Справка:
Ольга Александровна Лукина
Интегративный психотерапевт, практикующий врач, кандидат медицинских наук. Психотерапевт регистра Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP). Аккредитованный консультант Европейской Ассоциации Консультирования (ЕАС). Директор Института Интегративной Психотерапии и Коучинга в Москве. В 1995 году окончила медицинский факультет Университета Дружбы Народов (бывший им. П. Лумумбы). Продолжила образование в ординатуре на кафедре психиатрии и медицинской психологии в РУДН. Получила дополнительную специализацию по наркологии в Первом медицинском институте (1-й ММИ), занималась практической и научной работой в Клинике Неврозов.Защитила кандидатскую диссертацию в области психоонкологии в РУДН.
Выпускница первой международной программы по транзактному анализу в России, ученица Дженни МакНамара. Обучалась системной семейной психотрапии в программе Ганса Маудера. Квалификацию по коучингу и организационному развитию получила в программе доктора Виллема Ламмерса, Швейцария. Автор книг «Бизнес и/или свобода» и «Бизнес и/или любовь».
Первый уровень программы обучения «Эмоциональный интеллект. Эффективность отношений» (12 занятий в течение года) построен как независимый законченный учебный модуль. Он сфокусирован на развитии эмоционального и социального интеллекта участников, на построении эффективных партнерских отношений.
Слушатели получат базовые навыки консультирования, возможность прояснить свои жизненные и профессиональные цели и пути их достижения, раскрыть и начать использовать свои внутренние ресурсы. Результатом обучения станет построение стратегии собственного личностного развития участником.
«За короткий срок слушатели могут открыть новые возможности в себе, в своей карьере и бизнесе, принципиально изменить не устраивающие их отношения с близкими людьми и в деловом окружении. Ведь до тех пор, пока мы не понимаем свои чувства, истинные потребности и мотивы, не управляем ими, полученные в течение жизни отличные рациональные знания и навыки, наш высокий интеллект используются лишь на небольшой процент. Мы часто можем даже неосознанно использовать эти свои основные ресурсы для оправдания своих неэффективных привычек».
Ольга Лукина
Мы попросили Ольгу Лукину рассказать о программе более подробно.
Ш. Ж.: Существует категория людей, которые постоянно ходят на всевозможные тренинги и мастер-классы, связанные с психологией и личностным ростом. Как много их среди ваших слушателей?
О.Л.: Да, действительно существует такая категория людей. Они все время учатся, но не могут воспользоваться знаниями, которые получают, потому что так и не решаются честно заглянуть внутрь себя и взять ответственность за изменения, которые совершенно необходимо сделать в своем характере и в своей жизни. Они бросаются на все новые разрекламированные мастер-классы, один за одним, как дети, ожидая чудесного исцеления. В конечном итоге, они разочаровываются, но только не в себе, а виноватыми делают преподавателей и психологию в целом.
Я стараюсь отсекать таких «вечных студентов» еще на этапе собеседования и открыто рекомендую таким людям пойти к хорошему психотерапевту и разобраться со своими страхами и привычкой страдать. В нашем институте есть простое правило — мы не учим всех, кто пришел.
Ш. Ж.: А каких еще потенциальных слушателей вы не берете на программу? И кто проводит собеседование?
О.Л.: Важно отметить — у нас не слушатели, а участники программы. А собеседование я провожу лично с каждым потенциальным участником.
Я отказываю в участии в программе людям, которые собираются использовать действительно глубокие и практические психологические знания, которые мы даем, для того, чтобы в будущем изощреннее манипулировать другими людьми, использовать их.
Я отказываю в участии в программе людям, которые жаждут быстро и много зарабатывать на психотерапии. Я вижу свою этическую ответственность в том, чтобы не вводить в профессию людей, которые не способны любить других людей и сострадать.
Мне приятно учить людей работать и жить грамотно, так, чтобы не сжигать себя, помогая другим людям развиваться и становиться сильнее.
Ш. Ж.: Обучающие программы по психологии во многом дискредитировали себя в нашей стране. Чем ваша программа отличается от множества подобных продуктов?
О.Л.: Да, я довольно часто слышу, что обучающие программы по психологии давно дискредитировали себя. Многим они представляются средством для быстрого и безболезненного решения сложных и насущных жизненных проблем.
Совершенно не удивительно, что такой подход приводит к разочарованию. Опираясь на свою многолетнюю практику, я могу с уверенностью сказать, что мы становимся хозяевами своей жизни только тогда, когда обретаем возможность понимать свои эмоции и чувства и управлять ими. Ведь в противном случае они владеют нами. А «мастер-ключом» к этому является глубокое и искреннее изучение самого себя.
Теперь немного о нашей программе «Психологическое консультирование. Интегративный подход».
В первую очередь, это отнюдь не еще одна новая академическая программа по психологии, таких действительно развелось очень много. Людям порой нужна хорошая психотерапия, но им в этом бывает сложно признаться даже самим себе. Они предпочитают вместо этого пойти поучиться психологии, тайно надеясь попутно разрешить свои личные проблемы.
Очевидно, это не эффективно. Со своим дипломом такие специалисты, как правило, мало востребованы на рынке, а в плане внутриличностных проблем их ситуация только усугубляется. Теперь такой выпускник психологического факультета ощущает себя экспертом, умно рассуждает о психологии и еще умеет изощренно защищать и оправдывать свою очевидную неспособность построить собственное счастье. Скажите, кого может вдохновить такое образование?
Наша программа — это система связанных практических семинаров. Не ждите академических лекций. Главное отличие нашей обучающей программы в том, что группа, в которой вы учитесь, сама по себе становится живой, развивающейся организацией. В этой группе происходит личностная динамика участников: люди учатся видеть себя и других без защитных масок, столь любимых в современном обществе.
Мы обучаем наших участников заново, открыто и при этом бережно выражать свои чувства и мысли, спокойно и с пользой воспринимать критику, принимать и давать заботу, уважать себя и границы других людей. Это азбука эмоциональной грамотности. Это то, что совершенно необходимо человеку в жизни, чтобы реализоваться в своей профессии и в близких отношениях. Но это то, что, увы, большинство людей не умеют делать в жизни! Они с детства словно играют заученные роли, не слыша ни себя, ни окружающих людей.
Вторая отличительная черта нашей программы — семинары ведут опытные мастера-психотерапевты. Наша команда — это не теоретики, это люди, которые прежде всего смогли свою жизнь сделать гармоничной, это люди, умеющие профессионально и бережно работать с человеческими чувствами. Они не пытаются «срывать маски» или кого-то «переделывать». Они помогают нашим учащимся шаг за шагом освобождаться от своих привычных ролей, передают мастерство строить здоровые отношения из рук в руки.
Третье — наша программа поддерживается Европейской Ассоциацией психологического консультирования. Мы выдерживаем стандарты в обучении, которые себя оправдали десятилетиями.
Ш. Ж.: Вы упоминали, что изначально программа разрабатывалась Европейской ассоциацией консультирования. Применимы ли эти подходы к российским условиям? Вспоминается анекдот про коуча из Беверли-Хиллз, который советует человеку в Магадане выйти из зоны комфорта.
О.Л.: Забавно. Я считаю, что у каждой личности и у разных наций разные исходные данные, разные сценарии, различия в ценностях и их интерпретации. Даже понятия добра и зла люди переживают по-разному. Но вместе с этим есть общие базовые законы, которым подчинена жизнь нашего тела и нашей психики. На этой платформе и строится наша программа.
Безусловно, мы адаптировали программу к особенностям нашего культурального сценария, социальным и экономическим реалиям. Эта адаптация происходила от группы к группе в течение семи лет. Более того, каждая группа в нашем институте — это совокупность индивидуальностей, поэтому под каждую группу я и мои коллеги корректируем программу, дорабатываем, позволяя конкретным людям раскрыть себя и получить то, зачем именно они пришли.
Ш. Ж.: Человек приходит обучаться на вашу программу. А как его члены семьи и друзья относятся к этому? Не боятся ли, что он потом начнет ими управлять с помощью психологических приемов?
О.Л.: Некоторые опасаются. Не нужно забывать, что людям свойственно бояться и отрицать то, чего они не знают. Многие семьи, к сожалению, держатся не на здоровой близости и привязанности, а на подчинении одного человека другим. При этом они оба несчастны. Конечно, члены таких семей боятся потерять привычный контроль. Они боятся потерять человека, который пройдет обучение эмоциональной грамотности, станет более самостоятельным, поставит под сомнение сложившиеся семейные устои, не увидев в них смысла, и перестанет быть легким объектом для манипуляции.
Я уже говорила ранее, что не беру на обучение всех подряд. Психологические знания — это великая сила. Я не готова вооружать знаниями тех, кто собирается ими пользоваться, принося вред своим близким, кто собирается еще более изощреннее ими манипулировать в своих невротических интересах. Мы учим людей распознавать здоровую любовь и любовь невротическую. В обучающей группе мы создаем обстановку открытости, безопасности, поддержки и уважительной конфронтации неадекватному поведению.
Испытав такие отношения на практике, наш выпускник не станет, например, терпеть унижения, угрозы, тотальный контроль или шантаж со стороны близких, веря в то, что это любовь. Теперь, владея знаниями и освоив на практике законы здорового взаимодействия, он способен провести членов своей семьи через их страхи, сопротивление изменениям, показать образец разрешения конфликтов, согреть своих близких появившимся умением слушать и понимать их, и как итог — оздоровить всю свою семью.
Наши выпускники — это носители и проводники эмоционального здоровья в нашем невротическом обществе. Не люблю громких слов, но в общем-то, подготовка эмоционально взрослых, зрелых и благополучных людей — это миссия нашего института.
Ш. Ж.: Все ваши выпускники становятся практикующими психологами?
О.Л.: Я и моя команда совершенно не стремимся к тому, чтобы наши обучающиеся в будущем поменяли свою занятость и стали профессиональными конселорами и психологами-консультантами. Такая задача не стоит. Мы даем людям возможность получить глубокие знания и практические навыки по эмоциональной грамотности. Высокий эмоциональный интеллект открывает им возможность распоряжаться своей жизнью правильно, свободно делать свои выборы, а не быть марионеткой, которую судьба дергает за нитки и держит в напряжении, заставляя постоянно оправдывать ожидания окружающих людей. После программы участники применяют полученные знания в жизни и в своей профессии.
Но те, кто за три года обучения утвердился в своем желании профессионально помогать другим людям, имеют такую возможность. Примерно один из пяти человек принимает такое решение. Мы даем нашим обучающимся необходимый объем знаний, навыков и стратегий работы с такой тонкой материей, как человеческая душа. И при этом самое важное, что это мастерство они получают из «рук в руки» от нашей команды преподавателей.
С этим багажом они готовы практиковать. Безусловно, это не конечная точка. В нашей профессии нужно развиваться — прежде всего, личностно — всю жизнь, только тогда ты сможешь помогать людям вырываться из их ограничений и становиться эмоционально гармоничными и свободными.
Людям свойственно бояться того, чего они не знают. Но взрослость и зрелость заключаются в том, чтобы управлять страхом и пробовать новое.
Мне кажется, наша профессия — одна из самых замечательных. Мы помогаем людям узнать те стороны нашего сознания, эмоциональных ресурсов и возможностей взаимоотношений, о существовании которых они даже не догадываются.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...