Перейти к предыдущей части статьи
Зрители с удивлением открывали для себя не только гангстерскую сагу, но и другие значимые и передовые во всех отношениях телесериалы: смелый «Секс в большом городе» (6 сезонов, 1998−2004), комедийно-драматический «Клиент всегда мертв» (5 сезонов, 2001−2005) (некоторые серии которого переплюнули по качеству даже «Клан Сопрано»), полицейское шоу «Прослушка» (5 сезонов, 2002−2008) и вестерн «Дедвуд» (3 сезона, 2004−2006).
Само собой, у кабельной сети случались и откровенные провалы, но названия этих неудавшихся проектов вряд ли вам что-нибудь скажут. В любом случае, НВО установила новые стандарты телевещания, надолго опередив своих более маститых конкурентов с их системой «тотальной цензуры».
Трансляции «Клана Сопрано» побили всевозможные рейтинги, за финалом четвертого сезона угнаться не удалось никому, а последней серии пятого сезона не получилось взобраться на вершину хит-парада только из-за плей-офф игр Национальной Баскетбольной Ассоциации.
Рейтинги — показатель количественный, а на стороне качества выступила престижная телевизионная премия «Эмми».
- За период трансляции сериала его создатели и исполнители главных и второстепенных ролей были только на Эмми номинированы 110(!) раз — результат беспрецедентный в телевизионном бизнесе.
В результате победителями этой премии успели стать и Джеймс Гандольфини (трижды), и Эдди Фалько (Кармела, тоже трижды), а также Майкл Империоли (Кристофер Молтисанти), Дреа де Маттео (Адриана ля Черва) и Джо Пантолиано (Ральф Чифаретто).
Самого Дэвида Чейза дважды наградила очень весомая в Америке Гильдия режиссеров, плюс за ним числится несколько «Эмми» за сценарий и «Лучший драматический сериал» в 2004 году. Своими наградами «Клан Сопрано» не обошла ни одна престижная организация в мире шоу-бизнеса. Были и «Золотые глобусы», и призы от актерской гильдии, и от гильдии сценаристов, от всевозможных ассоциаций кинокритиков и телевизионщиков. Даже саундтрек к сериалу дважды попадал в список номинантов «Грэмми», правда, ни разу не выиграл.
Чейз вспоминает:
«Невероятно было наблюдать, как Майкл Корлеоне пожимает руку Тони Сопрано».
Сей факт случился на одной из церемоний «Эмми», на которой Аль Пачино, получивший премию за минисериал «Ангелы в Америке», впервые встретился с Джеймсом Гандольфини.
Попытки других каналов нажиться на успехе «Клана Сопрано» откровенно провалились. Запущенный в 2000 проект CBS «Фальконе», основанный на мемуарах уже упомянутого Джозефа Пистоне, не продержался и одного сезона. Та же незавидная участь постигла и криминальный минисериал NBC «Клан» (Kingpin, 2003), повествующий о буднях и праздниках латинского наркокартеля. Нельзя сказать, что эти попытки были непрофессиональными, но по сравнению с работой Дэвида Чейза они смотрелись бледно, в них не было души.
Журналистка онлайн-издания Italia Viewpoints побывала на съемках пятого сезона сериала.
«Поклонники сериала находятся во всех возможных социальных сегментах, неважно как вы их поделите, по полу, возрасту, положению в обществе или этнической принадлежности. Этой разношерстной публике даже не столь интересны „мафиозные аспекты сериала“. Многих больше привлекают вопросы, связанные с событиями внутри семьи Сопрано, отношения Тони со своей женой, детьми, его копание в себе и сеансы психотерапии».
Тем не менее сериал «Клан Сопрано» — это, прежде всего, гангстерская история, следующая законам жанра даже в тех случаях, где она элегантно их видоизменяет или препарирует. В немалой степени популярностью эта телесага обязана тщательной демонстрации быта и стиля организованной преступности в новом тысячелетии. Дэвид Чейз признается, что его личные познания в этой области столь же вторичны, как и у классика жанра, Марио Пьюзо:
«Я не знаю никого, кто бы состоял в мафии. Разве что в школе я учился с парнем, у которого отец был нью-йоркским мафиози. Вот и всё мои связи. В течение первого сезона я целиком и полностью положился на ветерана телевидения, сценариста Фрэнка Рензулли, который за свою карьеру уже не раз вникал в подобный материал».
Безусловно, не все факты, показанные в фильме, соответствуют реальности. Наименее достоверно большое количество убийств. Заказные убийства в жизни мафиозных кланов случаются гораздо реже, чем это показано в шоу. Когда гангстеры «наезжают» на себе подобных или попавшихся под руку несчастных «граждан», чаще всего конфликт исчерпывается применением грубой физической силы, без использования огнестрельного оружия. В реальном мире мафиози берут пушку только на дело, носить пистолет с собой повсюду банально нецелесообразно и небезопасно — это прекрасный повод для ареста.
Эксперт в этих вопросах Джозеф Пистоне продолжает:
«Есть определенные мафиозные правила, которые нарушать нельзя вообще, ни при каких обстоятельствах. Понять их несложно, и никакой таинственности в них нет — они столь очевидны, что их нельзя нарушить случайно. Запомните несколько постулатов, которые могут привести к вашей скоропостижной смерти. Не будете делиться незаконно заработанными деньгами — умрете. Будете давать показания в суде — умрете. Будете излишне разговорчивы с полицейскими — умрете. Поднимете руку на своих — умрете. Что касается женщин, то самый быстрый способ схлопотать пулю между глаз — завести отношения с подружкой, женой или дочерью гангстера. Это не только самый быстрый способ, но и самый кретинский…»
Когда зрители впервые увидели «Крестного отца», сами итало-американцы, кто с удивлением, кто с ужасом, узнавали в персонажах фильма самих себя. Коппола описывает в своей картине два первых поколения итальянских иммигрантов, «Клан Сопрано» ведет речь о третьем (Тони Сопрано) и четвертом поколениях (его дети, Мэдоу и Эй Джей). Самые яростные критики телешоу писали, что сериал искажает реальную картину, выставляя итальянское сообщество и его культуру в нелицеприятном виде. Тем не менее очевидно, что даже по сравнению с работами Копполы и Скорсезе «Клан Сопрано» — самый итальянский фильм из всех.
Майкл Рисполи, сыгравший в первом сезоне умирающего от рака мафиозного босса Джеки Априла, говорит о том, что «Клан Сопрано» не только возродил жанр гангстерской саги, но и вывел на новый уровень присутствие итало-американского стиля в кино и на телевидении:
«В самом начале первого сезона я был по делам в Юте. Мы с женой сидим в забегаловке, завтракаем. Ко мне подходит официантка и говорит: «Я Вас вчера по телевизору видела. Вы ведь актер?» Я отвечаю, что да, так и есть. Меня многие помнят по комедии «Пока ты спал» с Сандрой Буллок. Она отвечает, что нет, не оно, там было что-то про мафию. Я отвечаю, что, мол, скорее всего это картина «Присяжная», где я сыграл гангстера. Снова нет, говорит это какой-то сериал… Тут меня осеняет. «Клан Сопрано?» — спрашиваю. Она радуется: «Да! Да! Точно! Моя мама обожает это шоу!» Прошло всего четыре недели с премьеры пилота, идет первый сезон. Когда я вернулся домой, я звякнул Джеймсу Гандольфини и говорю: «Джимми, твое шоу просто мегахит, даже мормоны от него в восторге!»
«Клан Сопрано», самая стоящая, многослойная и ценная в художественном плане телевизионная драма в истории жанра, лишний раз подтверждает просторы и широту мифов о мафии и демонстрирует, как талантливые люди могут использовать эту тематику не только для романтизации преступности, но и для выражения своего отношения к культуре, психологии и национальному колориту. Лучший пример того, что значит быть итало-американцем в двадцать первом веке, спустя столько лет после прибытия первых Сопрано, Де Анджелис, Кузамано и Мелфи в новый странный мир под названием «Л'америка».
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...