Давайте реально оценим опасности речных путешествий. Какие аварии бывают? Столкновение, посадка на мель, пожар, ну и наконец, затопление.
По статистике, столкновения судов на реках случаются намного реже, чем на море. Парадокс? Ничуть! Просто на реке суда идут, как по дороге — каждый по своей полосе движения. Как и на дорогах, принято правостороннее движение. При этом, они ещё договариваются по рации о расхождении. Судно, идущее снизу, первым выходит на УКВ-радиосвязь и предлагает встречному судну разойтись левыми бортами, ещё и светоимпульсную отмашку включает.
Почему именно судно, идущее снизу? А оно идет против течения, и в случае чего — ему проще остановиться. Встречное судно выражает согласие или несогласие. Если нет — его пропускают. Такое часто случается на труднопроходимых участках реки — перекатах. Судоводитель, управляющий судном, несмотря на знание данного плёса наизусть, постоянно сверяется с картой атласа. При подходе к участку пути, закрытому для расхождения и обгона, он сообщает об этом по УКВ-радиосвязи, чтобы окружающие суда могли скоординировать свои действия.
Посадка на мель бывает только в случае неграмотных действий судоводителя. Пассажиры тогда почувствуют толчок — судно налетело на препятствие. Могут упасть, ушибиться, падает и бьется посуда. В общем, все как в фильме «Волга-Волга». Если судно только зацепило немного поверхность дна, то оно может самостоятельно сняться с мели и продолжить спокойно свой рейс. Днище судна без труда выдержит подобную нагрузку.
Но судно может сесть и капитально, при этом ещё и повредить днище. Это уже серьезная авария, туристам это грозит сорванным графиком экскурсий в ближайших паре городов. Так как самостоятельно судно с мели не снимется, придется вызывать буксир, ждать его прибытия, да и операции по съему «хорошо» сидящего судна могут занять не один час.
Если образовалась пробоина — её заделывают с помощью цементного ящика. Ещё неграмотные действия судоводителя могут привести к удару судна о причал или о стенку шлюза. Но это уже пресловутый «человеческий фактор».
Самое страшное, что может быть на судне — это пожар. Горьким опытом установлено, что современные речные суда сгорают дотла за 25 минут. Поэтому больше всего на любом судне уделяется внимания именно пожарной безопасности. Везде висят огнетушители, оборудованы специальные щиты с пожарным инвентарем.
Если вы обнаружили очаг возгорания на судне, надо немедленно сообщить об этом любому члену экипажа. Лучше всего подняться в ходовую рубку и сказать об этом вахтенному начальнику. На судне есть расписание по тревогам, каждый член экипажа знает, как себя вести и что ему делать в той или иной ситуации. Задача пассажиров в этом случае — не мешать им работать.
Ну, и случай с опрокидыванием. Явление довольно уникальное. Дело в том, что речные суда выпускаются с принципиально разным устройством днища: килеватые и плоскодонные. Килеватые — это у нас от моряков. Такие суда хорошо держатся на любой волне. Плоскодонки больше подходят для эксплуатации на реках с незначительными глубинами, но на волне они держатся значительно хуже. А если ещё и надстройка намного больше подводной части, то это вообще не судно, а Ванька-встанька будет. Но! Таким судам категорически запрещено выходить в водохранилища при определенной высоте волны.
Дело в том, что всем судам присваивается свой класс Речного Регистра, который указывает, при какой высоте волны может эксплуатироваться то или иное судно.
Ежегодно любое судно проводит текущий ремонт. Каждые пять лет проводится средний ремонт. Судно поднимают на слип, происходит дефектация днища. Если листы обшивки окажутся тоньше, чем положено по ГОСТу, их просто вырезают, а на их место приваривают новые. Кроме того, перебирают главные двигатели и выполняют ещё массу всякой работы.
На речном транспорте установлены очень жесткие правила технической эксплуатации судов. За осуществлением выполнения этих правил призван следить специальный государственный орган — Речной Регистр судоходства.
Кстати, обратите внимание, кого задержали в связи с гибелью «Булгарии». Ну, то, что владелицу — это понятно, но ещё и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, разрешившего эксплуатацию технически непригодного, как считает следствие, судна.
Так что, если все всё делают в соответствии с Законом и нормативными документами, то речные суда — самый безопасный вид транспорта, по сравнению с остальными (авиационным, железнодорожным или автомобильным).
Светлана Карасева, написано, как должно быть. А есть - по-другому.
0 Ответить
Mike Mike, вот уж правда!
Расписано-то у нас все везде хорошо! Только исполнение законов и инструкций "хромает".
Кто-то где то сэкономил на ремонте, кто-то подмахнул "не глядя" протокол проверки, кто-то где-то закрыл глаза на "мелкие нарушения"...
Вот и имеем то, что имеем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А статья написана хорошо. Мнение профессионала всегда очень интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана С, спасибо за комплимент. Приятно, что статья кому-то оказалась полезной
0 Ответить
Mike Mike, разгильдяев и халтурщиков везде во все времена хватает. Да не переведутся дураки на Руси-матушке.
Это такая национальная русская забава - сперва нарушать законы и правила, а потом героически устранять последствия этих нарушений.
0 Ответить
Светлана Карасева, если МОЖНО нарушать законы и правила - из-за бардака или за деньги, неважно - всегда и везде именно так и будет происходить. Все остальное - утопическая бессмыслица.
0 Ответить
Хорошо написано.
Только цены для "простого люда" кусаются.
А шторм на водохранилище можно сравнить с морским.
Я только хочу добавить, что речные мосты представляют большую угрозу безопасности плавания. Еще в советские времена, теплоход типа "Булгария" налетел на опору моста, число жертв тоже было велико.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, цены действительно кусаются.
А что касается мостов... Если вы имеете в виду случай с "Суворовым", да было такое дело. Только он совсем на "Булгарию" не похож. "Александр Суворов" был новым четырехпалубным теплоходом. Там вообще темная история, вроде бы не горели сигнальные огни на мосту.
А если теплоход налетит на опору моста? Для теплохода это такое же столкновение, как с судном или стенкой причала.
0 Ответить
Светлана Карасева, да, Суворов. Я эту историю подзабыл, но, насколько помню, это дело быстро сошло на "нет".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, на нет оно не сошло. Просто это было ещё в Советском Союзе, поэтому шумихи постарались избежать (у нас тогда вообще такие случаи не любили обсуждать), капитану дали десятку.
А во всех речных училищах страны этот случай рассматривают как пример того, как не должно судно заходить под мост.
0 Ответить
Светлана Карасева, все понятно. Времена действительно разные.
В те времена старались умалчивать, сейчас же трезвонят на "истеричных нотах" и часто искажают факты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить