Нравственный императив Канта свидетельствует, что
человек выше любых концепций, идеологий, государств; его предназначение никому неизвестно; никто не вправе его использовать; нравственно лишь то, на что он добровольно дает свое согласие; всякое принуждение безнравственно; расплата — страдание, разрушение, вражда.
Отсюда длительная привязанность и духовное единение двух людей, не мыслящих жизни друг без друга. Как они доходят до понимания, эти ученики истины? Внимательностью друг к другу и осознанием собственного несовершенства. Понимание того, что, по сути, вам никто ничего не должен. Это дано не всем. Но «вечная любовь» и чувство заботы друг о друге в старости возможны. В старину говорили не «я тебя люблю», а «я тебя жалею», были и такие ныне забытые выражения, как «понежить», и прочие в словаре старорусского языка И. Срезневского.
Сказать о том, что мужчина и женщина — два очень непохожие природные творения, будет банальностью. Отношения в паре надо строить. Это забота о другом и ежедневный труд. В частности, того же мнения придерживается психолог Барри Шварц, автор исследования про парадокс выбора:
…удачные отношения создают, а не находят.
Чтобы быть счастливым, добыть высокий личный статус, находят подходящий «пруд» и остаются в нем. Недостатки партнера приходится терпеть, но это вовсе не привычка и не страх одиночества (популярные версий оправдания). Ибо «каждый слышит только то, что он понимает» (Й. Гете). Позицию «я люблю тебя, несмотря на то, что ты для меня — компромиссный вариант» имеют многие в браке, и при этом — условно счастливы. С опытом совместной жизни и в сравнении с другими понимаешь, что лучшего партнера рядом быть не может…
С точки зрения психологии сие объяснимо: отношение к другому со временем и опытом совместной жизни зависит от… сравнения, причем последнее не обязательно должно состояться в чужой постели. При наличии возможности сравнивать человек легко придумывает достоинства или недостатки объекту личной привязанности. Ведь эмоционально можно как демонизировать партнера, так и обожествлять; и то, и другое — особые случаи субъективного присвоения другому качеств и черт, которых у того может и не быть.
Сложность практической реализации сих простых и известных истин в том, что не все могут ограничить эго вовремя, чтобы следовать житейской мудрости. Отсюда обиды и проблемы. В начале отношений, как правило, все идет хорошо, это типично, а наиболее дальновидные из нас и достигающие счастья «вечной любви» никогда не перестают работать над отношениями в браке и думать о возлюбленном партнере, а где-то даже жалеть и терпеть его.
Широкие возможности выбора — бич современного мирового устройства. Такие инструменты, как мобильные телефоны и интернет-мессенджеры, в области новых знакомств не отбирают, но и не прибавляют ума; однако купируют возможности очного общения, без которого узнать друга затруднительно. Отсюда много ошибок выбора. Да, они были и в доинтернетную эпоху. Но когда выбор меньше, определиться проще.
Много потенциальных вариантов, увеличивающих «аппетит» ожидания в обстановке высокой конкуренции, заставляют думать не только о возможностях, но и о том, что вот-вот они будут упущены. Делая выбор, люди торопятся и чувствуют себя не вполне удовлетворенными результатом, даже если он кажется лучшим (выбором).
Осмотрительно охлажденные опытом и возрастом или изначально наделенные «спокойными» чертами характера пытаются взглянуть на феномен любви философски. К примеру, как писатель Габриэль Гарсия Маркес, проживший в браке долгую и счастливую жизнь:
Люди, насколько неправы, думая, что когда они стареют, то перестают любить: напротив, они стареют потому, что перестают любить.
То есть «делать другого счастливым» (и себя заодно) — это работа или, если угодно, маршрут на всю жизнь. Главное, не увлекаться придирками и критикой, ведь изменить другого почти невозможно. Лев Толстой хорошо сказал об этом:
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Любовь — сущность и потребность души, это главное в жизни человека. А чтобы сохранить любовь, сделав её вечной, а отношения счастливыми, вспомним «антикритические» советы Льва:
одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет…, и в нем есть все возможности: был глуп, стал мудр, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие Человека. И от этого нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.
Все это реально работает и в личной жизни.
Лев Толстой умел хорошо говорить, но любить он не умел ни грамма! Ему совершенно не было жаль свою жену, которая фактически в одиночку воспитывала детей. И чихать он хотел на то, как она отреагирует на его уход из дома. Он и уходил, желая посмотреть реакцию! И это любовь? Да её там не было!
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Мы (или по крайней мере - я) не знаем в точности - хотел ли он чихать на ее реакцию, и была ли "это любовь". Не имея фактов и (или) не присутствия очевидцем, как к примеру, биограф Льва - Чертков (а его позиционируют - кто другом писателя, а кто - критиком), дискутировать бессмысленно. Вообще желательно уходить от оценочных суждений. Они всегда субъективны даже у современников, не то, что у потомков. Да и еще. Статья мне ваши нравятся. В них есть зерно и то, что называют и интересом к автору. Ежели бы меня спросили, то сказал бы, что вижу в Вас выдающегося человека ("кому дана такая сила - тот небывалый человек" Лопе де Вега). Прошу прощения, ежели позволил себе лишнее, избыточное
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина, и не только фактически в одиночку воспитывала детей, - 17 раз переписывала "Войну и мир".
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вечной любви не бывает, все мы рано или поздно умираем.
А вот любить, "пока смерть не разлучит" - вполне нормально.
Мне такое очень знакомо.
Но, конечно, "придираться" - нельзя ни в коем случае.
Оценка статьи: 5
1 Ответить