Николай Аблесимов Грандмастер

Профессор ЛГУ — какой Вы? Ремарки из жизни советского студента

Все мы учились — чему-нибудь, часто и как-нибудь. Но через сорок два года после выхода из ЛГУ в жизнь замечаю, что могу посчитать активность корпуса реактора после 30-летнего облучения в потоках нейтронов. Никогда в жизни этим не занимался, но получил заказ и… справился. Качество обучения и… качество профессоров!

Фото: Everett Collection, Shutterstock.com

1. Прозорливый

Профессор Сергей Михайлович Ария читал нам на первом курсе лекции по неорганической химии. В разделе «Железо» сообщил об эффекте Мессбауэра как о перспективном физическом методе исследования химических форм этого элемента. Шел только 1967 год (эффект был открыт в 1958 г.).

Сие сообщение просвистело мимо меня «как пуля у виска», не оставив следа в пустой голове первокурсника. Позже я делал диплом по мессбауэровской спектроскопии (1972 г.), защитил кандидатскую (1977 г.) и докторскую (2000 г.) диссертации с ее использованием.

Каково же было мое удивление, когда, разбирая архив лекций, обнаружил у С. М. Арии упоминание об этом эффекте. Эта прозорливость замечательного человека и лектора подвигла меня на создание Карманной энциклопедии физических методов в химии, коих сейчас насчитывается до 150.

2. Снисходительный

Мое первое выступление в качестве студента пятого курса на заседании кафедры радиохимии с результатами дипломной работы состоялось весной 1972 г.

Сорок минут с эканьем и бэканьем излагал я свои и руководителя взгляды на химические последствия ядерных превращений в атомах на ионообменных смолах. Блаженство в неведении. Тогда я не знал, что на доклад по кандидатской дают 20 минут времени, и только по докторской — 40.

Сорок минут доктора и кандидаты наук слушали мое блеяние, возмущаясь: «Что этот хулиган делает у доски, занимая наше время». Надо сказать, что моя характеристика на факультете была не лучшая (дважды стоял вопрос об отчислении с химфака, но об этом ниже).

И тут прозвучало слово профессора Льва Львовича Макарова: «Давайте рассматривать не личность Аблесимова, а результаты его исследований». И обсуждение потекло в обычном научном ритме.

3. Великодушный

В феврале 1969 г. университет праздновал 150-летие. Надо отметить, что дата образования Петербургского Императорского университета — 1819 год, а не всплывшая ныне дата 1724 г. основания Академии искусств и наук — именно в такой последовательности в Указе Петра I. Я учился на 2 курсе. Юбилей 14 тогдашних факультетов праздновали неделю по два факультета в день. Последними — журналисты, с которыми я жил в комнате № 33 общежития № 3.

«Ветви — не тайга над головой — Пятая задумчивая линия». «В тридцать третьей люди непохожие. Старики, которым двадцать три, молодые на пять лет моложе их».

Мои коллеги студенты-журналисты А. Боровков, В. Хитрин, В. Мищенко, В. Гончаренко были тертые дембеля после трех лет службы в Советской Армии, следовательно, пить умели. Меня брали с собой для гитарного сопровождения их похождений. После приличного возлияния и пения в Доме журналистов «старики» меня потеряли.

Очнулся в 33 комнате «в помутнении рассудка и с номерочком на ноге». Попал в вытрезвитель, что в советские времена означало отчисление. Замдекана Нинель Носова — «Начальства маленький оркестрик под управлением Нинель» — к нему меня и представила. Окончательное решение было все-таки за деканом.

Оный (профессор Михаил Михайлович Шульц — еще не академик) вызвал меня на ковер и произнес сакраментальную истину: «Молодой человек, Вы — будущий ученый, и в качестве такового Вам придется участвовать в научных конгрессах, симпозиумах, банкетах, чае… питиях и прочая. Надо пить профессионально!» И оставил на факультете, даже не лишив стипендии.

4. Целеустремленный

Учили нас в 1960−1970-х годах жестко. Из первоначального состава курса дипломы через пять лет получала половина. Остальные — либо из гонки вон, либо с перерывами на армию и академки. Отчисляли с химфака (!!!) за не сданные тысячи иностранного языка, за высшую математику, за поведение и т. д., и т. п.

Пробежавшим пятилетний марафон профессор М. П. Сусарев в напутственной речи при вручении дипломов в 1972 году сказал: «Цели ставьте большие, но достигайте их постепенно шаг за шагом — step by step». Чему я и следовал всю жизнь, став кандидатом и доктором наук, завлабом академического института, профессором и… в некотором роде, писателем.

5. Дальновидный

Екатерина Карловна Белоконь, блокадница, кандидат филологических наук, уникальный преподаватель английского языка на химфаке (преподавала до ухода из жизни в 92 года). Будучи в весьма преклонном возрасте (82 года) пишет мне в письме:

«Ремонтирую крышу дачи. Отсюда открывается великолепный вид на залив».

Интересно, чему и как учат сейчас будущих экономистов без банков, юристов без контор и менеджеров без заводов?


Что еще почитать по теме?

Какими были учившие нас преподаватели?
Всемирно известный ученый — это бог или обыкновенный человек?
К чему снятся сны про таблицу Менделеева? Победа Периодической системы над человеком

Статья опубликована в выпуске 17.01.2017
Обновлено 20.02.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Чему учат, на мой взгляд, не столь важно.
    В 90-х с преподавателями (ну, как минимум у нас, на юридическом) были большие проблемы. К чему этот преподавательский мизер, если на одном процессе можно срубить столько, сколько преподавателем надо зарабатывать полгода?! Хотя я, так же как и Вы, очень хорошо помню подавляющее большинство своих преподавателей и отношусь к ним, как мне хочется верить, с не меньшим теплом. Но... По сути. Поскольку штатных преподавателей не хватало, многие предметы нам читали практики. Так гражданский процесс нам читал тогдашний Председатель Вологодского областного суда. И перед экзаменом он нам честно сказал: "Не бойтесь. Валить не буду. От того усвоили вы прочитанное мною материал или нет, мало что изменится. Не все из вас станут юристами после выпуска. А вот станете ли вы ими или нет, зависит исключительно от вас. Тот, кто после выпуска будет работать по специальности - СТАНЕТ ЮРИСТОМ. А тот, кто не будет - через три года может поставить свой диплом на полочку и любоваться им. Никакой практической ценности он уже иметь не будет".
    Многое в образовании зависит от преподавателя. Но ещё больше - от нас самих. Хотим - станем. А не хотим... Никто не заставит.
    А за материал - большое спасибо. Очень он хороший, добрый и теплый.

    Оценка статьи: 5

  • Препод по матанализу про филологов:
    — ... Да плюньте в лицо тому, кто говорит, что филологи — это нежные фиалочки с горящими глазами! Я вас умоляю! На самом деле они мрачные желчные типы, готовые язык собеседнику вырвать за фразы, типа "оплатите за воду", "мое день рождение", "дырка в пальте"...
    Голос с задней парты:
    — А что не так с этими фразами?
    Препод, поправив очки:
    — А на вашем трупе, молодой человек, они бы еще и попрыгали .

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, Браво, ВР ! Браво ! Мне тоже нДравятся АшиПки в речи. Законы языка же принуждают неграмотных бедолаг совершать эти милые ошибки. А профи, жёлтые и мрачные, не понимают этого, так ещё и наезжают на беднях лохов.

      Оценка статьи: 5

  • Николай Евгеньевич, браво!

    Оценка статьи: 5

  • Беда в том, что можно получить глубокие знания, но это не означает, что они будут "конформными". То есть, совпадать и попадать в нынешние форматы ВСЕГО.

    Например, сегодня нужны не основательные и глубокие знания, а "быстрые" и короткие ответы и такие же решения. Скорость важнее. Качество и глубина нет.
    Сегодня (впрочем, это было и раньше, разве что не так выражено) важнее наглость, настойчивость, апломб, эмоциональная подача... умение заявить, что 2х2 может быть и 5 - инновация!-)

    Количество за счет качества. Скорость за счет глубины. Нужная тенденция за счет истинного.

    У нас пишутся статьи неспециалистами - важно привлечь внимание, заинтриговать. А что там... а там "британские ученые доказали, что те, кто ленится и спит долго, оказывается, интеллектуалы"-)

    ПС Никогда не мог понять того, что я наблюдал в свое время и что наблюдаю и сейчас: 1) как студенты могут качественно учиться днем и работать вечером (ночью) 2) как дистанционное и корреспондентское обучение может рассматриваться серьезно 3) как западные клише могут столь грубо накладывать на нашу реальность (взять эти маркетинговые "апроучи", не принимающие во внимание ни наш менталитет, ни нашу действительность.

    • Игорь Ткачев, "как студенты могут качественно учиться днем и работать вечером (ночью)" - вы вечерников не трогайте, они то как раз могут, потому что работая (если конечно они работают по специальности) они знают, что им для работы надо (какие знания) и именно на это обращают внимание, а на остальное могут забить (мы так и делали). Не знаю как сейчас, а раньше столько лишнего давали, можно сказать обзорный курс, а узкоспециализированных знаний человек не получал.

      • Лидия Богданова, "пришёл я к горестному мнению // по наблюденьям долгих лет", что учить надо что-нибудь делать, а не просто знать от и до, будь то свободно пользоваться интегральным исчислением, "рубить" в гироскопах или заменять хрусталики глаза на искусственные.

        Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 13:31 отредактирован 17 января 2017 в 13:32

      Игорь Ткачев, " в память врезалась мне" цитата С. Королёва: "Если вы сделали что-то быстро, но плохо, то будут помнить только плохо, а что быстро, быстро забудут. И если вы сделали что-то медленно , но хорошо, медлительность забудут, а хорошо будут момнить долго". Точность цитаты без фанатизма, в изложении.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, красиво, голубоглазо... Но красиво - не значит так и есть в жизни.
        Поскольку "помнят" те самые люди, которые экспертами не являются и часто весьма интересно судят, то "помнить" могут все, что угодно.

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 20:05 отредактирован 17 января 2017 в 20:05

          Игорь Ткачев, "красивого" "здесь не стояло"; были только плохие и хорошие.
          Посетители ресторанов вправе судить работу кАлинаров, не будучи экспертами по этой части.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 17 января 2017 в 20:50 отредактирован 17 января 2017 в 20:52

            Сергей Дмитриев, поэтому большинству из нас милее сосиски и пиво из хмелепродуктов-) Т.к. вкус к настоящему у них либо атрофирован, либо его и не было.

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 21:23 отредактирован 17 января 2017 в 21:24

              Игорь Ткачев, ах, это такие приземлённые мелочи! = Мне бы Ваши проблемы, Игорь Эннович?= Вон я недавно случайно и буквально открыл новый а/напиток CO CO Bay.

              Градусов под 15 и очень лёгок на входе и на выходе. Бутылка белая, тяжёлая.

              Оценка статьи: 5

              • Сергей Дмитриев, осторожнее с такими напитками. Во-первых, в них сплошная "химия" (спасибо химикам), во-вторых, они вызывают привыкание.
                Пейте лучше воду.

                • Игорь Ткачев, интернету - слава, а Вам - спасибКИ!
                  На вкус оч приятное питьё, опьянение нежное и выветривается без болей в голове. Кажется, оно сделано из киви, ананасов, манго, трошки винограда и чего-то непонятного. Последний раз в ALDI их не оказалось на витрине (на выкладке), запрашивал, нет ли на складе, но без успеХ.
                  ...А как же с наставлением, что в умеренных дозах вино можно потреблять неограниченно?

                  Оценка статьи: 5

  • Не знаю как в ЛГУ, но на мой взгляд сейчас учат чему-нибудь, да как-нибудь.
    Нам в двухтысячных учебный план забивали чем могли: русский язык, философия, риторика, история, культурология, физкультура, строительство корпусов универа, социология, религоведение, психология, физика.
    Хотя специальность была информатика и вычислительная техника.
    Профильные предметы давались урывками. Весь семестр за 1-2 недели.
    А у следующего за нами курса было ещё круче весь материал по предмету за 2 дня и сразу зачет.
    В результате кто куда устроился тот то и начал осваивать может даже и с нуля.
    После этого делал за деньги курсовые и понял, что сейчас некоторые вообще не учатся, а лишь деньги отдают.
    Так складывается впечатление, что сейчас проще сначала найти работу и пройти специализированные курсы.
    В Горьком, например, так и делают. Набирают учащихся на профильные курсы, а потом приглашают на работу.

  • А Вы что заканчивали? Гадов у нас не помню - единственный раз (читали теорию электрических цепей - это химикам то!) мы забастовали - отказались посещать эти лекции. Нам их сняли!!!

    • Николай Аблесимов, насколько я поотирался в инжЭнЭрных кругах, то "медленно сделал выводы":

      == Изобретатель, инженер, конструктор, учёный редко уживаются "в одном теле".
      == Мне симпатит, что ядерщик Александров не подался "в инженеры" из-за непритязни к чертежам, но преуспел-таки в науках.(насколько я могу судить)
      == Г. Гречко тоже показательный пример советской системы. "В номинации" расчётчик он поработал в КБ С.Королёва. Как я понял, расчёты и для Вас не в лом. Матёрым расчётчикам я бы предложил просчитать фантастический сюжет о возможности "на две крутки" докрутить по ходу ...Луну современными средствами и чем это могло бы быть чИрИевато?

      Оценка статьи: 5

  • С интересом сравнил свое студенчество и своих профессоров. По времени - почти рядом.

    Все перечисленные виды присутствуют. Были еще и гады, ну да что про них поминать!

    Оценка статьи: 5

  • Замечательно!

    И еще:
    - Не все, кто нас учит, - учителя, и много людей, у которых мы учимся по жизни всю жизнь.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо. Себя я, как Вы видите, не приукрашиваю.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 01:31 отредактирован 17 января 2017 в 11:54

      Николай Аблесимов, лавры знатоков точных наук, вкл. математику, и мне кружили голову, на чём я хорошо и погорел "по жизни". Я не понимал и сейчас недопонимаю, чему можно научиться на журфаке? Меня утешает наставление оружейника Шипулина "Надо заниматься тем, что у вас лучше всего получается". ... И восхищают лавры ВИПов от искусства, которые "не проходили академиев" соответствующего профиля.
      Статья выделяется предметностью, без художественных прибамбас(ов)
      Даже как-то неВдобно ставить оценку профЭссору и т.д., но всё-равно - 5 !

      Оценка статьи: 5

  • Мой Вам респектиссимус!

    Оценка статьи: 5