Мне доводилось читать про рекламу во времена НЭПа. На страницах дореволюционных газет я видел образцы российской рекламы царского времени. Ничего особенного — все, как тогда было во всем остальном мире. А вот потом, когда началось строительство социализма — с рекламой словно что-то случилось.
Реклама в СССР была, мягко говоря, неназойливой. Например:
Летайте самолетами Аэрофлота!
Сейчас остряки переспрашивают: «А что, можно было летать самолетами других авиакомпаний?»
Дело совсем в другом, ведь тогда очень многие отпускники и туристы ездили поездами. Реклама их пыталась уговорить летать, ибо в условиях огромных расстояний в СССР это обещало существенную экономию времени. Чтобы долететь от Москвы до Красноярска, надо потратить несколько часов, тогда как поездка на поезде займет несколько суток.
В 1930 годы висели рекламные плакаты:
Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы.
Крабов добывали на Дальнем Востоке, консервов в центральную часть СССР завезли очень много, а люди что-то совсем неизвестное есть не хотели. Вот и стояли эти консервы на полках магазинов, место занимали. А когда люди начали крабовое мясо покупать, распробовали, стали эти банки дефицитом — и кончилась реклама.
В этом, собственно, и секрет рекламы в СССР. Здесь рекламировалось только то, что было в избытке. А поскольку в дефиците было если не все, то очень многое, в рекламе торговля, в общем-то, и не нуждалась.
На телевидении в СССР рекламы практически не было. Говорят, что во времена Хрущева в 1964 году на телеэкранах появился небольшой рекламный фильм, рассказывавший о пользе кукурузы. Но после ухода Хрущева показывать эту рекламу прекратили. Лично я этого фильма не помню, в те годы смотрел только «Спокойной ночи малыши», их как раз начали показывать в 1964 году.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Всевозможные «Рабыни Изауры» и прочие «Богатые тоже плачут», которые показывали по ТВ на самом закате эпохи СССР, транслировались без рекламы. А потом настали 90-е — и началось.
Новые российские капиталисты еще не понимали, что требуется от рекламы, потому бедные советские телезрители смотрели:
У вас в магазине есть мыло Estel? Если нет — спросите в магазине, почему!
И уже ходил в народе анекдот о том, что одна старушка пенсионерка действительно спросила в магазине про то самое мыло. Ей ответили, что один кусок этого мыла стоит, как ее месячная пенсия.
Или была реклама первых сотовых телефонов, тех самых, размером и весом с хороший кирпич, стоимостью в пару тысяч долларов и с месячной платой в пару сот долларов — при тогдашних зарплатах в несколько десятков долларов…
— Профессор, Вы где?
— Гуляю в парке.
Надо же — на что человек готов потратить кучу денег…
РКН: сайт нарушает закон РФ
Мне иногда кажется, что реклама на российском ТВ в 90-е годы была ущербной. Активны в ней были только жулики. Реклама финансовых пирамид была вездесуща и привлекательна, сценарии для нее писали талантливые сценаристы, а играли — хорошие актеры.
В рекламном ролике капитан спешит отдать свои сбережения за ничего не стоящие красиво напечатанные бумажки.
РКН: сайт нарушает закон РФ
В то же время реклама продаж недвижимости, различных продуктов, банковских услуг была, скорее, неоднозначной. Вот реклама шоколадных батончиков «Milky way» — ну кому какое дело, что он не тонет (мы-то знаем — что не тонет…)?
РКН: сайт нарушает закон РФ
«Инкомбанк» тратил огромные деньги на размещение в прайм-тайм совершенно бездарной рекламы, способной скорее отпугнуть клиента.
РКН: сайт нарушает закон РФ
А вот банк «Империал» — да, потратил кучу денег на размещение рекламы в лучшее для зрителей время, но и в ролики вложил огромные деньги, наняв хороших актеров и создав какие-то осмысленные сюжеты для серии «Всемирная история. Банк Империал».
Впрочем, и «Инкомбанк», и банк «Империал» кризисов конца 90-х не пережили.
В 2000е годы, когда ситуация в России начала стабилизироваться, реклама на ТВ стала иной. Дефицит большинства товаров исчез, остался только дефицит денег у народа. Потому за финансы потребителя разгорелись нешуточные баталии — и реклама, особенно телереклама, стала мощным оружием в войне за покупателя.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Вот реклама того же самого «Milky way» — только оригинальная, а не копия с иноязычного образца. И смешно, и товар хорошо представлен, и то, что «не тонет» — показано, но без упора именно на это.
Рекламировать стали то, что потребляет массовый зритель. И дурные переводы с иностранных языков («Не тормози — сникерсни» — взяли рекламу на болгарском, где «сникер сни» означает «съешь сникерс») постепенно исчезли.
Правда, общий объем рекламы на российском ТВ давно уже зашкаливает. Физически его уже не увеличить, в 2021 году он составил 1.728.670 минут (1200 суток в год на всех наших каналах).
Видимо, далее ТВ-реклама в России пойдет по тому же пути, как и во всем остальном мире. Будет вплетаться в видео-сюжет, станет менее навязчивой, но такой, чтобы умные видео-гаджеты, такие как смарт-ТВ, не могли выкусывать ее из сюжета, как это делается сейчас, за небольшую дополнительную абонентскую плату.
Помню, в начале 90-х на автомобильных выставках требовали деньги за рекламные брошюры. И вообще они считались ценностью. А к концу десятилетия ими были забиты все мусоропроводы. Впрочем, сейчас рекламу кое-кто коллекционирует - и старую, и современную.
0 Ответить
О рекламе в СССР я уже опубликовал ранее в журнале свой рассказ.Речь шла о том, что в семидесятые годы, учась в институте я имел неосторожность на семинаре по политэкономии выступить в прениях по теме :"Реклама при капитализме и социализме"
. Речь с яркими примерами из жизни, близкими сокурсникам свелась к выводу, что при существующем в стране тотальном дефиците тратить народные деньги на рекламу по меньшей мере недальновидно, если не сказать больше. Качественный товар безо всякой рекламы с руками оторвут, если он появится в торговой сети, но его же нет! Необходимо прекратить бездарно тратить деньги на абсолютно не нужные вещи, вроде рекламы, а если уж появляются излишки денежных средств, то отправлять их на создание и развитие производства, на устранение дефицита и т. д..
Естественно, сокурсникам выступление очень понравилось, все активно включились в обсуждение, что бывало редко.
А преподаватель написал донос в горотдел КГБ о том, что я на семинаре "с помощью антисоветского выступления предпринял попытку идеологического разложения сокурсников".
Пронесло только благодаря тому, что куратор института в "конторе", которому донос и поступил в производство, оказался родным братом моего хорошего приятеля и хорошо знал меня лично.
КГБ-шник ограничился беседой и закрыл дело.
Так что эта тема, как и многие другие, была в те времена не совсем безопасной...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Недавно мне приятель в просветительских целях показал сенрию видеороликов рекламы банка "Империал" - я был восхищен и замыслом, и воплощением. Не уверен, что захотел бюы вложить в банк деньги, если бы они у меня были, скорее потратил бы их на съемки полноценного художественного фильма с участием команды, работавшей над рекламой. Встретить знакомое название и персонажей в контексте статьи и узнать больше о явлении, их породившем, очень интересно. Спасибо за подробный обзор истории рекламы в СССР и России.
Отдельно поблагодарю Вас, Игорь Вадимов, за стихотворный комментарий. Я давно так не смеялся!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я имею в виду - вовсе не надо знать итальянский, эти рекламы - как немое кино, все на жестах и игре актеров
1 Ответить
Спасибо на добром слове, Карл-Август Аванти.
А попробуйте та YouTube посмотреть итальянскую рекламу, например реклама телефонов у них классная была - "Una telefonata allunga la vita" "Mi ami? E quanto mi ami?" - просто поищите эти тексты в поисковике трубы.
1 Ответить
Я помню, как была маленькой и радовалась, когда у нас показывали рекламу. Это были коротенькие ролики под веселую музыку.
Потом, конечно, всё изменилось. Рекламу показывали (и сейчас показывают) настолько часто, что не знаешь даже, дольше ли фильм идет или реклама.
В советское время её почти не было. Но это и понятно: товары, которые можно было рекламировать, отсутствовали!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, я бы сказал: товары, которые нужно было бы рекламировать. Меня и ныне смущает вопрос, что лучше: былое продуктовое товарное однообразие или нынешнее рекламное безобразие. Ведь за разнообразными красочными этикетками продукт-то собственно отсутствует. Присутствует его химико-технологическая подмена.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Это верно, Валерий!
Наверное, всё-таки то, что имеет в своем составе меньше химии, лучше.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценить важность и необходимость рекламы на ТВ довольно сложно. И я, и, насколько мне известно многие граждане, так планируют телепросмотр, что с первыми звуками рекламных блоков моментально покидают околотеликовое пространство и отправляются выполнять иные домашние хлопоты, или тут же уходят в инетпространство.
А качество рекламы стало еще ниже, поскольку взаимоотношения между рекламистами и рекламодателями нынче превратились в борьбу скидок.
За статью спасибо, Она мне еще навеяла воспоминание о парочке цитат, которые я использовал в пору своей рекламной деятельности.
«Рекламу следует писать самыми лучшими яркими красками. Нужно, чтобы реклама схватила Вас за нос издали, еще за милю от неё, и сразу привела, куда она зовет. Тогда она оправдывает деньги.» М. Горький, «Мои интервью. «Один из королей республики.», 1906 г.
«Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявления в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных… если же лунатик увидит на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе». Н. Носов, «Незнайка на Луне».
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий Сатокин, Вы, в общем, правы, на Западе все это оставлено намного красивее.
У меня еще одна статья есть - на тему телерекламы - скоро будет напечатана.
Так там есть образцы западной рекламы(итальянской) - задайте на YuoTube "una telefonata allunga la vita" - шикарная серия роликов (из 90х) - просто глаз не оторвать.
1 Ответить
Над шестою частью суши
Гордо реет "Марс" противный
С толстым, толстым шоколадом.
В шоколад напихан сахар
И шмоток густого меда,
Чтобы части этой сласти
Застревали меж зубами,
Разъедая слой эмали
На зубах Российских граждан.
Боли, …. Будет много боли.
Вслед за ним маячит "Сникерс",
Тот, что съел ты и порядок.
Больше есть ты не захочешь
Ничего до самой смерти,
А захочешь, – так не сможешь,
Так как жареный арахис
Растворяется годами
В наших слабеньких желудках.
Жутко братцы, просто жутко.
Ну а если Вам все мало
Вы резцы свои вонзите
Прямо в "Баунти" с размаху.
И останетесь навечно
С чисто райским наслажденьем,
Извлечения оттуда
Всех кокосовых опилок.
Но страшней всех шоколадка,
Что зовется "Милки Вэй" - ем,
Та что гадина не тонет в молоке
Как не старайся.
Хоть топи ее в бензине,
Хоть мочи ты в керосине –
Не утонет эта плитка,
(если только ты не держишь
ее сам у дна руками)
Знаем мы все этот фокус
Нас оберткой не обманешь
Коль оно в воде не тонет ---
Мы такое есть не будем,
Будь оно хоть трижды нежным.
Над несчастной частью суши
Ждет народ, развесив уши
Папы, дети ждут и мамы
Продолжения рекламы.
Если муж Ваш вдруг с работы
Возвратился лишь под утро
А в пиджак его и брюки
Въелась грязь настолько сильно,
Что родная дочь Иришка,
Собирая в школу книжки
Вдруг испачкала штанишки.
Замочите мужа "Тайд" – ом.
Его сыплют в пачки щедро,
Так что если Ваш мужик не крупный
Хватит половины дозы.
Ведь никто не зря ж не видел
В общем, мужа на экране,
Вывод ясен, прост и точен:
Значит муж давно замочен.
Ну а если Ваш Вам дорог
Вы помойте его мылом,
Что "Сорти" зовется гордо.
(кто не знает по-французски,
туалетное по-русски)
Иль шампунем "Вош энд Гоу".
Его наша вошь не любит.
Убегает, как почует
Эту дрянь в одном флаконе.
Ну а если Вы хотите
Отомстить ему немного
Лучше нету "Хэд энд Шолдерс"
Представляете: Проснется, глядь,
А перхоти-то нету.
Впрочем, как и остального.
Но пока он не проснулся
Вы штаны с него снимите
И натрите все что можно
Толстым слоем "Бленд-а-мед" - а.
Он всю ночь шатался где-то,
Вдруг он кариесом болен.
От него ведь нет спасенья
Ни зимою и ни летом.
Ну а так на все детали
Нарастет к утру
Слой отличнейшей эмали.
Будет Ваш мужик как новый
Вы таким его не знали.
1 Ответить
Игорь Вадимов, а вот хлопья "Келлогг`с". Которые в 90-е рекламировал мультяшный тигр.
0 Ответить
Игорь Вадимов, мы с девочками "Марс" любим. И его реклама в моей коллекции есть.
0 Ответить
...Как рекламировать Сайты, которых ужЕ ( ! ) больше 10-ти штук ? = На нашем сайте нет рекламы ! = Вездесущая реклама всего и вся стала назойливая и прилипчивая, как банный лист. Расходы на неё надо урезать, как и на упаковку. Им Хо. Оценка - 5 !
1 Ответить