Идея «небесного письма»
Еще на заре развития авиации пилоты самолетов пытались создавать в небе различные фигуры и буквы, оставляли за собой дымовой след. История появления «небесного письма» (skywriting) достаточно необычайна. Она была разработана во время Первой мировой войны английским военным летчиком Джоном Севеджем для передачи военных сигналов.
Позднее автор изобретения решил использовать свою разработку в рекламных целях. В 1922 году Севедж для демонстрации технологии пригласил своего сослуживца С. Тернера. Эти два человека считаются родоначальниками небесной рекламы. Первой надписью в небе, носящей рекламный характер, было название газеты «Daily Mail».
Реклама в небе обещала стать перспективной отраслью. У Дж. Севеджа возникла простая, но гениальная идея: профессионально использовать свое изобретение в сфере продвижения товаров. Для реализации своего проекта в конце 1922 г. он решает продать свою технологию главе американской табачной компании Дж. Хиллу. Сирил Тернер начертил самолетом в небе над Манхеттеном надпись: «Hello, USA!». Но господин Хилл не оценил рекламной новинки по достоинству.
Однако Дж. Севедж был настойчив и не намерен отступать от задуманного. 28 ноября 1922 в небе появилась новая надпись: «Hello, USA. Call Vanderbilt 7200.» («Привет, США. Позвоните Вандербилт 7200»). Результат был ошеломляющим! Эффективность небесной рекламы была доказана. Свыше 50 тысяч человек позвонили в комнату номер 7200 отеля «Вандербилт», где в тот момент проживал Джордж Хилл. Владелец табачной компании был нокаутирован.
Впоследствии «небесное письмо» было использовано для рекламы сигарет Lucky Strike, производством которых занималась American Tobacco Company. С тех самых пор skywriting стал использоваться в рекламных целях.
Возникновение «небесной печати»
Следующим шагом в развитии небесной рекламы была разработка специальной технологии «небесной печати».
В 1932 году молодая и малоизвестная компания Pepsi-Cola пригласила пилота Энди Стиниса, чтобы провести рекламную акцию для популяризации своего напитка в небе. История умалчивает, помогло это мероприятие поднять престиж компании или нет. Достоверно только одно: участие в рекламной кампании дало Энди Стинису толчок разработать идею и предложить метод «небесной печати» с помощью нескольких самолетов. Произошло это в 1946 году. Однако оказалось, что от идеи до ее реализации — большая дистанция. Лишь в 1964 г. Стинис получил патент на свою «небесную печать» и основал компанию Stinis Air Service.
В 1979 году Грег Стинис унаследовал бизнес своего отца и основал компанию Skytypers, Inc. В течение 25 лет он успешно управлял своей компанией. С 1989 по 1999 годы были открыты несколько филиалов во Франции, Японии и Африке. Его компания выполняла заказы многих крупных фирм, таких, например, как Budweiser и Kodak. Она также печатала в небе приветствие спортсменам и болельщикам на Олимпиаде 1984 года.
Атака террористов 11 сентября 2001 г. сильно ударила по индустрии «небесной рекламы». После национальной трагедии самолетам запретили летать на низкой высоте. Через некоторое время правила еще более ужесточились, и был наложен запрет летать рядом с крупными городами. Для рекламной технологии и Skytypers это было очень тяжелое время.
В 2004 г. семейный бизнес продолжил Стефен Стинис (внук Энди Стиниса), который стал президентом компании. В этом же году компания обосновалась рядом с Лас-Вегасом. Вместе со своим братом С. Стинис разработал новую цифровую систему «небесной печати». Он запатентовал технологию, которая сейчас используется только в его компании. В зависимости от заказа надписи в небе могут быть цветными, на разных языках и даже содержать несложную графику или логотипы.
Как работает «небесная печать»
Для написания небесных тестов компания использует группу из нескольких легких самолетов. Стефен Стинис предложил использовать в каждом самолете компьютер. Связь между компьютерами беспроводная. В качестве «чернил» служат пары парафина. Они считаются экологически чистыми и растворяются в атмосфере через несколько минут. Каждая буква образуется из нескольких «точек». «Технология печати» напоминает матричный принтер. Печать одной буквы составляет 4−5 секунд. Текст сообщения может быть любой длины и зависит от кошелька заказчика.
Самые длинные фразы могут быть протяженностью до 15 км. Часто после рекламируемого товара, помимо контактных телефонов, заказчики также указывают адреса своих сайтов. Вот один из реальных примеров рекламного сообщения: GOING BALD — CALL MANNY ROBERTS — 800 — 456 — HAIR («Лысеете? — Позвоните Мэнни Робертсу — телефон 800 — 456 — ВОЛОСЫ»).
Но чаще всего такая экзотическая реклама используется известными фирмами с раскрученными брендами, которые хотят лишний раз напомнить о себе столь необычным способом. Большой недостаток небесной рекламы — это ее недолговечность. Буквы и символы развеваются по ветру и исчезают бесследно через 3−4 минуты. Однако почти все люди, которые наблюдают за небесным шоу, останавливаЮтся посмотреть, как на их глазах происходит чудо: неизвестно откуда возникают буквы, слова и смешные рожицы… В густонаселенной местности такое «послание свыше» могут одновременно увидеть от 2 до 4 млн. человек.
Обычно заказчики Skytypers выбирают место и время проведения небесной рекламной кампании таким образом, чтобы там было сосредоточено множество ничем не занятых людей: над пляжем или парком в выходной день или над стадионом перед началом матча.
Компания Skytypers имеет приличный годовой доход около 3 млн. долларов. Более половины заказов поступает из-за границы. Значительную часть их составляют частные просьбы: поздравить кого-нибудь с днем рождения, днем свадьбы… или объясниться в любви.
На мой взгляд, «небесная реклама» — это очень симпатичный вид бизнеса: одни люди зарабатывают деньги на рекламе, чтобы привлечь внимание других к продуктам и услугам компаний-заказчиков. Большинство наблюдателей, которые равнодушны к рекламе, просто с замиранием смотрят, как ниоткуда появляются надписи и фигуры. Они наслаждаются этим процессом… бесплатно. Но некоторые все-таки «клюют на рекламу» и становятся потенциальными покупателями или клиентами компании-заказчика. Каждому — свое!
Тина Хеллвиг, какое замечательное зрелище! Но это хорошо, когда небо безоблачное. А интересно, в красках это не делают?
0 Ответить
Татьяна Беликова,
можно заказать рекламу и в красках, но стоить это будет несколько дороже для заказчика.
0 Ответить
Тина, какая интересная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк,
спасибо!
0 Ответить
Тина Хеллвиг,
Интерессный цикл статей. Продают воздух, письма на небе. Наверное ещё чем нибудь удивите.
А фото это не фотошоп? Больно уж идеально написано.
Вы сами вживую видели такую рекламу?
Зрелище красивое, но есть ли польза от такой рекламы и окупается ли увеличением продаж.
А вот признание в любви на небесах - это конечно очень романтично и оригинально.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вест Неруш,
вот еще одна фотография. Здесь можно представить себе масштаб такой рекламы. Ее могут видеть одновременно от 2 до 4 млн. человек. Она вполне себя окупает, иначе бы люди не стали заниматься бизнесом, который приносит убытки...
0 Ответить
Тина Хеллвиг,
Если бы я оказался в составе этих 4млн. восхищался мастерством пилотов и красивым зрелищем, но никогда не возникла мысль бежать покупать то что прорекламировали. Даже в памяти не остался текст. По телевизору сутками гонят рекламу, но не спешим покупать рекламируемый товар. Не думаю, что я одинок, все наверное такие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вест Неруш,
я думаю, что 98% зрителей занимают ту же позицию, что и вы, но 2% могут поддаться на рекламный трюк. Посчитайте 2% от 4 млн. человек. Получается внушительное число.
0 Ответить
Тина Хеллвиг,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вест Неруш,
сама вживую такую рекламу не видела, только на фотографиях. Это не фотошоп,поскольку для небесной печати используют высокие компьютерные технологии, то все получается ровно, синхронно и красиво. Вот еще одна фотография.
0 Ответить
взор человека всегда был устремлен в небо. Поэтому, я думаю, это очень действенный способ рекламы. А если к этому еще прибавить и необычность, даже сказочность такого действия, то цель явно будет достигнута.
Есдинственное, небесная реклама очень дорога, мне кажется. В России такое могут позволить лишь крупные компании.
А частные заказы могут поступить только от наших олигархов и чиновников, не знающих меры в тратах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вадим Коченко,
вы совершенно правы. Реклама очень дорогая, но действенная. Привлекает внимание людей и надолго запоминается. Я не знаю, какие компании в России занимаются этим видом рекламы, но если есть спрос, то есть и предложение!
0 Ответить
Тина, как интересно! Никогда не приходилось видеть ничего, кроме следа от реактивных самолетов. Наверное, очень красиво! Надо же, какие умные люди! вот это РЕКЛАМА!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
да, это очень красиво. Когда я писала статью, то нашла много фотографий небесной рекламы. Вот один из снимков! Кстати, в России этот вид рекламы сейчас развивается очень быстро.
0 Ответить
Тина Хеллвиг, как красиво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
меня тоже что-то завораживает в такой рекламе! Смотрится очень романтично. А представляешь, если какой-нибудь влюбленный таким образом объясняется в любви к своей девушке?
Это память на всю оставшуюся жизнь!
0 Ответить
Тина Хеллвиг, несомненно! Тина, я тут стала ворошить свою память, и вспомнила, что когда мы ездили во Флориду, в Майами, то по дороге, уже точно не помню, в каком городе, но на территории Флориды видели надпись на небе, небольшую,слов уже не помню.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
значит уже своими глазами видела такую рекламу. Здорово!
0 Ответить