Моторное масло — смазочный материал, который позволяет снизить уровень трения, износа деталей/узлов ДВС, а также уплотняет поршневые кольца, охлаждает мотор, отводя излишки тепловой энергии. Техническая жидкость очищает двигатель от шлама, нейтрализует кислоту, которая образуются в топливной смеси.
Существует классификация масел по области применения и техническим свойствам: вязкости, температуре эксплуатации. Параметры регламентируются определенными стандартами:
- ACEA. Классификацию разработала Ассоциации Европейских автомобильных производителей. Стандарт принят для бензина и дизеля, указывает на рабочие характеристики, назначение, класс.
- ISLAC. Классификацию разработали японские и американские институты по стандартизации. ISLAC делит смазочные моторные материалы на шесть стандартов по эксплуатации. Стандарты применяются для всесезонных масел. Кроме того, ISLAC больше подходит для современных азиатских и американских автомобилей, где упор делается на энергосберегающие технологии.
- ГОСТ. Государственные стандарты применяются для смазочных материалов, изготовленных в странах СНГ. ГОСТ определяет класс кинематической вязкости, указывает на область применения жидкости.
Но чаще всего владельцы транспортных средств сталкиваются со стандартами по SAE (вязкость) и API (область применения). В статье подробнее расскажем о том, что означает маркировка моторного масла.
Особенности расшифровки
1. По составу
Производители выпускают технические жидкости в трех составах:
- Fully Synthetic (синтетика).
Масло этой категории имеет синтетическую основу. Такой материал получают синтезом различных химических компонентов. Получают путем переработки нефти, изменяя структуру молекулы углеводорода. В синтетику добавляют большое количество присадок. При этом параметры смазки, которые будут определять ее свойства, задают еще на первом этапе производства.
Преимущества Fully Synthetic: надежная защита, отличные моющие свойства, стойкость к воздействию экстремальных температур.
- Semi-Synthetic (полусинтетика).
Полусинтетические смазочные материалы имеют минеральную основу. Но в составе содержится большое количество присадок.
Плюсы Semi-Synthetic: рабочие свойства приближены к синтетике, но цена намного ниже.
- Mineral (минералка).
Масло имеет минеральную основу, полученную путем переработки нефтепродуктов.
Плюс: низкая цена.
2. По классу вязкости
Расшифровка коэффициента вязкости моторного масла по классу SAE выглядит так:
- NW-M, где N и M — цифры, а W — зима.
- N — значение минимального температурного значения, при котором жидкость должна легко проходить по каналам, а ДВС стабильно работать.
- M — показывает минимум/максимум вязкости жидкости при ее нагреве до рабочей температуры от +100 градусов.
3. По сезону
По степени вязкости смазку делят на три сезона:
- Зимняя. Обладает хорошей текучестью. Помогает легко завести мотор в мороз. Обозначается как SAE 0W, 5W, 10W и так далее. Летом использовать нельзя из-за повышенной текучести.
- Летняя. Обладает повышенной кинематической вязкостью. При температуре выше 0 градусов сохраняет нормальную текучесть для отличной смазки трущихся элементов двигателя. Но при отрицательной температуре смазку с высокой вязкостью использовать нельзя. Обозначается как SAE 20, 30 и так далее.
- Всесезонная. Подходит для всесезонного применения. Не теряет рабочих свойств при отрицательных и положительных температурах. Обозначается как SAE 10W-30, 15W-40 и так далее.
При выборе вязкости учитывают рекомендации производителя автомобиля, а также условия эксплуатации, пробег двигателя.
4. По области применения
Расшифровка автомобильных масел по стандарту API также требует внимания. В этом случае в маркировке зашифрован тип ДВС, уровень эксплуатации двигателя, экономии топлива и другие характеристики.
Пример расшифровки обозначений API:
- EC — энергосберегающее масло.
- I, II — уровень экономии топлива.
- S — бензиновый мотор, C — дизельный.
- От А до P (от низкого к высокому уровню) — категория эксплуатационных свойств. Буквой определяется год, когда была принят уровень: F — 1980, H — 1994, M — 2004. Для дизельных ДВС обозначения следующие: E — 1983, F — 1994, I — 2004.
- 2 или 4 — двух- и четырехтактный дизельный мотор.
Универсальные смазочные материалы имеют двойную маркировку: API SM/CI. То есть подходят для бензина и дизеля.
5. По допускам автопроизводителей
Кроме описанной маркировки, принята классификация по допускам, которую предъявляют сами производители машин. Решение о создании отдельной маркировки не случайно, так как конструкции и условия работы у моторов разных брендов отличаются.
Своя расшифровка обозначений моторных масел принята у концернов BMW, VW, Ford. Допуски дополняют международные стандарты. Спецификацию указывают в инструкции по эксплуатации машиной, а особую кодировку наносят на упаковку смазочного материала.
Поэтому при покупке расходников учитывайте класс по SAE, API и допуски производителей. Это позволит найти качественный, подходящий продукт для вашей модели автомобиля. А купить АКБ или масло лучше в специализированном магазине, где вы получите гарантию и подробную техническую консультацию.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...