Дискредитацией общественников, как правило, занимаются нечистые на руку чиновники и коррумпированные работники правоохранительных органов, деятельность которых разоблачают те же общественники, а некоторые наивные граждане верят этим голословным утверждениям. Как же отличить общественную организацию, возникшую «снизу», по инициативе самих граждан, от организации, подконтрольной иностранному государству, местному олигарху или чиновнику?
Относительно организаций, создаваемых олигархами и чиновниками, скажу следующее. Создают их по той причине, что, согласно закону, вести предвыборную агитацию можно только в период официально объявленной избирательной кампании. Исключение составляют общественные организации, которые вправе этим заниматься 365 дней в году. Карманные общественные организации создаются каждой районной администрацией, которая, в свою очередь, является подразделением мэрии, и каждой администрацией субъекта федерации, например, при обладминистрации, если вашим субъектом является область.
Ещё одна функция карманных общественных организаций — являться на всевозможные заседания для того, чтобы «от имени общественности» выразить одобрение какому-то коррупционному проекту. Чаще всего они служат для прикрытия незаконных сделок с землёй и лесными насаждениями. К сожалению, в такой же роли в большинстве случаев выступают директора школ, находящихся на территории данного района, и благотворительные организации, объединяющие инвалидов, — ради материальной помощи от районной администрации.
Перечень карманных организаций вы можете посмотреть на сайте вашей районной администрации, города, субъекта федерации или федерального округа — под названием типа «Гражданское общество такого-то федерального округа». Здесь следует напомнить, что гражданское общество — это общественные организации, которые не создаются, не финансируются и не контролируются органами власти, так что данное понятие к ним точно не относится.
Есть ещё один вид «общественных организаций» в кавычках. Это организации-однодневки, создаваемые юристами, использующими всякого рода скандалы вокруг событий политического характера ради собственной рекламы. То такой человек поддерживает политические силы, ратующие за легализацию проституции, то объявляет себя православным активистом и подаёт в суд от имени оскорблённых верующих, не удосужившихся навести справки о прошлом таких «активистов». У этого ловкача непременно есть сайт, особенностью которого является то, что после окончания очередной кампании, материалы на сайте полностью заменяются.
Тем не менее восстановить историю деятельности такой организации можно, воспользовавшись сервисом «Машина времени» (WayBack Machine) или иными подобными сервисами, восстанавливающими историю сайта даже в том случае, если он был удалён. Например, вы вводите название сайта, слово «проституция» и год, когда эта тема кормила наших «правозащитников», и сервис выдаст вам искомые материалы.
Стажировка общественного деятеля за границей далеко не всегда свидетельствует о том, что перед вами «вредитель». Зачастую бесплатной учёбой на каких-то курсах пользуются честные люди, которые просто хотят изучить технологии и опыт общественной борьбы, ведь согласимся, что у западных профсоюзов и общественных организаций есть чему поучиться. Но вот что касается вышеописанной разновидности «общественников» с сайтом-хамелеоном, в их биографии такой штрих, как учёба на Западе, непременно имеется.
Организации, преследующие явно деструктивные цели и финансируемые при этом из-за рубежа, выделяются следующими особенностями:
1. Агитация абстрактного характера. В отличие от самопально сформировавшихся общественных организаций, все обвинения таких групп неконкретны. Лозунги на плакатах загадочны и полны намёков. Они преследуют цель внушить читателю убеждение в нехорошести того или иного политика (как правило, руководителя государства). «Такой-то лучше, чем Муссолини», «Спасибо такому-то за счастливое детство наших детей», «Такой-то — гений экономики», — многозначительно провозглашает подобный плакат. Если вы спросите, о чём идёт речь, вам лишь многозначительно улыбнутся в ответ и зададут встречный вопрос: «А разве вы сами не видите, что происходит?»
Содержание плакатов и статей настоящих общественников загадочным не бывает никогда, поскольку их цель — не внести смуту ради неё самой, а добиться конструктивных решений. Их публичные мероприятия никогда не именуются абстрактно вроде «Шествие против лжецов». В самом названии цель выражается предельно ясно, например: «Протест против строительства целлюлозного комбината на Байкале» или «Отменить Лесной кодекс, принятый в 2007 году!».
2. Статьи, плакаты и телевыступления таких деятелей не содержат конкретных предложений, как следует поступить, в то время как материалы настоящих общественников, во-первых, предельно ясны по содержанию, во-вторых, всегда содержат не только критику, но и подробный план действий. Например, схему переноса строительства, вызвавшего общественный протест, экономический расчёт такого переноса и проект поправки к местному или федеральному закону, чтобы не допустить повторения проблемы в дальнейшем.
3. Цель настоящих общественников — добиться решения проблемы, поэтому они то и дело устраивают встречи с чиновниками, пытаясь убедить в своей точке зрения, а также пишут во все доступные органы власти, связываются с депутатами как местных парламентов, так и Госдумы. Устраивают общие собрания даже представители разных партий. А вот «абстрактные оппозиционеры» переговорами не занимаются, ведь их цель — не придти к компромиссу, а обострить ситуацию.
4. Пожалуй, наиболее характерная черта «абстрактных оппозиционеров» заключается в том, что весь их пафос направлен против конкретного политика. Им надо устранить с политической арены того или иного человека, который делает то, что им не нравится. Общественники же всегда борются с системными явлениями: местными или федеральными законами, наносящими вред обществу, распоряжениями мэрии, циркулярами министерств и ведомств.
5. Типичный признак прозападной «правозащитной» организации — это действия в духе попа Гапона, когда организуется акция, в ходе которой участники делают что-то такое, что непременно должно спровоцировать полицию на жёсткие меры. Например, появляется некая символика, внешне похожая на признанную судом экстремистской, и полиция, не разбираясь в тонких различиях, понятных лишь искушённому юристу, пытается изъять ее, что закономерно сопровождается дракой. Все это «бесчинство полиции» снимается с разных ракурсов заранее заготовленными фотоаппаратами, чтобы впоследствии послать в качестве отчёта о «проделанной работе».
На мероприятиях настоящих общественников столкновения с полицией тоже случаются — как правило, в одном-единственном случае: когда граждане перегораживают путь технике, едущей сносить какой-нибудь парк, а полиция помогает вырубщикам. Однако скандалов «на ровном месте» — из-за содержания или оформления плакатов — не бывает.
6. Акции формального характера, которые продолжаются от силы два часа являются приметой как организации, отрабатывающей гранты, так и организации-однодневки, созданной местными властями или бизнес-группами. Их дело — провести мероприятие для галочки, сфотографироваться и отчитаться, в то время как настоящие общественники себя не жалеют и стоят, сменяясь, пикетом, по нескольку дней до самого вечера. У них другая цель: оповестить максимальное количество горожан о проблеме, собрать координаты желающих помогать, получить как можно больше подписей под обращением, которое будет послано в соответствующие инстанции, и добиться внимания федеральных властей.
Какая-то каша о деятельности общественных организаций:
1. Во всех Законах о выборах и проведении референдума в РФ говорится, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной . группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Автор, где Вы нашли, что «Исключение (вести предвыборную агитацию) составляют общественные организации, которые вправе этим заниматься 365 дней в году»? Дайте ссылку.
2. Деструктивные цели можно преследовать проводя агитацию не «абстрактного характера». Например, «Землю крестьянам, заводы – рабочим!»
3. Автор, чем можете доказать свое заключение: что «материалы настоящих общественников, во-первых, предельно ясны по содержанию, во-вторых, всегда содержат не только критику, но и подробный план действий».
Это возможно лишь в том случае, если среди общественников есть профессионал в обсуждаемом вопросе, или за ними стоят другие профи. А такая ситуация не всегда возможна в общественной организации.
4. «Цель настоящих общественников – добиться решения проблемы, поэтому они то и дело устраивают встречи с чиновниками, пытаясь убедить в своей точке зрения» - не истина. Цель настоящих общественников – НАЙТИ решение проблемы, в частности, путем сближение точек зрения, как общественников, как профессионалов, обеспечивающих технологию решения проблемы, так и лиц, от которых зависит ресурсное обеспечение решения проблемы.
5. Автор, а разве устранение «с политической арены того или иного человека» не является борьбой с «системными явлениями»?
6. Как раз, «действия в духе попа Гапона» не являются «типичным признаком прозападной «правозащитной» организации», они умеют четко находить и предлагать обоснованную конкретику и дают на это деньги, иногда подкупая «общественников».
7. «Настоящие общественники» - люди, у которых есть семьи, есть работа, есть личные интересы и есть желание найти решение проблем, мешающих их жизни, в данном обществе, в данное время, в данном месте.
Стоять «пикетом, по нескольку дней до самого вечера… оповестить максимальное количество горожан о проблеме, собрать координаты желающих помогать, получить как можно больше подписей под обращением…», самая малая заслуга общественников перед обществом в "решении проблем".
Важнее научится находить пути решения проблем, возникающих перед общественной организацией, с учетом реальной ситуации сложившейся на данный момент. А вот этому – учиться, многие «общественники» не хотят – лучше найти виновных или сослаться на «плохой» закон.
Успешная жизнь общества базируется на уравновешенности трех секторов: власти; коммерческого сектора; некоммерческих организациях. Общественные организации являются частью последнего сектора, поэтому должны уметь решать возникающие перед ними проблемы во взаимодействии с другими секторами.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Замечательная статья. Именно так действовала организация созданная в Харькове гольф-клубом для того чтобы "пробить" вырубку леса для расширения гольф-поля. Более того, её название полностью повторяло название общественной организации созданной народными активистами, для борьбы с планами гольф-клуба, что позволяло дискредитировать последнюю.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Анатолий Григорьев, что именно делала эта подложная организация?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владината Петрова, много чего. Для начала размещала на телеканале сообщения, что "Зелёный фронт" (название как настоящей общественной организации, так и карманной гольф-клуба) поддерживает вырубку леса под новое гольф-поле. Затем, на выборах мэра, друга президента гольф-клуба, публиковала сообщения о том, что "Зелёный фронт" поддерживает старого мэра. А когда суд постановил, что гольф-клуб имеет право вырубать лес, но в аргументации решения суда был допущен большой прокол, благодаря которому появилась возможность перевода всего дела из административной в уголовную плоскость и администрация гольф-клуба срочно отказалась от выделенного ей участка леса, то горсовет тут же передал спорный участок леса этому самому фальшивому "Зелёному фронту". И вся судебная канитель началась сначала. В настоящее время дело рассматривается в кассационном суде Украины. Однако, в связи с событиями в Киеве зимой прошлого года и истечением срока на который был выделен участок леса вопрос потерял свою актуальность и, похоже, общественность победила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анатолий Григорьев, это прекрасный пример того, что никогда не надо отчаиваться, поскольку существуют не только наши усилия, но и внешние обстоятельства. Аналогичный случай произошел в Новосибирском Академгородке. Там общественность боролась с 2006 до 2008 года, а затем грянул кризис, который разрушил планы тотальной застройки практически всех лесных массивов. А за это время общественники добились от Министерства культуры придания Академгородку статуса охраняемого объекта. При этом поначалу казалось, что силы не равны.
Оценка статьи: 5
0 Ответить