Деточка, в морковке содержится вещество, которое называется каротин. Слово это, «каротин», происходит от латинского наименования моркови (Сarota). Каротин очень полезен, из него в организме человека вырабатывается витамин А, который улучшает зрение и способствует росту. Да и вообще, морковь не только полезна, но и очень вкусна.
Третье поколение внимательно слушает, понимающе кивает, берет из рук свежеочищенную морковку и убегает играть, радостно хрумкая полезным каротином.
А мы остаемся со своими проблемами. Потому что ответ на вопрос дан только поверхностный. На самом деле, с морковкой все не так просто.
Каротин содержится не только в моркови, но и в других растениях, плоды которых имеют красновато-оранжевый цвет: например, в помидорах и в абрикосах. Здесь его присутствие вполне объяснимо. Каротин участвует в обмене веществ растения и способствует процессу фотосинтеза. Корнеплод же ведет подземный образ жизни, в фотосинтезе не участвует. Так что накапливать оранжевый каротин ему, казалось бы, не нужно. Отчего же в таком случае он накапливается именно в той части морковки, которая света белого не видит?
Сама морковка культивируется человеком уже 4 тысячи лет. Родина ее — в нагорьях Афганистана и северной части Ирана. До сих пор в Афганистане произрастает самое большее число видов моркови. А на севере Ирана существует долина, которая так и называется — Морковное поле. Дикая морковь имеет ветвистый корень белого цвета. Корень этот съедобный, но невкусный, горький и жесткий, как дерево.
Но первоначально морковь растили не для корешков, а для вершков. В пищу использовали душистые и ароматные листья моркови, а также ее семена. Византийский ботаник Диоскорид Педаний (40 — 90 гг. н.э.) описал морковь в своем каталоге лекарственных растений.
На корнеплод моркови обратили внимание позже. Селекционеры взялись за дело, и у моркови появились вкусные, сладкие «корешки». Улучшение вкуса сопровождалось накоплением в корнеплоде красящих веществ. В результате селекции появилась морковка красная, желтая, фиолетовая.
Мусульмане, захватив в X веке Андалузию, способствовали там разведению новых, не известных прежде растений: маслин, гранатов и моркови тоже. Морковь тех времен была желтая, красная и белая. В таком наборе цветов этот полезный овощ начал распространяться по всей Европе.
Морковь оранжевого цвета вывели голландские селекционеры в XVII веке.
Это был счастливый век для страны. Голландия стала фактической владычицей морей, успешно захватив множество колоний в Азии, Африке и в Америке — как Северной, так и Южной.
Генетики считают, что целью голландских селекционеров было вырастить морковь, хорошо произрастающую в условиях северной Европы и при этом отличающуюся хорошим вкусом. Оказалось, что это способствовало активации гена, который управляет накоплением в корнеплоде каротина. А накопление каротина привело к появлению оранжевой моркови.
Это была случайность, но случайность эту голландские огородники радостно использовали в патриотических целях.
Дело в том, что войну Нидерландов за независимость от испанской короны возглавил герцог Вильгельм Оранский (1533 — 1584). В возрасте 11 лет он, будучи наследником графства Нассау (в Германии), унаследовал еще и княжество Оранж, которое находилось на юге Франции. Поэтому родовым цветом графов Нассауских стал оранжевый.
По этой же причине во флаге Нидерландов, добившихся независимости от испанской короны в результате восьмидесятилетней войны, появилась оранжевая полоса. Оранжевый цвет — цвет Голландии. Так что когда голландские селекционеры в результате почти столетних трудов вывели морковь превосходного вкуса и к тому же патриотического цвета, они не раздумывая посвятили это свое достижение правящей королевской династии.
В настоящее время мы считаем «нормальным» цветом моркови оранжевый. Однако следует помнить о существовании и других цветов этого овоща. Если вдруг в овощном магазине или на рынке читатель увидит морковь необычного цвета, советуем попробовать. Смело экспериментируйте! Надо быть открытым новым веяниям и новым вкусам.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...