И я даже знаю что: это мы сами, однажды приехавшие туда, ходившие по тем скучным улицам и сидевшие за теми пыльными столиками холодных сентябрьских кафе и потом навсегда отчалившие от берегов настоящего в море прошлого. Мы, которых больше таких не будет никогда.
В городе Барановичи, Беларусь, я был многократно. Не меньше нескольких десятков раз. Всякий раз путешествуя на Украину и обратно, я менял поезда, как меняют уставших почтовых лошадей, сходя в Барановичах рано под утро и ожидая свою следующую электричку ближе к завтраку.
Дабы просто не высиживать на жестком вокзальном сиденье в предрассветный час в мучительной невозможности нормально уснуть, я обычно предпринимал медитирующие вылазки в только просыпающийся город, который большей частью состоял из частного сектора, а тот, в свою очередь, из скромно или даже бедно выглядевших домов и бревенчатых деревянных изб.
Признаюсь честно, город мне не нравился, казался весьма депрессивным и мрачным. Местность, прилегавшая к вокзалу, с ее бомжами и подозрительными физиономиями была ощутимо пропитана пьянством и грубостью, свойственными многим провинциальным городам. И только тот факт, что это был необходимый перевалочный пункт на моем пути к кратковременному счастью, туда, где жила моя мама и где были мои корни, облегчал мое кратковременное пребывание там.
И в этот раз, поторопившись уехать из южного города Бреста с его мягкими сентябрьскими вечерами, уютными кафе и элегантными газонами и вместо того, чтобы поехать в знакомый и культурный Пинск или еще куда, мы решили заехать именно в Барановичи.
Городок показался все тем же — пыльным и невыразительным, как и во времена моих предыдущих визитов. Мы напрасно искали признаки древней истории на его покрытом грубыми морщинами челе в виде старинных католических костелов и голландских фронтонов или какие интересные современные сооружения, свидетельствующие о бурной нынешней жизни, но все напрасно. Покосившиеся избы, однотипные панельные высотки и неулыбчивые местные жители, на чьих лицах читалась если не легкая печать вырождения, доставшаяся им от их недалеких предков, кожемяк и работников здешних мануфактур, рабочих артелей и заводов, то, как минимум, печать депрессивной провинциальности и неухоженности.
В городе было три гостиницы, в двух из которых не было горячей воды. В третьей горячая вода была, как нам пообещали, но в итоге выяснилось: то, что барановичанка, принимавшая нас, называла горячей водой, было водой разве что слегка тепловатой, для душа вряд ли подходящей.
Из положительных моментов я бы отметил неснобливость местных жителей, назвав ее также провинциальной, но уже со знаком плюс. Люди были простыми, местами грубоватыми, местами пьяноватыми, но на то это и провинция, а не какой академгородок с его скучной интеллигенцией.
Закинув вещи в номер, мы, слегка разочарованные местной непримечательностью, пошли знакомиться ближе с местными достопримечательностями.
Как выяснилось, город Барановичи был относительно молодым, поэтому и таким пожившим, как бы парадоксально это заявление ни звучало. Основанный всего в середине XIX века, он ничем, кроме местного железнодорожного узла, не примечательный, был городом работяг и трудяг на местных мануфактурах и в железнодорожных депо.
В городе было огромное множество советских зданий и построек, в разном состоянии и в основном в весьма пообтрепавшемся. Здания универмагов, построенных в 60-е и 70-е, покрытые ста слоями мышиной краски. Такие же советские скамейки, настолько бережно сохраняемые, насколько их давно пора было выкорчевать и заменить новыми. И даже Ленин, который уже не указывал путь в светлое будущее, а грустно стоял, опустив обе руки, словно они у него опустились после того, как он понял, куда приковыляли те, непутевые, кому он столько десятилетий указывал дорогу.
Не считая пару-тройку весьма своеобразных статуй жаб, лошадей и одного фотографа, вся культурная часть городка выглядела тоже весьма уныло. И разве что весьма непродолжительная улица Штоккерау с ее перголами, увитыми наполовину умирающим девичьим виноградом, вызывала легкие приступы романтизма и отдохновения.
Отдохновения от перекопанного в центре парка, сыпящихся советских зданий и бюстов героев, от матерящихся подростков, старающихся выглядеть взрослее.
На улице мужичок выводил мелодии из советского прошлого, двое неказистых пьяненьких пытались изобразить «Яблочко» под его аккомпанемент, в траве притаился коротконогий черный кот, решивший с нами поиграть в прятки…
Вечером мы заглянули к «Пиросмани», зашли в заведение грузинской кухни, где, на удивление, вкусно и дорого отужинали. Закинули чаевые на карту трогательной официантке-студентке, которая очень старалась, потом прогулялись по вечерним улицам в сторону ближайшего магазина и пошли в отель воевать с холодной водой и засорившимся водостоком под раковиной.
На следующее утро мы сделали хорошую мину за неудобства в номере, решив быть великодушными, и напоследок заказали по чашке кофе в ближайшем кафе.
За окном на газонах рдели уже по-осеннему желтые и красные кленовые листья, напротив нас сладко спал местный кот, мы неторопливо потягивали ароматный кофе и я уже начинал жалеть.
Жалеть о том, что невозможно остаться и полюбить вот эту самую провинцию со всеми ее неудобствами. Невозможно отмотать пленку-жизнь и прожить еще раз это время, постаравшись быть, может, чуточку снисходительнее. Невозможно остановить нас, уплывающих на корабле времени в океан прошлого, становясь в нем всего лишь точкой, песчинкой во вселенной жизни…
Заключительная часть текста - просто невообразимо красива!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таня Маркина, да, вы, как всегда, правы...
1 Ответить
Игорь Ткачев ❤
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дорогая Агния Львовна, никто же и не ссорится!
Ну, любви у нас с Игорем не получится, но зачем мне с ним ссориться?
Это так - пикировка.
Мне просто смешно, когда мне рассказывают, что весь мир - серость и бездарность (Береза - тупица. Дуб - осел. Речка - кретинка. Облака - идиоты. Лошади - предатели. Люди - мошенники.)... А кому-то это жизненный стержень.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, а где вы увидели "весь мир - серость и бездарность"? Вам понятия "меланхоличность", "сатира", "фельетон", "критика", вообще, знакомы?
Есть целые направления в десять раз "чернее" и "недовольнее" моих экзерсисов - ну, таковы стиль и манера, выбранные и продиктованные автором.
Вы, вообще, в курсе, что "весело" и "легко" обычно бывает у поверхностных натур, а вот "грустно" и "черно", с критикой и желчью, у тех, кто немного глубже смотрит и что-то соображает?
Чай не в детском саду, что весь мир прекрасен, а для описания его есть три положительных слова.
Не особенность ли это именно вашего зрения и вашего прочтения с такой огульной и категоричной констатацией довольно диверсных, хотя и не однозначно веселых и понятных впечатлений другого человека, также как и неспособность по-другому их увидеть, оценить?
Отчего вы не видите тонкой грусти по сентябрьскому кафе перед отъездом на аллее в желтых листьях, игривого кота в траве, улицы Штоккерау с перголами, "вкусного" ресторанчика "Пиросмани" и тп? И никак, никак не можете допустить, что, да, на свете есть откровенно депрессивные и неуютные места (в которых есть своя прелесть), которые можно не полюбить?
Отчего не увидеть заключительной ностальгии - или ее нужно прописать по всеми произведению лошадинными буквами, чтобы было видно из космоса?
А я вам скажу, почему: потому что это ваша цель выискивать "дуб - осел, речка - кретинка" и видеть их именно в этой терминологии - как красота в глазах смотрящего, так и "дубы-кретины" - в вашей голове, без этих находок вам стало бы невесело, ваш зуд выискивать, что что-то не так, был бы не столь сильным и вы бы расстроились по этой причине.
Я полагаю, отчасти это от писательской ревности, отчасти некоторый комплекс неполноценности, отчасти невозможность подняться по-над ваши "дубы и речки" и увидеть еще что-то.
А также увидеть, что это вы, раз за разом, пишите негативные комментарии с выискиванием именно таких моментов и подчеркиваете именно их, всякий раз удивляясь, отчего кто-то чувствует и видит не так, как у вас когда-то сложилось в голове.
Вам люди выше пишут, что нравится, тонко, меланхолично, зло, глубоко, точно... Причем люди, побывавшие там. А не бывшие проездом в другом месте пятьдесят лет тому.
Расслабьтесь уже и попробуйте расширить палитру своих восприятий, дав волю уже давно взрослому автору чувствовать по-своему и писать также.
ПС Одна из наиболее глупых человеческих особенностей, которая не перестает меня удивлять - это возмущение и негодование, отчего кто-то, все остальные имеют "наглость" чувствовать, видеть, слышать и понимать не так, как это делаю я, как понятно и приятно мне.
Всю жизнь я вынужденно сталкиваюсь с такими взрослыми остолопами, старающимися впихнуть в прокрустово ложе весь остальной мир, все, что их окружает и показать остальным, что чувствовать и думать нужно только понятным им образом.
То ли от Совка это, то ли еще от какого дефекта, но эта узость ума наиболее часто встречаемая среди средних людей.
2 Ответить
Игорь Ткачев, как жаль, что Вам, видимо, просто не понять.
Вот Вы - мизантроп.
Но есть другие люди, не такие, как Вы.
Никакого возмущения или негодования Вы во мне не вызываете.
Скорее - Ваше поведение меня огорчает. Мне тяжело понять, как можно так жить.
И вовсе не "негативные" комментарии я пишу, я просто стараюсь Вам показать, что есть другие люди, те, которые знают, что такое любовь, дружба, которые видят радость, а не пыль за шкафом в гостинице.
Увы, Вы этого понять не можете.
Высоко оценил Ваш интереснейший подход - сначала написать, затем внести ругательные дополнения - чтобы в почте не отразились, а потом еще раз подредактировать и наиболее ругательное убрать.
Ну, если Вам так нравится - чисто Ваше дело.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, вы никак не можете понять, несмотря на возраст, что стоит оценивать написанное, а не давать оценок авторам. Это ведь признак не высокого ума.
И пишете вы одно и то же под каждой моей статьей. Такое внимание о многом говорит -)))
ПС Я не мизантроп - успокойтесь. Я - скорее дуракофоб.
Я люблю жизнь: много путешествую, встречаюсь с женщинами, которые меня любят, посещаю интересные места, трачу деньги, как мне нравится.
Просто это иная форма любви к жизни, в которой минимум глупцов с их претензиями к жизни и узкоумными оценочными суждениями.
1 Ответить
Игорь Ткачев, вы правы, обсуждать надо статью, а не автора. Так же, как и автору стоит отвечать по существу комментария, а не обсуждать личности комментаторов, их возраст и умственные способности. Если нет сил сдержаться, то есть возможность взаимные претензии высказать в личке. Я обращаюсь ко всем "горячим парням")
С уважением, модератор.
1 Ответить
Спасибо за очередной обзор ещё одного путешествия в белорусскую глубинку!
Как всегда с юмором и нотками разочарования
Единственно, не хватило "живых" фото с "мест происшествий". Неужели не фотографировали?
Хотя, и так очень живо представляются скамейки со "100 слоями мышиной краски"))
Ради интереса посмотрела дату основания Баранович — 1871 год, действительно, очень молодой город, промышленный и железнодорожный узел. Неудивительно, что там мало исторической архитектуры и старинных достопримечательностей.
Скульптуры с фотографами, лошадьми и жабами сейчас довольно часто можно встретить во всех городах РБ.
Наверное, за деньги налогоплательщиков сейчас выгоднее тиражировать одни и те же скульптуры массово, чем размещать заказы у новых художников и скульпторов.
Для примера покажу фото несколько минских скульптур, копии которых можно встретить и в других городах РБ.
Кстати, покопалась в памяти и вспомнила, что знакома аж с тремя художниками из Баранович.
Надо будет поинтересоваться как-нибудь, откуда они всё же черпают вдохновение для своего творчества?)
Потому как, судя по рассказу, город выглядит весьма депрессивно. И даже не хочется ехать его посмотреть.
А после заметок автора о Пинске, туда очень хочется съездить!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Агния Львовна, фото были, но не было энтузиазма их светить. Ведь "все унылое и под слоем пыли"-)
А редакторы сайта не нашли ничего лучше, как приклеить зимнюю картинку-)))
Барановичи - тот "удачный" и редкий пример в Беларуси, как не надо, как плохо и что такое провинциальная депрессуха.
На фоне аккуратнейших и наполненных историей и светом Бреста и Пинска, Гомеля и Витебска, и даже не менее провинциального Бобруйска с его воздушной центральной площадью, Барановичи - это город-зеленая тоска. Не зря мне говорила пара знакомы барановичан, что с радостью оттуда уехали и не тоскуют.
Барановичи - это машина времени времен застоя причем пятьдесят лет после застоя... Многое сыпется и выглядит очень потрепанно, в отличие от того СССР, который в других белорусских городах прекрасно законсервирован, как в Гомеле, например.
Искусство в Барановичах - отдельная история. Жабы, аисты и прочее "народное искусство" наспех слепленое - достойны доски позора и вечного проклятия барановичан и барановичанок.
Разве что одинокая лошадь у гостиницы Горизонт вызвала умиление. Хотя и она не понятно что символизировала: то ли лошадиную ностальгию по своему всаднику, потерянного где-то по дороге в Барановичи, пешком удравшего, не желавшего туда скакать, то ли то, что все мы немножко лошади, зачем-то прискакавшие в Барановичи...
Хотя, пара светлых моментов и там осталась: и осеннее кафе, и Штоккерау с перголами, и еще к-т ассоциации на уровне эмоций...
Впрочем, о них я написал тоже.
2 Ответить
И не говорите, Игорь Ткачев, и не говорите!
Умные люди уже точно описали ситуацию:
― Вот сегодня, например, вижу, летит бабочка. Головка крошечная. Безмозглая.
― Крылышками бяк-бяк-бяк-бяк-бяк. Ну, дура дурой. Воробышек тоже не лучше.
― Береза - тупица. Дуб - осел.
― Речка - кретинка. Облака - идиоты.
― Лошади - предатели. Люди - мошенники.
―
― А что делать? Весь мир таков, что стесняться нечего.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, похоже, та бабочка - это вы.
Хотя, бабочку жалко, они все-таки прекрасные творения, хоть и безмозглые.
Вы больше напоминаете серую моль.
Вы ведь не отличаете прекрасное от уродливого, объективное от субъективного, одно от другого. В вашей картине мира плохо все, что не в рамках вашего шаблонного восприятия.
И в основном умеете приводить чужие цитаты, не в состоянии родить что-то свое, чтобы не было похоже на что-то заунывно шаблонное.
1 Ответить
Игорь Ткачев, у меня еще и нос картошкой!
И вообще - разве может что-то дельное сказать человек, одетый в джинсы?
Сегодня он играет джаз - а завтра Родину продаст!
Игорь, у Вас впереди еще непаханное поле - как обгадить оппонента, если по теме возразить нечего.
И, да - не в пивной - в магазине фотоаппаратуры тот снимок был сделан, мой первый, сделанный цифровой камерой (свежекупленной).
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, старики любят поворчать.
Я не против-)
1 Ответить
Все как всегда.
Все пыльное, мучительное и обтрепавшееся.
Пассаж "покрыто пылью, как у вас на антресолях" удивил - а у автра на антресолях пыли нет?
У меня о Бедоруссии осталось совсем другое впечатление - все чистенькое, мытенькое - будто каждое утро протирают от пыли и грязи.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, мальчики, не ссортесь)
Споры утомляют и не приводят ни к какому конструктивному результату. Так мне сейчас кажется.
Иной раз читаешь и изумляешься мнениям. Господи, думаешь, какая поразительная фигня!
Как такое в голову могло прийти!
И неважно, читаю ли я комментарии здесь или газету "Советская Белоруссия". Её в особенности.
Но ведь это что значит?
Это значит, что авторы иных мнений имеют иные представления о том, как работает мир, и о том, что есть норма, а что есть отклонение от неё...
Это так же означает другой личный опыт и другие вводные данные — а зачастую всё это, вместе взятое.
Ну, а тогда о чём и зачем спорить?
Надо просто соглашаться, что альтернативная точка зрения тоже имеет место быть.
Надо использовать любую возможность для согласия.
Особенно и в первую очередь надо соглашаться с несогласными.
Последние, я сколько раз убеждалась, очень милы, доброжелательны, гостеприимны и беззлобны.
Надо входить к ним в расположение.
А вот если вместо этого ты начинаешь вселять в их умы сомнения в их представления о сущем, вот тут-то они тебе и "поставят на вид"...
И правильно сделают. Ибо "живи сам и давай жить другим".
А так называемые умные люди, норовящие всем тыкать в нос своей логикой и эрудицией, о, это напротив — ужасные, страшные и высокомерные люди. Ату их!
В человеке главное — не заумь, не расчёт, а доброта. Нельзя никого утомлять.
Утомлять же кого-то интеллектом особенно непростительно и греховно!
Надо уважать самые, как тебе, может быть кажется, безосновательные и бессмысленные мнения.
И не только уважать, но и любить. Да и то, сказать, что именно на их фоне ты можешь значительно выделиться))
Но выделяться нужно спокойно, без вызова, а наоборот, сохраняя чувство признательности этому фону))
Только любовь! И никаких споров! Никогда!)))
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, ну, вы - пример объективности и точности суждений, побывавший там сто лет тому проездом.
Причем с квадратно-гнездовым огульным применением ко всему, из своих частных, узких экспириенсов-)
1 Ответить