Николай Аблесимов Грандмастер

Профессор ЛГУ – какой Вы? Ремарки из жизни советского студента

Все мы учились — чему-нибудь, часто и как-нибудь. Но через сорок два года после выхода из ЛГУ в жизнь замечаю, что могу посчитать активность корпуса реактора после 30-летнего облучения в потоках нейтронов. Никогда в жизни этим не занимался, но получил заказ и… справился. Качество обучения и… качество профессоров!

Everett Collection Shutterstock.com

1. Прозорливый.

Профессор Сергей Михайлович Ария читал нам на первом курсе лекции по неорганической химии. В разделе «Железо» сообщил об эффекте Мессбауэра как о перспективном физическом методе исследования химических форм этого элемента. Шел только 1967 год (эффект был открыт в 1958 г.).

Сие сообщение просвистело мимо меня «как пуля у виска», не оставив следа в пустой голове первокурсника. Позже я делал диплом по мессбауэровской спектроскопии (1972 г.), защитил кандидатскую (1977 г.) и докторскую (2000 г.) диссертации с ее использованием.

Каково же было мое удивление, когда, разбирая архив лекций, обнаружил у С. М. Арии упоминание об этом эффекте. Эта прозорливость замечательного человека и лектора подвигла меня на создание Карманной энциклопедии физических методов в химии, коих сейчас насчитывается до 150.

2. Снисходительный.

Мое первое выступление в качестве студента пятого курса на заседании кафедры радиохимии с результатами дипломной работы состоялось весной 1972 г.

Сорок минут с эканьем и бэканьем излагал я свои и руководителя взгляды на химические последствия ядерных превращений в атомах на ионообменных смолах. Блаженство в неведении. Тогда я не знал, что на доклад по кандидатской дают 20 минут времени, и только по докторской — 40.

Сорок минут доктора и кандидаты наук слушали мое блеяние, возмущаясь: «Что этот хулиган делает у доски, занимая наше время». Надо сказать, что моя характеристика на факультете была не лучшая (дважды стоял вопрос об отчислении с химфака, но об этом ниже).

И тут прозвучало слово профессора Льва Львовича Макарова: «Давайте рассматривать не личность Аблесимова, а результаты его исследований». И обсуждение потекло в обычном научном ритме.

3. Великодушный.

В феврале 1969 г. университет праздновал 150-летие. Надо отметить, что дата образования Петербургского Императорского университета — 1819 год, а не всплывшая ныне дата 1724 г. основания Академии искусств и наук — именно в такой последовательности в Указе Петра I. Я учился на 2 курсе. Юбилей 14 тогдашних факультетов праздновали неделю по два факультета в день. Последними — журналисты, с которыми я жил в комнате № 33 общежития № 3.

«Ветви — не тайга над головой — Пятая задумчивая линия». «В тридцать третьей люди непохожие. Старики, которым двадцать три, молодые на пять лет моложе их».

Мои коллеги студенты-журналисты А. Боровков, В. Хитрин, В. Мищенко, В. Гончаренко были тертые дембеля после трех лет службы в Советской Армии, следовательно, пить умели. Меня брали с собой для гитарного сопровождения их похождений. После приличного возлияния и пения в Доме журналистов «старики» меня потеряли. Очнулся в 33 комнате «в помутнении рассудка и с номерочком на ноге». Попал в вытрезвитель, что в те времена означало отчисление. Замдекана Нинель Носова — «Начальства маленький оркестрик под управлением Нинель» — к нему меня и представила. Окончательное решение было все-таки за деканом.

Оный (профессор Михаил Михайлович Шульц — еще не академик) вызвал меня на ковер и произнес сакраментальную истину: «Молодой человек, Вы — будущий ученый, и в качестве такового Вам придется участвовать в научных конгрессах, симпозиумах, банкетах, чае… питиях и прочая. Надо пить профессионально!» И оставил на факультете, даже не лишив стипендии.

4. Целеустремленный.

Учили нас в 1960—1970-х годах жестко. Из первоначального состава курса дипломы через пять лет получала половина. Остальные — либо из гонки вон, либо с перерывами на армию и академки. Отчисляли с химфака (!!!) за не сданные тысячи иностранного языка, за высшую математику, за поведение и т. д., и т. п.

Пробежавшим пятилетний марафон профессор М. П. Сусарев в напутственной речи при вручении дипломов в 1972 году сказал: «Цели ставьте большие, но достигайте их постепенно шаг за шагом — step by step». Чему я и следовал всю жизнь, став кандидатом и доктором наук, завлабом академического института, профессором и… в некотором роде, писателем.

5. Дальновидный.

Екатерина Карловна Белоконь, блокадница, кандидат филологических наук, уникальный преподаватель английского языка на химфаке (преподавала до ухода из жизни в 92 года). Будучи в весьма преклонном возрасте (82 года) пишет мне в письме: «Ремонтирую крышу дачи. Отсюда открывается великолепный вид на залив».

Интересно, чему и как учат сейчас будущих экономистов без банков, юристов без контор и менеджеров без заводов?


Что еще почитать по теме?

Какими были учившие нас преподаватели?
Всемирно известный ученый — это бог или обыкновенный человек?
К чему снятся сны про таблицу Менделеева? Победа Периодической системы над человеком

Обновлено 15.01.2017
Статья размещена на сайте 21.11.2014

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Чему учат, на мой взгляд, не столь важно.
    В 90-х с преподавателями (ну, как минимум у нас, на юридическом) были большие проблемы. К чему этот преподавательский мизер, если на одном процессе можно срубить столько, сколько преподавателем надо зарабатывать полгода?! Хотя я, так же как и Вы, очень хорошо помню подавляющее большинство своих преподавателей и отношусь к ним, как мне хочется верить, с не меньшим теплом. Но... По сути. Поскольку штатных преподавателей не хватало, многие предметы нам читали практики. Так гражданский процесс нам читал тогдашний Председатель Вологодского областного суда. И перед экзаменом он нам честно сказал: "Не бойтесь. Валить не буду. От того усвоили вы прочитанное мною материал или нет, мало что изменится. Не все из вас станут юристами после выпуска. А вот станете ли вы ими или нет, зависит исключительно от вас. Тот, кто после выпуска будет работать по специальности - СТАНЕТ ЮРИСТОМ. А тот, кто не будет - через три года может поставить свой диплом на полочку и любоваться им. Никакой практической ценности он уже иметь не будет".
    Многое в образовании зависит от преподавателя. Но ещё больше - от нас самих. Хотим - станем. А не хотим... Никто не заставит.
    А за материал - большое спасибо. Очень он хороший, добрый и теплый.

    Оценка статьи: 5

  • Препод по матанализу про филологов:
    — ... Да плюньте в лицо тому, кто говорит, что филологи — это нежные фиалочки с горящими глазами! Я вас умоляю! На самом деле они мрачные желчные типы, готовые язык собеседнику вырвать за фразы, типа "оплатите за воду", "мое день рождение", "дырка в пальте"...
    Голос с задней парты:
    — А что не так с этими фразами?
    Препод, поправив очки:
    — А на вашем трупе, молодой человек, они бы еще и попрыгали .

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, Браво, ВР ! Браво ! Мне тоже нДравятся АшиПки в речи. Законы языка же принуждают неграмотных бедолаг совершать эти милые ошибки. А профи, жёлтые и мрачные, не понимают этого, так ещё и наезжают на беднях лохов.

      Оценка статьи: 5

  • Николай Евгеньевич, браво!

    Оценка статьи: 5

  • Беда в том, что можно получить глубокие знания, но это не означает, что они будут "конформными". То есть, совпадать и попадать в нынешние форматы ВСЕГО.

    Например, сегодня нужны не основательные и глубокие знания, а "быстрые" и короткие ответы и такие же решения. Скорость важнее. Качество и глубина нет.
    Сегодня (впрочем, это было и раньше, разве что не так выражено) важнее наглость, настойчивость, апломб, эмоциональная подача... умение заявить, что 2х2 может быть и 5 - инновация!-)

    Количество за счет качества. Скорость за счет глубины. Нужная тенденция за счет истинного.

    У нас пишутся статьи неспециалистами - важно привлечь внимание, заинтриговать. А что там... а там "британские ученые доказали, что те, кто ленится и спит долго, оказывается, интеллектуалы"-)

    ПС Никогда не мог понять того, что я наблюдал в свое время и что наблюдаю и сейчас: 1) как студенты могут качественно учиться днем и работать вечером (ночью) 2) как дистанционное и корреспондентское обучение может рассматриваться серьезно 3) как западные клише могут столь грубо накладывать на нашу реальность (взять эти маркетинговые "апроучи", не принимающие во внимание ни наш менталитет, ни нашу действительность.

    • Игорь Ткачев, "как студенты могут качественно учиться днем и работать вечером (ночью)" - вы вечерников не трогайте, они то как раз могут, потому что работая (если конечно они работают по специальности) они знают, что им для работы надо (какие знания) и именно на это обращают внимание, а на остальное могут забить (мы так и делали). Не знаю как сейчас, а раньше столько лишнего давали, можно сказать обзорный курс, а узкоспециализированных знаний человек не получал.

      • Лидия Богданова, "пришёл я к горестному мнению // по наблюденьям долгих лет", что учить надо что-нибудь делать, а не просто знать от и до, будь то свободно пользоваться интегральным исчислением, "рубить" в гироскопах или заменять хрусталики глаза на искусственные.

        Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 13:31 отредактирован 17 января 2017 в 13:32

      Игорь Ткачев, " в память врезалась мне" цитата С. Королёва: "Если вы сделали что-то быстро, но плохо, то будут помнить только плохо, а что быстро, быстро забудут. И если вы сделали что-то медленно , но хорошо, медлительность забудут, а хорошо будут момнить долго". Точность цитаты без фанатизма, в изложении.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, красиво, голубоглазо... Но красиво - не значит так и есть в жизни.
        Поскольку "помнят" те самые люди, которые экспертами не являются и часто весьма интересно судят, то "помнить" могут все, что угодно.

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 20:05 отредактирован 17 января 2017 в 20:05

          Игорь Ткачев, "красивого" "здесь не стояло"; были только плохие и хорошие.
          Посетители ресторанов вправе судить работу кАлинаров, не будучи экспертами по этой части.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 17 января 2017 в 20:50 отредактирован 17 января 2017 в 20:52

            Сергей Дмитриев, поэтому большинству из нас милее сосиски и пиво из хмелепродуктов-) Т.к. вкус к настоящему у них либо атрофирован, либо его и не было.

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 21:23 отредактирован 17 января 2017 в 21:24

              Игорь Ткачев, ах, это такие приземлённые мелочи! = Мне бы Ваши проблемы, Игорь Эннович?= Вон я недавно случайно и буквально открыл новый а/напиток CO CO Bay.

              Градусов под 15 и очень лёгок на входе и на выходе. Бутылка белая, тяжёлая.

              Оценка статьи: 5

              • Сергей Дмитриев, осторожнее с такими напитками. Во-первых, в них сплошная "химия" (спасибо химикам), во-вторых, они вызывают привыкание.
                Пейте лучше воду.

                • Игорь Ткачев, интернету - слава, а Вам - спасибКИ!
                  На вкус оч приятное питьё, опьянение нежное и выветривается без болей в голове. Кажется, оно сделано из киви, ананасов, манго, трошки винограда и чего-то непонятного. Последний раз в ALDI их не оказалось на витрине (на выкладке), запрашивал, нет ли на складе, но без успеХ.
                  ...А как же с наставлением, что в умеренных дозах вино можно потреблять неограниченно?

                  Оценка статьи: 5

  • Не знаю как в ЛГУ, но на мой взгляд сейчас учат чему-нибудь, да как-нибудь.
    Нам в двухтысячных учебный план забивали чем могли: русский язык, философия, риторика, история, культурология, физкультура, строительство корпусов универа, социология, религоведение, психология, физика.
    Хотя специальность была информатика и вычислительная техника.
    Профильные предметы давались урывками. Весь семестр за 1-2 недели.
    А у следующего за нами курса было ещё круче весь материал по предмету за 2 дня и сразу зачет.
    В результате кто куда устроился тот то и начал осваивать может даже и с нуля.
    После этого делал за деньги курсовые и понял, что сейчас некоторые вообще не учатся, а лишь деньги отдают.
    Так складывается впечатление, что сейчас проще сначала найти работу и пройти специализированные курсы.
    В Горьком, например, так и делают. Набирают учащихся на профильные курсы, а потом приглашают на работу.

  • А Вы что заканчивали? Гадов у нас не помню - единственный раз (читали теорию электрических цепей - это химикам то!) мы забастовали - отказались посещать эти лекции. Нам их сняли!!!

    • Николай Аблесимов, насколько я поотирался в инжЭнЭрных кругах, то "медленно сделал выводы":

      == Изобретатель, инженер, конструктор, учёный редко уживаются "в одном теле".
      == Мне симпатит, что ядерщик Александров не подался "в инженеры" из-за непритязни к чертежам, но преуспел-таки в науках.(насколько я могу судить)
      == Г. Гречко тоже показательный пример советской системы. "В номинации" расчётчик он поработал в КБ С.Королёва. Как я понял, расчёты и для Вас не в лом. Матёрым расчётчикам я бы предложил просчитать фантастический сюжет о возможности "на две крутки" докрутить по ходу ...Луну современными средствами и чем это могло бы быть чИрИевато?

      Оценка статьи: 5

  • С интересом сравнил свое студенчество и своих профессоров. По времени - почти рядом.

    Все перечисленные виды присутствуют. Были еще и гады, ну да что про них поминать!

    Оценка статьи: 5

  • Замечательно!

    И еще:
    - Не все, кто нас учит, - учителя, и много людей, у которых мы учимся по жизни всю жизнь.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо. Себя я, как Вы видите, не приукрашиваю.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 01:31 отредактирован 17 января 2017 в 11:54

      Николай Аблесимов, лавры знатоков точных наук, вкл. математику, и мне кружили голову, на чём я хорошо и погорел "по жизни". Я не понимал и сейчас недопонимаю, чему можно научиться на журфаке? Меня утешает наставление оружейника Шипулина "Надо заниматься тем, что у вас лучше всего получается". ... И восхищают лавры ВИПов от искусства, которые "не проходили академиев" соответствующего профиля.
      Статья выделяется предметностью, без художественных прибамбас(ов)
      Даже как-то неВдобно ставить оценку профЭссору и т.д., но всё-равно - 5 !

      Оценка статьи: 5

  • Мой Вам респектиссимус!

    Оценка статьи: 5