Начну с небольшой зарисовки-воспоминания, какая ситуация на рынке занятости сложилась в «сытые» 2000-е годы:
1. Отечественные компании получали сверхдоходы практически в любой сфере, особенно в обслуживающем сегменте, который помогал красиво «потратить заработанное».
2. Активно рос сектор развлечений и досуга, питания и здорового образа жизни, одежды и украшений, косметики и путешествий.
Этот сектор, по своей сути, «осваивает» чужие деньги, образно говоря «паразитирует» на других отраслях экономики. Поэтому от него с лёгкостью отказываются или ищут более демократичную по стоимости альтернативу. Именно этот обслуживающий сектор экономики рухнул (пострадал) больше всего. В 2016 году продолжится его сжатие.
Примерный список проблемных отраслей, которые будут в этом году испытывать серьёзные трудности, вынуждены будут закрываться и избавляться от «лишних» сотрудников:
— салоны красоты;
— бары и рестораны;
— ювелирные и брендовые товары;
— турфирмы;
— компании, продающие или использующие зарубежные товары (комплектующие, расходные материалы);
— банки, финансовые и инвест-компании;
— строители и риелторы;
— полиграфия, реклама и маркетологи-пиарщики;
— кадровые агентства;
— дорогие консультанты…
Этот длинный «расстрельный» список пополнят все неэффективные компании, которым раньше удавалось кое-как сводить концы с концами. Они проели свои финансовые запасы, и теперь собственнику намного проще закрыть бизнес, чем продолжать «накачивать» его своими личными деньгами.
Какие профессии востребованы в кризис? Выделю 7 основных «драйверов кризисной экономики»:
1. Лидеры роста
Как это ни удивительно, но сейчас расцветают ВПК и АПК (военно-промышленный комплекс = оборонные заводы, и агро-промышленный комплекс = сельское хозяйство).
Недаром считается, что «лучший заказчик — это государство», оно всегда расплачивается, хотя и с задержками. Наше правительство закладывает огромные бюджеты на поддержание обороноспособности страны, военные заводы усиленно трудятся — хотя и предлагают достаточно скромный уровень зарплат.
Сельское хозяйство получает сейчас массу заказов на овощи и фрукты, которые раньше массово завозились из тёплых (а ныне санкционных) стран.
2. Поставщики лидеров роста
Если раньше избыточные (нефтяные) деньги поступали в отрасли развлечения и потребления, то сейчас денежные потоки устремились в компании, обслуживающие сегодняшних лидеров роста.
Рекомендация: ищите работу у поставщиков для компаний из п. № 1.
3. «Выживальщики» взамен «развивальщиков»
Компании перестали мыслить категориями роста, расширения и развития. Сегодня на повестке дня совсем другие вопросы: как выжить, как остаться на рынке, как резко сократить расходы, как заменить дорогостоящих сотрудников на более сговорчивых и низкобюджетных. Для этого ищутся профессионалы, умеющие работать в условиях недостатка (отсутствия) ресурсов, способные жёстко оптимизировать затраты и бизнес-процессы.
4. Менеджеры по продажам
Набирает обороты новое направление — удалённые сотрудники отделов продаж и колл-центров. Оно даёт возможность найти дистанционную работу, не требующую личного присутствия в офисе. Жители небольших населённых пунктов могут теперь, не выходя из своего дома, получить хорошо оплачиваемую (по меркам их места жительства) работу.
В любом случае, навык личных продаж, умение договариваться являются сильным конкурентным преимуществом при поиске работы практически в любой отрасли и профессии.
5. «Старые игроки»
Продолжат расширяться и набирать новых сотрудников компании из «вечнозелёных» отраслей:
— фармацевты;
— товары и услуги для массового потребителя (эконом-сегмент);
— федеральные сети (мобильная связь, интернет-провайдеры, ритейловые продуктовые магазины);
— товары и услуги для детей;
— товары и услуги премиум-сегмента.
6. Нанотехнологии
Как заявил Чубайс на новогоднем корпоративе: «Денег у нас много».
7. Профессионалы
Профессионалы всегда в цене (вне зависимости от специализации и отрасли). Обратите внимание не только на актуализацию своих специальных навыков, но и на свою упаковку. Учитесь презентовать и продавать себя (и своё профмастерство). Если вы Мастер (с большой буквы), но об этом никто, кроме вас, даже не догадывается, то грош цена вам — именно так вас оценит рынок.
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5