И это только малая часть тех вопиющих случаев, которые попали в заголовки новостей. Жертвами коллекторов становятся, в основном, клиенты микрофинансовых организаций, обещающих любому «легкие и быстрые деньги». На деле же все эти «быстроденьги» зачастую становятся непосильным бременем, поскольку речь нередко идёт о тысячах процентов годовых. И как только клиент перестает справляться с долгом, его передают коллекторским агентствам, не гнушающимся любыми способами в стремлении во что бы то ни стало выбить деньги.
Коллекторы в России появились в 2004 году, и долгое время их деятельность вообще никак не регулировалась. Только два года назад вступил в силу закон о потребительском кредите, в соответствии с которым коллекторам запрещалось беспокоить должника по ночам, а сами они обязаны представляться и давать свои координаты. Но очень скоро стало понятно: нужен новый закон, который бы серьёзно ужесточил работу взыскателей долгов.
Взыскание долгов сейчас все больше напоминает рэкет в стиле 90-х. Почему же это стало возможным? Или у нас не правовое государство? Разве оно не должно навести порядок в этой сфере?
Все возмущаются бандитскими методами действия коллекторов — журналисты, депутаты, даже президент, а «…Васька слушает, да ест». И беспредел продолжается… Разрешить ситуацию в рамках закона сложно, практически невозможно. Прокуратура и полиция если и обращают внимание, то только на самые вопиющие случаи. И люди вынуждены защищаться сами, жить в постоянном страхе, поскольку нечистые на руку коллекторы готовы начать травлю любого, кто попал в сложную жизненную ситуацию.
Размер годовой ставки ограничен законодательством во многих странах мира. В США, например, этот порог составляет 30% в год. В Европе, по сравнению с Россией, ссуды дешевле в 5−6 раз, ипотека — в 2−3 раза. Почему россияне вынуждены обременять себя огромными переплатами из-за высоких процентных ставок по кредитам?
Главная причина в том, что в российской банковской сфере ориентация идет прежде всего на прибыль и на выгоду для банка. В Европе же банк ориентирован на помощь своему клиенту и вместе с тем не забывает о своей небольшой выгоде: банки получают прибыль от количества клиентов, а не от высоких процентов. Ставку спокойно можно снизить, зная, что заемщиков будет вполне достаточно.
«Российский перекос» стал возможными только при негласном одобрении государства, стоящего на страже прежде всего интересов банкиров, а не простых граждан. В кризис правительство заботится только о банках, выделяя им из резерва многомиллионную помощь вместо вложения средств в экономику, выделения их на социальные проблемы.
Ощущается, что за всем этим стоит солидный покровитель, «заказчик», некая мощная, тотальная регулирующая сила. Не почувствовать этого просто нельзя. Все об этом знают и… молчат. Кто-то могущественный очень заинтересован в поддержке этого беспредела, порождающего сумасшедшие ставки в 700−1000% годовых. Всё ради прибыли? В погоне за золотым тельцом остаются забытыми забота о людях, социальная справедливость, элементарная порядочность.
И с виду — вроде бы «забота о букве законе»: люди брали кредиты, подписывали договоры — значит, должны отдавать деньги. На днях показывали президента по ТВ, так и он заявил, что долги надо отдавать, причем по процентам, величина которых является криминальной во всем цивилизованном мире!
Конечно, люди и сами должны «думать головой» и не брать на себя непосильные обязательства. В идеале — вообще не связываться с кредитами. К сожалению, это не всегда возможно. Бывают случаи, когда заемные деньги жизненно необходимы, например — покупка дорогостоящих лекарств, срочная операция или внезапная дальняя поездка. Можно возразить, что всегда необходимо иметь некую сумму на «черный день», но накопить деньги во время повального безденежья и отсутствия нормальных доходов не всем удается.
Лучше всего было бы категорически запретить деятельность коллекторских агентств. Беззаконная деятельность микрофинансовых организаций должна быть прекращена, тогда и вышибалы-коллекторы останутся без работы. Государству необходимо установить строгие границы процентов, начисляемых банками, и категорически исключить микрофинансирование под гигантские проценты.
А пока что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Если вам начали угрожать, обращайтесь в полицию, прокуратуру. Если донимают бесконечными звонками, вносите номера звонящего в «чёрный список». Если коллекторы откровенно вымогают деньги, обращайтесь в правоохранительные органы.
Надо жестко отделять и наказывать криминал в коллекторской среде. Для этого — принять соответствующие законопроекты. Этого ждет от государства и новой Госдумы всё цивилизованное общество. Дождется ли?
Лариса Шевкун, тот же Сбербанк в Чехии дает кредиты под 2-3%, под ипотеку - меньше 1%. А у нас?
0 Ответить