердикт самостоятельно и устроил тайное голосование среди членов съемочной группы, которое закончилось ничьей. Решающим голосом в пользу пижамы стал голос помощника режиссера, который настоял на том, чтобы Мюррей был в кадре одетым, так как, по мнению помощника, голый торс актера разрушил бы романтическую ауру картины.
Достоверно неизвестно до сих пор, как долго персонаж Билла Мюррея пребывал в Дне сурка. Сначала актер озвучивал цифру в 10 лет, затем по прошествии времени он заявлял, что этот срок мог быть и в 3−4 раза дольше. В оригинальном сценарии Дэнни Рубина главный герой «застрял на празднике» на несколько тысячелетий. А отсчитывал годы он весьма просто: каждый «новый» день Фил Коннорс прочитывал одну страницу в книге из местной библиотеки.
Эпизод, в котором Фил Коннорс, после спешного расставания с назойливым Недом Райерсоном, наступает ногой в глубокую лужу, эту самую лужу и прославил навеки. Между тем лужи там отродясь никакой не было, а для съемок фильма пришлось разобрать часть мостовой. Теперь же на этом самом месте в Вудстоке стоит памятная табличка с надписью: «Сюда ступала нога Билла Мюррея».
Не обошлось и без скандалов. Позднее выяснилось, что Билл Мюррей и режиссер Харольд Рэмис частенько спорили на площадке. Актер, будучи ярким представителем комедийного жанра, тянул одеяло на себя, настаивая, чтобы в картине было больше смешных эпизодов и скетчей, тогда как Рэмис хотел снять именно романтическую комедию.
Впоследствии режиссер вспоминал, что Мюррей, его приятель и коллега по «Охотникам за привидениями», на съемках фильма «День сурка» вел себя как зазнавшаяся звезда: периодически опаздывал, постоянно спорил с окружающими по поводу и без, частенько злился безо всякой причины. Рэмис всё прощал другу, так как последний в тот момент проходил болезненную процедуру развода с первой женой.
Тем не менее «День сурка» рассорил приятелей: Мюррей 20 лет не разговаривал с другом, «зарыв топор войны» только у постели умирающего Рэмиса, который скончался в 2014 году (и тоже в феврале) от аутоиммунного васкулита.
Ну и напоследок необязательные цифры. «День сурка» не стал лидером проката 1993 года, но для своего жанра (не блокбастер всё-таки) выступил очень достойно, заработав своим создателям без малого 71 миллион долларов при бюджете 14,5 миллионов. В том году на вершине кассовых сборов красовался «Парк Юрского периода» с цифрой 357 миллионов. «День сурка», будучи оригинальным проектом, а не частью франшизы или экранизацией бестселлера, сумел обойти такие ленты, как «Последний киногерой» с Арнольдом Шварценеггером, сиквелы «Бетховена» и «Семейки Аддамс», и совсем немного уступил в деньгах «Филадельфии», за которую своего первого Оскара получил вышеупомянутый Том Хэнкс.
Но все эти денежные нюансы меркнут перед тем фактом, что «День сурка» невероятно полюбился зрителям. И теперь, несмотря на то что действие картины происходит в феврале, ленту Харольда Рэмиса регулярно демонстрируют под Рождество и в канун Нового года. Просто потому, что атмосфера этого фильма как нельзя лучше ассоциируется с этими праздниками.
Спасибо, любимый фильм. Смотреть можно бесконечно, как Иронию судьбы. В чем-то фильмы похожи.
0 Ответить
Не знаю (да и знать особо не хочу), как он снимался, но фильм замечательный.
Смотрел его в оригинале, где не упущены нюансы, не переданные в русс. переводе.
С Билляшей (тем, что Мюррей) еще люблю "Lost in translation". Замечательная философская элегия.
Спасибо за напоминание.
1 Ответить