Эллины приготовляли темное густое вино. Обычно для питья они разбавляли его водой в соотношении три части воды на одну часть вина. Как полагают некоторые ученые, эта была просто мера предосторожности для обеззараживания питьевой воды. Однако некоторые любители выпить что-нибудь покрепче разбавляли вино только наполовину.
Вино пили из керамического или металлического сосуда, который назывался килик. Он выглядел как плоская чаша на ножке или небольшом поддоне с двумя ручками. Очень часто килики были расписными.
В Греции виноградная лоза культивируется уже свыше 3 тысяч лет. Основным местом для выращивания винограда был остров Крит, но и в материковой части Греции для виноградарства отводились большие площади. Виноградная лоза неприхотлива и не требует специального полива.
С глубокой древности эллины культивировали свыше сотни сортов винограда. Греки больше всего любили концентрированное красное вино. Готовили вина следующим образом. В двухметровый глиняный сосуд пифос, имевший яйцевидную форму, наливали виноградный сок. Пифосы хранились в погребах. В течение полугода вино бродило и приобретало соответствующую крепость. После этого в вино для закрепления добавлялся изюм или мед. Вино хранилось в амфорах, запечатанных герметически смесью смолы и гипса.
Самое известное древнегреческое вино — рецина. Оно обладало сильным привкусом и ароматом смолы. Это вино изготавливается в Греции и по сей день. В настоящее время на стадии брожения в вино специально добавляют смолу. Это вино принято подавать к закускам, предварительно охладив.
Кроме рецины, в Элладе ценились вина с островов Самос, Родос и Хиос. Но, пожалуй, самым любимым и популярным остается вино с острова Санторин. Оно имеет терпкий вкус и приготовлено из винограда, выращенного на пепле вулкана, извержение которого произошло около 1629 года до нашей эры.
Как мы помним из древнегреческой мифологии, Олимп был населен множеством богов. Но ни один из богов, даже сам Зевс, не был популярен в Элладе так, как бог виноделия Дионис (Вакх). В честь этого бога греки, когда начинали собирать урожай, организовывали специальные праздники — дионисии. Одним из действ такого праздника было шествие Вакха со свитой из вакханок и сатиров. Эти мероприятия сопровождались плясками и бурным весельем. Народ пил вино до полного насыщения. Празднование эллины начинали с дегустации молодого вина. Нахлебавшись его вдосталь, они приступали к закускам… После такого веселья многие спешили домой от греха подальше, запирали двери изнутри, а для «пьяных духов» оставляли снаружи похлебку, чтоб духи были к ним милостивы.
Скорус славился своими винными погребами на всю Элладу. В них хранилось двести тысяч амфор с самыми разнообразными винами. Существовал специальный ритуал винопития. Сначала присутствующие пили неразбавленное вино в честь Диониса, потом выливали немного вина на пол. Только после этого народу подавали кратеры — чаши с двумя ручками, где смешивали вино с водой. За выпивкой происходила полезная и приятная беседа. Гостям предлагался небольшой концерт: музыка, стихи и выступления танцовщиц. Существовала традиция — выпить за здоровье всех присутствующих, вспомнить об отсутствующих и помолиться другим богам, помимо Вакха. Иногда во время винных вечеринок устраивались соревнования, кто больше выпьет. Вино пили только мужчины, женщинам дорога в мужскую компанию была заказана.
Афинский деятель Эубулус, живший в IV веке до н.э., написал мудрые слова о мере потребления вина: «Я должен смешать три чашки: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью — для хорошего сна. Выпив три чашки, мудрые гости отправляются по домам. Четвертая чаша уже не наша, она принадлежит насилию; пятая — шуму; шестая — пьяному разгулу; седьмая — подбитым глазам; восьмая — блюстителям порядка; девятая — страданиям; десятая — сумасшествию и крушению мебели». Ну, чем не предостережение для современных любителей хлебнуть лишнего!
Завершить статью мне бы хотелось словами из рекламного проспекта, который попался мне на глаза: «В бокале доброго греческого вина — глоток солнца и моря, дурман тысячелетий и привкус вечной тайны Эллады». Лучше это не скажешь!
Хороший климат, рациональное питание и хорошие натуральные вина — три составляющих здоровья и долголетия эллинов.
Запрет на вино не распространялся на гетер и куртизанок.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Аркадий Голод,
понятно. Спасибо, не знала.
0 Ответить
Тина Хеллвиг,
а про вино-то и нечего добавить... скажу только, что лично я не видела ни одного пьяного грека..выпившим и веселым - да, но чтоб где-то валялся или бузил - нет. и греческое узо - вонючка такая..запах самогонки натуральной
А статья понравилась... Буду ждать следующую, про греческие древние пьянки (вы, по-моему, упомянули, что планируете такую написать)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи ,
Буду ждать следующую, про греческие древние пьянки (вы, по-моему, упомянули, что планируете такую написать)
Да, мне бы хотелось закончить эту серию статей про античный мир. Последняя будет про греческие пиры, которые начались на 250 лет раньше римских и проходили совсем иначе. М.б., это будет интересно для читатетелей.
0 Ответить
Тина Хеллвиг, про пиры нам всегда интересно, особенно в вашем исполнении
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи ,
договорились. Попробую это сделать, не откладывая в долгий ящик.
0 Ответить
Тина Хеллвиг,
Отлично!
Добавлю интересный факт. В Спарте в систему воспитания входила демонстрация вреда пьянства. Так, перед группой молодёжи наставник заставлял илота пить не разбавленное вино, после чего, когда он "доходил до нужной кондиции" его заставляли что нибудь рассказать, сплясать и т.д. Таким образом молодым спартанцам доносилась необходимость воздержания.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Владимиров,
спасибо, как всегда ценное дополнение. Спартанцы выбрали правильный путь: лучше наглядная демонстрация, чем долгие теоретические рассуждения.
0 Ответить
" Юноша! скромно пируй, и шумную Вакхову влагу
С трезвой струею воды, с мудрой беседой мешай"
Знал Александр Сергеевич толк в античных пирах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша Романофф,
Знал Александр Сергеевич толк в античных пирах
Это точно!
0 Ответить